Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования;
Раскрыть понятие, определить задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования;
Изучить законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования на федеральном уровне;
Рассмотреть формирования политики устойчивого природопользования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические и нормативно-правовые основы государственного управления в
области охраны окружающей среды и природопользования…………………………….……...6
1.1 Понятия, задачи и методы охраны окружающей среды и природопользования……….6
2.1 Федеральное законодательство в области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………………………………………….….…..12
2 Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды
и природопользования Приморского края……………………………………………….….….18
2.1 Деятельность органов государственного управления…………………………….…….18
2.2 Формирование политики устойчивого природопользования…………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………………………..…....25
Список использованных источников……………………………………………………..…….....28

Файлы: 1 файл

курсовая по системе гу.docx

— 74.49 Кб (Скачать)

Разрешения и лицензии получают организации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащих лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Обычно они привязаны к технологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды. Лицензии и разрешения выдаются на определенный период.

На первом этапе административного  регулирования определяется, какую  нагрузку может выдержать окружающая природная среда, и на этой основе приводится расчет ПДК. При этом выброс некоторых веществ и способы  деятельности оказываются под запретом, что отражается в постановлениях или законодательных актах. На втором этапе определяются возможности  каждого предприятия и устанавливаются  индивидуальные стандарты воздействия  предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС). На основании этих стандартов, предприятию выдают (не выдают) лицензию на выбросы, которая узаконит его право осуществлять воздействие на окружающую среду.

 К  методам экономического регулирования  в области охраны окружающей  среды относятся:

  1. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  2. разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  3. разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  4. установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  5. установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  6. проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  7. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  8. предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  9. поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  10. возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.[14]

Также в РФ используется система отчислений, платежей, налогов, субсидий. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнять окружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оптимальный вариант. У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностей снижения затрат на предотвращение выбросов. В результате затраты народного хозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму.

Россия - одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающей среды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимый предприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии с этим платежи выполняют две функции: стимулируют предприятия сокращать выбросы вредных веществ, являются источником последующего аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства.

В настоящее время применяются  три вида платежей: за загрязнение  атмосферы, за сброс в водные объекты  загрязняющих веществ, за размещение отходов.

В России применяются две  ставки платежей: базовая, соответствующая  выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов, и ставка за сверхлимитные загрязнения, равная пятикратному значению базовой ставки.

Государственные субсидии (денежные пособия). Система государственных субсидий ориентируется на стимулирование экологической сбалансированной деятельности. Например, предоставляются субсидии местным органам на строительство очистных сооружений.

Экологические налоги (их часто называют «зеленые») призваны решать по крайней мере две задачи: сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу, наносимому окружающей среде; способствовать тому, чтобы экологический ущерб компенсировал загрязнитель, а не все общество. «Зеленые» налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, а также «подавлять» природоемкую деятельность. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное должны «делать» рыночные механизмы воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности.

Налоговые льготы устанавливаются для производителей с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологической деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься, например, от налогообложения освобождаются экологические фонды.

Ускоренная амортизация  основных фондов (увеличение амортизационных отчислений). Ускоренная амортизация экологически чистой техники или очистного оборудования позволяет уменьшить сумму, облагаемую налогами, и тем самым увеличить чистую прибыль предприятия.

Создание рынков окружающей среды. В основе, так называемой концепции рынка окружающей среды, - идея купли-продажи прав на различного рода загрязнения. Каждое предприятие решает для себя, что выгоднее - тратить деньги на мероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использование окружающей среды. Часто предприятия, а также домашние хозяйства не заинтересованы в том, чтобы брать на себя дополнительные расходы, связанные с природоохранными мероприятиями, если взамен они получают такие неосязаемые блага, как улучшение качества воздуха или устранение источника шума.

Нормирование  в области охраны окружающей среды  осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда.[15]

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел антропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и внешнего природного окружения.

В целях предотвращения негативного  воздействия на окружающую среду  хозяйственной или иной деятельности, а также для сохранения здоровья человека, для природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  1. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  2. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  3. нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  4. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
  5. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  6. нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.[15]

Преимущество нормативного регулирования - оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью человека экосистемы.

1.2 Федеральное законодательство  в области охраны окружающей  среды и природопользования

Конституция Российской Федерации - является основой законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.[4]

В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земля и другие природные  ресурсы, как это предусмотрено  статьей 9 Конституции, используются и  охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории, при этом указанные природные  объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Конституционно установлено  свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами  их собственниками при соблюдении следующих условий. Первое - ненанесение ущерба окружающей среде. Второе - ненарушение прав и законных интересов лиц. Таковыми являются также экологические права и интересы. Третье - соблюдение условий и порядка пользования землей.

В Российской Федерации конституционно предусмотрено поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом.

Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек  и гражданин обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам.

Также существует конституционная  норма, на основании которой ограничения  перемещения товаров и услуг  могут вводиться на территории РФ в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо для  обеспечения охраны природы.

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.[23]

Установлено также, что по предметам совместного ведения  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам. При наличии  таких противоречий действует федеральный  закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или  совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Основной закон России - органически цельный нормативно правовой акт. Поэтому его нормы экологического характера тесно взаимосвязаны и находятся в единстве с нормами о собственности, суверенитете, международном сотрудничестве и большинство других норм.

Одним из приоритетных направлений  деятельности государства является совершенствование законодательства в области природопользования и  охраны окружающей природной среды  в целях создания гармоничного правого  поля в этой области, обеспечивающего  сочетание принципов рационального  пользования природными ресурсами  при минимальном воздействии  на окружающую природную среду.

Нормотворческая компетенция  Президента России предусмотрена ст. 90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются те из них, которые устанавливают правила общего характера, модель поведения. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.[11]

Информация о работе Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования