Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:19, доклад

Краткое описание

С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической

Оглавление

Введение……………………………………………………..............................3 - 5
1.Задачи формирования у детей дошкольного системы знаний о живой природе ……………………………………………………………………...8 – 10
2. Особенности формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста……………………………………………..10 – 25
3. Структура и содержание формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста…………………………………25- 27
Вывод………………………………………………………………………...27- 28
Список литературы………………………………………………………...29 – 30
Приложения

Файлы: 1 файл

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

  Планируя   работу  по  формированию  системы   знаний о  живой  природе    у  детей    дошкольного  возраста,  я   предполагала решить  следующие задачи:

  • Формировать  знания  о  живой  природе;
  • Воспитывать  у  детей  любовь  к  природе  через  непосредственное  общение  с  ней,  восприятие  её  красоты  и  многообразия;
  • Формировать  практические  навыки  и  умения  по  уходу  за  живыми  существами  и  некоторые  способы  охраны  природы.

  При   формировании  системы  знаний  о  живой  природе  определила  направления,  по  которым будет проходить процесс формирования  системы знаний.

  Первое  направление – система знаний  о  живом  организме  как  носителе  жизни,  его  существенных  характеристиках:  целостности,  системе  потребностей.

  Второе  направление – система знаний  о среде обитания  живых существ,  их  приспособленности к определённой  среде обитания,  в  том  числе  к  сезонным  изменениям.

  Третье  направление – система знаний  о размножении живых существ,  их  росте и развитии.

  Четвёртое  направление – система знаний  о взаимодействии  живых существ в экосистемах (луг,  лес, водоём).

  Освоение  системы  знаний  о живой природе   связано с развитием познавательных  умений,  среди которых выделила  следующие:

  • Умение  видеть живой  объект  в  разнообразии  его  свойств,  жизненных  проявлений.
  • Умение  оценивать  состояние  природных  объектов,  как  живых  организмов,  так  и  среды  обитания.
  • Умение  включать  объект  в  различные  системы,  рассматривать  его  с  различных  точек зрения.
  • Умение  прогнозировать  развитие  ситуации,  предвидеть  последствия  воздействия  на  объект.
  • Умение  устанавливать  различные  по  степени  сложности  по  содержанию  связи,  существующие  в  природе.

Таким  образом,  решая  эти  задачи,  я  считаю,  что  к  концу  дошкольного  возраста  у  детей  должна  быть  сформирована  система  знаний о живой природе. 

  2.  Особенности  формирования  системы знаний  о живой природе.    Последние четыре  года  я работала  с детьми  младшего  дошкольного возраста:  два года  с детьми  второй  группы    раннего возраста  и   два года  с детьми  первой  младшей  группы.  (В  этом  году   с  детьми  средней группы).  Поэтому формировать    знания  о живой природе я начала   у детей   с   раннего возраста.

  Прежде  всего,  в каждой группе  оформляла  Уголок  природы,  куда  поместила    растения   и    аквариум  с рыбками.  В уголке  природы растут:  Аспидистра,  Бальзамин,  Бегонии, Зебрина висячая,   Колеус,  Маранта,  Сансевиера,  Традестанции, и  другие... Дети  младшего  дошкольного возраста  ещё достаточно  малы,  чтобы самим  ухаживать  за  растениями  и  животными.  Поэтому,  когда  начинала  поливать  растения,  то  привлекала  внимание  детей  словом.  Всегда  здоровалась  с  растениями;  «Здравствуйте,  наши  маленькие  друзья.  Вы,   наверное,  заждались  нас.» Это сразу  же  привлекало  внимание  детей.   «Дети,  поглядите на  наши  цветочки.  Они загрустили…(Часто  подчёркиваю  одушевлённость  растений:  «Они – как  мы»).  Головку  опустили,  листочки  поникли…  Цветочки  грустят.  Как  вы  думаете,  почему  они грустят?  Они хотят попить.  В земле должна  быть  водичка. Учила  детей  определять,  нуждается  или  нет  растение  в  поливке.  Дети  трогали  землю  в  цветочном  горшке,  определяли  влажная   земля  или  сухая.  Если  земля  влажная,  то  объясняла  детям,  что    поливать  не  надо. При  поливке  растений  объясняла  детям,  как нужно держать леечку,  как поливать:  «Смотрите,  я поливаю не  стебель,  а землю,  низко и к краю  горшка». Потом  опрыскивали  листья  у  растений  опрыскивателем,  или  обтирали  сырой  ваткой.  На  следующий  день  после  поливки  привлекала  внимание  детей  к  рыхлению  земли  в цветочных  горшках.  Объясняла  детям,  что  землю  нужно  рыхлить  для  того,  чтобы  растениям  было  легче  дышать  и  тогда  они  будут  ещё  лучше  расти.

  Если  во  второй  группе раннего   возраста  дети  наблюдали   за  моей  работой  в  Уголке  природы,  то  в  первой  младшей   группе со  второго  полугодия   детей  постарше  стала  привлекать  к  уходу  за  растениями.    Я  помогала  ребёнку держать лейку,  и мы  вместе  поливали  растение,  осторожно обтирали    и опрыскивали листья.   Во  время совместного труда хвалила ребёнка,  отмечала,  что он  самостоятельно  напоил  растение:  «Даша поливает  потихонечку.  Ждёт, когда водичка появится  в поддоне» 

  В   процессе   трудовых  действий  сначала  сама,  а  потом   дети  читали  стихи  Ю.   Мориц:

          У  меня  живёт  цветок,

          Он  бы  море  выпить  мог.

          Дам  водички – он  глотает

          И немножко  расцветает!

  Детей  в средней группе  приучаю самостоятельно   ухаживать за  растениями.  Дети  под моим  руководством    проверяют,  нуждается ли  растение  в поливке,  если  нуждается,  то  поливают  его,  опрыскивают и обтирают  листья.

  Дети   среди  растений  находят  цветущие;    называют  и показывают  части растения:  стебель,  листья,  цветы.  Я показала  на  картинке  корень  растения  и объяснила,  что корень  у растения  в земле,  мы  его не  видим.                  Учила детей любоваться красотой растений, сравнивать растения:  «Посмотрите,  какое  чудесное  растение!»  (Дети  несколько  секунд  рассматривают,  любуются.)  Затем  обращаю  внимание  детей  на  длинные  стебли,  большие  красивые  листья  у пятнистой  бегонии.  «На  листочках –лодочках  светлые  пятнышки.  Эту  красавицу  так  и    зовут – бегония  пятнистая.  Давайте  скажем  ласково  «бегония  пятнистая».  Ещё  раз  с  детьми  любуемся  красотой  растения. Затем  выставляю  рядом    другое  растение -  бегонию  вечноцветущую – и  обращаюсь  к  детям:  «А  теперь  поглядите  на  другое  растение.  Это  тоже  бегония,  только  она  совсем  другая.  Какая?».   Рассматриваем  её  вместе  с  детьми,  слушаю  их  высказывания  и  перехожу  к  деталям:  «Есть  у  неё  пятнышки?  (Нет.)  А  какого   цвета  листочки?  (Красные.)  Посмотрите,  у  красной  бегонии  цветочки  есть,  их  много!  Покажите  их.»  В  конце  наблюдения   замечаем,  что  оба  растения  носят  одно  имя,  но  они  разные.  Потом читаю детям стихи,  сопровождая чтение  жестикуляцией,  а дети  снова любуются   растениями.

          Стоят  на  подоконнике

          Красавицы – бегонии,

          Листики – ладошки

          Подставляют  солнышку.

          Смотрите,  они  разные!

          У  той – листочки  красные,

          У  этой  все  зелёные,  в  крапинку  весёлую…

          До  чего  же  хороши – полюбуйтесь   малыши!  

  После   наблюдений    рисовали  растения,  делали  аппликации.  Например,  горшок  для  бегонии  я  сделала  аппликацией,  а  листья  нарисовали  дети.  При  рисовании  герани  дети  рисовали  цветы  тычком  (палочка  с  плоским  срезом),  а  я – кашпо  и  стебель.

  Аналогично  организовывала  работу  и  по  уходу  за  рыбками. Дети  с  довольствием  кормят  рыбок,  помогают  мне  добавлять  и    менять  воду  в  аквариуме.   Кроме  того,  детям  очень  нравиться  наблюдать  за  рыбками.   В результате  наблюдений  дети  получают  преставления  о  строении  рыб -  вытянутое  тело,  спереди  голова,  сзади  хвост,  сверху  спинка,  внизу брюшко. Дети  отмечают,  что у водных  обитателей  нет ни  рук,  ни  ног,  но  есть  плавники,  которые расположены  в  разных  местах  их  тела – на  спине,  брюшке,  на  хвосте,  вблизи  головы;  на  голове  у рыбки  глаза – они нужны, чтобы видеть  окружающие  предметы. 

  В   результате  многократных  наблюдений,  дети  делают  вывод,  что   рыбки  плавают  легко,  быстро,  в  разных  направлениях,  у   них  всегда  спина  сверху,  брюшко  снизу.  Объясняю  детям,  что так плавать им  помогают  вытянутое и скользкое тело,  заострённая голова, плавники;  рыбки   легко поворачиваются  в разные  стороны – им  помогает  хвост с плавниками.

  Пояснила  детям,  что рыбки  могут   жить  только  в  воде,  сами  плавают,  едят,  их  нельзя  трогать,  вынимать  из  аквариума,  из  воды,  иначе  они  погибнут.  Так  у   детей  создаётся  правильная  ориентация в  отношении  к  живому:  (бережно,  правильно  обращаться,  проявлять  заботу).

  После   неоднократных  наблюдений  дети  рисовали  аквариум  с  рыбками.  Я  нарисовала  свечой  разных  рыбок  на  альбомных  листах  и  предложила  детям  стать  волшебниками.  По  мере  закрашивания  гуашью  на  альбомном  листе  стали   появляться  рыбки,  что  очень  понравилось  детям. (Приложение 1.  Циклы наблюдений за рыбками в  средней группе.) 

   Работа   в уголке  природы наглядно  показывает  детям значение  ухода за  растениями  и животными.  Ухаживая  за  растениями  и  животными,  ребёнок  должен  осознать,  что  уход  направлен  на  удовлетворение  потребностей  растений  и  животных  (в  пище,  воде,  тепле,  свете  и  др.),  что  каждый  организм  растет,  живет,  развивается,  только  если  для этого  есть  необходимые  условия.  В процессе  труда в Уголке  природы  дети  наглядно  прослеживают  и полностью осознают  зависимость жизни и состояния растений  и животных  от  труда человека.

  При формировании  системы  знаний использовала    в работе  с детьми  разные  формы ознакомления  с живой  природой.

   На  основе  общих  задач   разработала     систему занятий и  экскурсий.

  Экологические  занятия  являются  ведущей формой  организации работы  по  ознакомлению  с природой.  На  занятиях  формировала  систему  элементарных  знаний,  осуществляла  развитие  основных  познавательных  процессов и способностей.  Занятия давали  возможность уточнить  и систематизировать личный  опыт  детей,  который  накапливался  у них во  время наблюдений,  игр и труда в повседневной  жизни.

При  подборе  занятий  основное  внимание  уделяла   их  систематичности и последовательности,  с тем,  чтобы обеспечить  формирование  элементарной  системы знаний,  умений  и навыков.  Предусмотрела  занятия,  на  которых будут сообщаться  первоначальные  знания.  Далее  шли   занятия,  цель  которых – пополнение  первоначальных  представлений,  обобщение  и  применение  полученных  знаний,  умений  и  навыков.

Так  в  первой  младшей  группе  с  детьми  проводила  занятия  по  ознакомлению  с  овощами  и  фруктами,  с  дикими  и  домашними  животными,  с растениями  и  птицами.

  Маленькие  дети имеют неустойчивое  внимание,  преобладание  наглядно-действенного  мышления,  повышенную  двигательную  активность,  стремление  к игровой деятельности,  разнообразие  познавательных  интересов.  Поэтому,  для  того,  чтобы  поддержать       в течение  занятия  внимание  детей  проводила  занятия – путешествия; занятие – сказки;  занятия – игры.    Так,  например,  чтобы  закрепить  знания  детей  о  домашних  животных  проводила  занятие – путешествие:  «В  гости к бабушке Арине».   В гости дети  «ехали  на  автобусе».  Около своего  дома  детей встретила бабушка,  показала  своих  домашних  животных  (игрушки).  Дети  рассказывали  бабушке,  что  они знают о животных.  Бабушка дополняла ответы  детей.  Потом дети  «покормили» кошку и собачку молочком.  А бабушка угостила  детей конфетами. 

  При   ознакомлении   с  овощами   и  фруктами,  на  занятие   к   детям    «приходил»  дедушка из  сказки  «Репка».   Дедушка в игровой форме знакомил  детей с овощами из  своего  огорода и фруктами  из  фруктового  сада  (натуральные овощи и фрукты).  Дети  пробовали   дедушкино угощение. (Приложение 2. Конспект проведения открытого занятия в средней группе «Рассматривание фруктов (яблоко и груша)»)

 

  На  занятие  в средней группе  по  теме:  «Что  растёт  в лесу?»    «приходила»    Красная шапочка с корзинкой,  в которой лежали картинки  с изображением  лесных  ягод  и грибов. Я,  от  лица  Красной  шапочки,  рассказала  о  лесе:  в  лесу  растёт  много  разных  деревьев,  кустарников,  растут  ягоды  и  грибы.  В  конце  занятия    Красная  шапочка  играла  с  детьми.

   Я  прочитала  детям  стихотворение   В.  Рождественского  «На  лесной  опушке»:

     Лес  не  только  для  нашей   забавы,

     Он – богатство  нашей   страны.

     Все  деревья  в нём,  ягоды,  травы

     Нам  на  пользу,  друзья  взращены.

     Каждый  куст  берегите,  ребята !

     Где  росток  ты  увидишь   простой. 

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе