Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:19, доклад
С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической
Введение……………………………………………………..............................3 - 5
1.Задачи формирования у детей дошкольного системы знаний о живой природе ……………………………………………………………………...8 – 10
2. Особенности формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста……………………………………………..10 – 25
3. Структура и содержание формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста…………………………………25- 27
Вывод………………………………………………………………………...27- 28
Список литературы………………………………………………………...29 – 30
Приложения
С родителями проводятся групповые собрания на данную тему, консультации, беседы; проводится анкетирование родителей. Папы изготовляют кормушки и скворечники. Родители участвуют в выставках поделок из природного материала. (Приложение 4. Консультация для родителей в 1 младшей группе «Зелёный мир в доме»)
При формировании знаний о живой природе использую не только разные формы работы, но методы: наглядные, практические, словесные. На занятиях и в совместной деятельности использую наглядные методы: рассматривание картин, иллюстраций в книгах. С их помощью у детей формирую представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Как мы знаем, основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста являются наблюдения. И поэтому именно на экскурсиях, прогулках дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. У детей формируется первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Приучаю детей всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. Поэтому помогаю детям открывать чудеса и тайны природы, учу сознательно воспринимать впечатление от предметов и явлений окружающей природы или, другими словами, учу детей видеть, слышать и понимать природу. Кроме того, наблюдение важно ещё и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (уход за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т. д.).
Наблюдения за живой природой проводим на участке каждый день. Начинаются они с приветствия всем жителям участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях, печалях и заботах.
Доношу до детей мысль о том, что все представители живой природы – растения и животные – разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своей жизни. Только говорят они не при помощи слов (как люди), а совсем по-другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.
«Как же растения и животные разговаривают с нами» - спрашивают дети. Рассказываю детям, что цветы говорят, что им хорошо, своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, становятся бледными и вялыми. Точно также говорим о людях, когда им нездоровится.
Объясняю, что животные разговаривают с людьми с помощью звуков и движений. Так, кошечки говорят, что им хорошо, мурлыкая или ласкаясь к хозяину. А если кошка шипит, приседает на все лапы, прижимает уши, то этим она показывает человеку, что сейчас она не хочет разговаривать с ним, у неё плохое настроение или неотложные дела.
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, т. е. основой экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность в природе способствует накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что;
Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Наряду с наблюдениями на занятиях, экскурсиях, прогулках в самостоятельной деятельности использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания.
Так для обобщения знаний о диких и домашних животных, растениях, птицах, овощах и фруктах в группе есть много дидактических игр: «Парочки», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт?», «Во саду ли, в огороде», «Откуда это?», «Семья» и т.д.; есть конструктор «Зоопарк».
Любят дети играть на участке и в группе в подвижные игры: «У медведя во бору…», «Зайка беленький сидит», «Птицы», «Пчёлы» и т.д.
Важным методом в работе с детьми считаю слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
При формировании системы знаний о живой природе, как уже говорила ранее, использую разные методы и приёмы в различных формах работы с детьми. Поэтому познание какого – либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Таким образом, разрабатывая систему работы детского сада и семьи, стремлюсь сформировать у детей дошкольного возраста систему знаний об объектах природы как живых организмах, о необходимости сохранения их целостности, их потребностях, способности чувствовать и реагировать на благоприятные (и неблагоприятные) условия окружающей среды.
3.
Структура и содержание
процесса формирования
системы знаний
о живой природе
у детей дошкольного
возраста
Как я уже отмечала, процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Поэтому формирование системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста планировала провести в несколько этапов.
На первом этапе (младший и средний дошкольный возраст) я учила детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные особенности живой природы. На первом же этапе стремилась подвести детей к пониманию, что всё живое делится на растительный и животный мир.
На втором этапе (средний возраст): совершенствую умение детей группировать растения по разным признакам (деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные растения); уточняю знания об основных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выявляю основные признаки этих групп; систематизирую и расширяю представления детей о растениях и животных различных мест обитания (лес, луг, водоём).
На третьем этапе (старший дошкольный возраст) буду систематизировать и закреплять знания детей о живой природе.
Как правило, дети относили к живой природе только животных, а всё, что не движется, в том числе и растения, - к неживой. Я стремилась объяснить и показать детям, что всё живое движется, дышит, питается, размножается (чтобы было понятно, объясняла детям, что у растений, животных всегда бывают детки, - значит они живые). Рассматривали конкретные примеры. Дети предлагали разные варианты ответов.
Даша привела пример: «У белки детки – бельчата. Она грызёт орешки и другую пищу, дышит воздухом, прыгает по веткам, растёт. Значит она живая».
Для закрепления знаний животных и их детёнышей использовали дидактические игры, дети находили детёныша их мам.
Принадлежность животных к живому у детей не вызывает. Сложнее было доказать, что растения – тоже живая природа. Чтобы дети убедились в этом, провели несколько наблюдений и экспериментов.
Первый вопрос, который задавали дети: как движутся растения? Мы провели наблюдение за бальзамином, поставили его на подоконник. Через день увидели, что бальзамин повернул свои листочки к окну, к солнышку.
Ещё один «детский» вопрос: а как питаются растения? Что и чем они едят? Ведь у них нет ни рук, ни рта. Ухаживая за комнатными растениями, объясняла детям, что мы их кормим питательными смесями, поливаем, то есть кормим и поим. Объяснила, что люди пьют соки и воду при помощи трубочки, а для растений такими трубочками являются их корешки. Кроме того, почти все растения питаются за счёт почвы. И ещё рассказала детям, что в листьях под лучами солнца «готовится» особая пища, а «готовят» её зелёные «зёрнышки – поварята». Поэтому и листья у растений зелёные.
И ещё вопрос, который задавали мне дети: бывают у растений детки? Обратила внимание на то, что мы разводим комнатные растения, используя отводки, отростки. Проследили вместе с детьми за появлением «деток» у растений. Помочив в воде несколько дней веточку бальзамина до появления корешков, мы посадили её в землю.
Я учила детей как правильно вести себя в природе. Приучала детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины.
Следующая важная заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
Третья заповедь – внимательность: учила детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.
Таким образом, дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста учатся различать живую и неживую природу, в дальнейшем совершенствуют свои знания о животном и растительном мире.
4. Вывод
Таким образом, процесс формирования системы знаний о живой природе довольно длительный. Вводить, «погружать» ребёнка в жизнь природы надо постепенно, последовательно и целенаправленно. Чтобы сформировать у детей к концу дошкольного возраста систему знаний о живой природе, я включила творческий поиск, разработала систему разнообразных форм, методов и приёмов по ознакомлению с живой природой. По результатам диагностирования детей (в апреле прошлого и в октябре этого учебного года) можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности знаний характерных особенностей представителей животного и растительного мира; дети стали понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Но я считаю, что детям ещё многое предстоит узнать и многому научиться. Поэтому свою работу по формированию знаний о живой природе у детей дошкольного возраста я продолжу в дальнейшем.
Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе