Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:19, доклад

Краткое описание

С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической

Оглавление

Введение……………………………………………………..............................3 - 5
1.Задачи формирования у детей дошкольного системы знаний о живой природе ……………………………………………………………………...8 – 10
2. Особенности формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста……………………………………………..10 – 25
3. Структура и содержание формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста…………………………………25- 27
Вывод………………………………………………………………………...27- 28
Список литературы………………………………………………………...29 – 30
Приложения

Файлы: 1 файл

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

  С   родителями  проводятся  групповые   собрания  на  данную  тему,  консультации,  беседы;  проводится  анкетирование  родителей.  Папы    изготовляют   кормушки   и   скворечники.  Родители  участвуют   в  выставках    поделок  из  природного  материала. (Приложение 4. Консультация для родителей в 1 младшей группе «Зелёный мир в доме») 

  При   формировании   знаний о  живой  природе использую   не  только  разные  формы  работы,  но  методы:  наглядные,  практические,  словесные.  На  занятиях  и  в  совместной  деятельности    использую    наглядные методы:  рассматривание  картин, иллюстраций  в  книгах.  С  их  помощью у детей формирую  представления о динамике  явлений природы – росте и развитии  растений  и  животных,  труде  взрослых,  показывая  явления,  которые  протекают  в  природе  длительное  время.

   Как  мы  знаем,  основным  методом  в  экологическом  развитии  детей  дошкольного  возраста  являются  наблюдения.  И поэтому именно  на  экскурсиях,  прогулках   дети  имеют возможность видеть  растения  и животных  в среде их  обитания.  У детей формируется первичные мировоззренческие представления    о взаимосвязях,  существующих  в природе,  развивается наблюдательность,  интерес  к  изучению  природы.  Приучаю  детей  всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.  Красота природы вызывает  у детей глубокие  переживания,  неизгладимые  впечатления,  способствует  развитию  эстетических  чувств.  Поэтому  помогаю  детям  открывать  чудеса  и  тайны  природы,  учу  сознательно  воспринимать  впечатление  от  предметов  и  явлений  окружающей  природы  или,  другими  словами,    учу детей видеть,  слышать и понимать  природу.  Кроме того,  наблюдение  важно  ещё  и  тем,  что  оно  лежит  в  основе  разных  видов  деятельности,   направленных  на  познание  или  практическое  преобразование  природы  (уход  за  растениями  и  животными,  изодеятельность  и  рассказы  детей  на  основе  наблюдений  и т. д.).

  Наблюдения  за  живой  природой проводим  на участке  каждый  день.   Начинаются  они  с  приветствия  всем   жителям  участка,  с  вопросов  об  их  настроении,  самочувствии,  об  их  радостях,  печалях  и  заботах.

  Доношу  до  детей  мысль  о том,  что все представители живой природы – растения  и животные – разговаривают с нами,  с людьми,  всегда  рассказывают  нам о своей жизни.  Только  говорят они не  при помощи  слов  (как люди),  а совсем  по-другому.  И поэтому люди  очень часто их  не  слышат  и не  понимают.

  «Как  же  растения  и  животные    разговаривают  с  нами»  - спрашивают  дети.  Рассказываю   детям,  что  цветы  говорят,  что  им  хорошо,  своим   обильным  и  красочным  цветением.  Если  растению  плохо,  то  меняется  окраска листьев,  становятся  бледными  и вялыми.  Точно также говорим о людях,  когда им  нездоровится.

  Объясняю,  что  животные  разговаривают   с  людьми  с  помощью   звуков  и  движений.  Так,  кошечки  говорят,  что  им  хорошо,  мурлыкая  или  ласкаясь  к  хозяину.  А  если  кошка  шипит,  приседает  на  все  лапы,  прижимает  уши,  то  этим  она  показывает  человеку,  что  сейчас  она  не  хочет  разговаривать  с  ним,  у  неё  плохое  настроение  или  неотложные  дела.

   Практическая  деятельность  детей  в  природе  имеет  ключевое  значение.  Индивидуальные  проявления  ребёнка  в  практической  деятельности – это  показатель  его  экологической  воспитанности  и  экологической  культуры.

   Именно  в  процессе  активной  деятельности  ребёнок  реализует  свои  потребности  пытливого  исследователя,  делает  выводы  и  обобщения,  т. е.  доминирующее  наглядно – образное  мышление  постепенно  заменяется  теоретическим,  т. е.  основой  экологического  мышления  человека.

  Наблюдения,  опыты  и  практическая  деятельность  в  природе  способствует  накоплению  у  детей  запаса  достоверных  конкретно-образных  представлений  об  окружающей  действительности,  фактических  знаний,  которые  являются  материалом  для  последующего  их  осознания,  обобщения,  приведения  в  систему,  раскрытия  причин  и  взаимосвязей,  существующих  в  природе.

Именно  в  результате  наблюдений  и  практической  деятельности  в   природе дети  начинают  понимать,  что;

  • Объекты  и  явления  природы взаимосвязаны и представляют  собой единое  целое;
  • Окружающий  мир  не  является  чем–то  статичным,  он  постоянно  изменяется.

  Огромное  значение  в  работе  с   детьми   дошкольного  возраста  имеет  игра.  Наряду  с  наблюдениями  на  занятиях, экскурсиях, прогулках  в самостоятельной деятельности  использую  разнообразные  игры:  дидактические,  подвижные  и  творческие.  В  них  дети  накапливают  чувственный  опыт,  творчески  осваивают  приобретённые  знания.

  Так   для  обобщения  знаний  о  диких  и  домашних  животных,  растениях,   птицах,  овощах  и  фруктах  в  группе  есть  много  дидактических  игр:  «Парочки»,  «Паровозик  для  зверят»,    «Кто  где живёт?»,  «Во  саду  ли,  в  огороде», «Откуда  это?»,  «Семья» и  т.д.;  есть  конструктор  «Зоопарк».

  Любят   дети  играть  на  участке   и  в  группе  в  подвижные   игры:  «У  медведя  во  бору…»,  «Зайка  беленький  сидит»,  «Птицы»,  «Пчёлы»  и  т.д.

  Важным  методом  в  работе  с  детьми  считаю  слово,  его  правильное использование в разных  формах  работы  с детьми. Причём  наибольшее  значение  имеет беседа – чёткая  и гибкая  последовательность  вопросов,  помогающих  детям понять  причинно-следственные  связи,  сформулировать  выводы,  сделать обобщения,  перенести  знания  в  новую  ситуацию.  Именно  беседа  выявляет  нравственную  позицию  ребёнка  в  его  отношениях  с  животными,  растениями,  людьми.

  При   формировании  системы  знаний о живой природе,  как уже говорила  ранее,  использую разные    методы  и приёмы  в различных  формах  работы  с  детьми.  Поэтому  познание  какого – либо  объекта  начинается  с  его  неоднократного  наблюдения  с  подключением  различных  анализаторов (потрогать,  понюхать,  послушать  и  т.д.).  Эти  наблюдения  дополняются  художественными  рассказами,  просмотром  иллюстраций,  картин,  прослушиванием  музыки,  образными  движениями  танца  и  др.  Затем  все  эти  впечатления  отражаются  и  закрепляются  в  рисовании,  лепке,  играх  с  природным  материалом.

   Таким  образом,  разрабатывая  систему  работы  детского  сада  и  семьи,  стремлюсь  сформировать  у  детей  дошкольного  возраста  систему  знаний  об  объектах  природы  как  живых  организмах,  о  необходимости  сохранения  их  целостности,  их потребностях,  способности чувствовать и реагировать на  благоприятные   (и неблагоприятные)  условия окружающей  среды.

  

  3. Структура  и  содержание  процесса  формирования  системы знаний  о  живой  природе  у детей дошкольного  возраста 

  Как   я  уже отмечала,  процесс формирования  системы знаний  о живой природе довольно  длительный.   Поэтому формирование  системы  знаний  о  живой  природе  у  детей  дошкольного  возраста  планировала  провести    в несколько этапов.

   На  первом  этапе  (младший и средний дошкольный  возраст) я   учила  детей различать живую и неживую природу,  выделять  отличительные особенности живой природы.  На  первом  же  этапе   стремилась   подвести  детей к пониманию,  что всё живое делится  на  растительный  и  животный  мир.

  На  втором  этапе (средний возраст): совершенствую  умение  детей группировать  растения  по  разным  признакам (деревья,  кустарники,  травы;  лиственные  и  хвойные растения);   уточняю  знания  об  основных  группах  животных  (насекомые,  рыбы,  птицы,  звери),  выявляю  основные  признаки этих  групп;  систематизирую  и расширяю  представления детей о растениях и животных  различных мест  обитания  (лес, луг,  водоём).

  На  третьем  этапе  (старший  дошкольный  возраст)  буду систематизировать  и  закреплять  знания  детей о живой природе.      

  Как  правило,  дети  относили  к  живой  природе  только  животных,  а  всё,  что  не  движется,  в  том  числе  и  растения, - к  неживой.  Я стремилась  объяснить  и  показать  детям,  что  всё  живое  движется,  дышит,  питается, размножается  (чтобы было понятно,  объясняла  детям,  что  у растений,  животных  всегда  бывают  детки, - значит  они живые).  Рассматривали конкретные  примеры.  Дети  предлагали  разные  варианты  ответов. 

   Даша   привела  пример:  «У  белки детки – бельчата.  Она грызёт  орешки   и другую  пищу,  дышит воздухом,  прыгает  по  веткам,  растёт.  Значит  она живая».

  Для   закрепления  знаний  животных  и  их  детёнышей  использовали  дидактические  игры,  дети  находили  детёныша  их  мам. 

  Принадлежность  животных  к  живому у  детей  не  вызывает.  Сложнее было  доказать,  что растения – тоже  живая природа.  Чтобы  дети  убедились  в  этом,    провели  несколько  наблюдений  и  экспериментов.

  Первый  вопрос,  который  задавали  дети:  как  движутся  растения?   Мы  провели  наблюдение  за  бальзамином,  поставили  его  на  подоконник.  Через  день  увидели,  что  бальзамин  повернул  свои  листочки  к  окну,  к  солнышку. 

  Ещё  один  «детский»  вопрос:  а  как  питаются  растения?  Что  и  чем  они  едят?  Ведь  у  них  нет  ни  рук,  ни  рта.  Ухаживая  за  комнатными  растениями,    объясняла  детям,  что  мы  их  кормим  питательными  смесями,  поливаем,  то  есть  кормим  и  поим.  Объяснила,  что люди  пьют  соки  и воду  при помощи  трубочки,  а для растений  такими  трубочками  являются  их  корешки.  Кроме того,  почти все растения  питаются  за  счёт  почвы.  И  ещё  рассказала  детям,  что в листьях под лучами  солнца  «готовится» особая  пища,  а «готовят» её  зелёные «зёрнышки – поварята». Поэтому  и  листья  у  растений  зелёные.

  И   ещё  вопрос,  который  задавали  мне дети:  бывают  у  растений  детки?  Обратила внимание  на  то,  что  мы  разводим  комнатные  растения, используя  отводки,  отростки.  Проследили  вместе  с  детьми  за  появлением  «деток»  у растений.   Помочив в воде  несколько дней  веточку   бальзамина  до  появления корешков,  мы  посадили  её  в  землю.

    Я  учила  детей как правильно вести себя  в природе.  Приучала  детей к мысли,  что они идут  в гости к природным обитателям,  в их  большой дом,  а поэтому должны  следовать тем требованиям – заповедям,  которые необходимо  выполнять  гостям  природы.  Главнейшая  из  них – соблюдение  тишины.

  Следующая   важная  заповедь – терпеливость  (умение  длительное  время   наблюдать  за  растением,  животным).

  Третья  заповедь – внимательность:  учила  детей находить взаимосвязи в природе,  проверять народные  приметы,  прогнозировать  последствия поведения людей.

Таким  образом,  дети,  начиная    уже  с  младшего  дошкольного  возраста  учатся  различать    живую  и  неживую  природу,  в  дальнейшем  совершенствуют  свои  знания  о  животном  и  растительном  мире.

   

 

4. Вывод

  Таким  образом,    процесс формирования  системы знаний  о живой природе довольно   длительный.  Вводить,  «погружать» ребёнка в жизнь природы надо  постепенно,  последовательно  и  целенаправленно.  Чтобы  сформировать  у  детей  к  концу  дошкольного   возраста систему  знаний  о  живой  природе,   я    включила  творческий  поиск,  разработала  систему  разнообразных  форм,  методов  и приёмов  по  ознакомлению  с  живой  природой.  По  результатам   диагностирования  детей  (в  апреле  прошлого  и  в  октябре  этого  учебного  года)  можно  сделать  вывод,  что  у  детей повысился уровень сформированности  знаний  характерных особенностей  представителей  животного и растительного  мира;  дети  стали  понимать  взаимосвязь  между  деятельностью  человека  и  жизнью  животных,  птиц  и  растений,  проявляют  интерес  и  эмоционально  выражают  своё  отношение  к  животным,  птицам  и  насекомым.

  Но  я  считаю,  что  детям  ещё  многое  предстоит  узнать  и  многому  научиться.  Поэтому  свою  работу  по  формированию  знаний  о  живой  природе  у  детей  дошкольного  возраста  я  продолжу  в  дальнейшем.

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе