Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:19, доклад

Краткое описание

С экологией, как наукой, учебной дисциплиной дети познакомятся в школе. Может показаться, что развитие экологических представлений в дошкольном детстве преждевременно и не соответствует возрастным возможностям. Однако, психологами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков и др.) доказано: в дошкольном возрасте идёт бурное развитие мышления в единстве его основных форм – наглядно – действенной, наглядно – образной, логической

Оглавление

Введение……………………………………………………..............................3 - 5
1.Задачи формирования у детей дошкольного системы знаний о живой природе ……………………………………………………………………...8 – 10
2. Особенности формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста……………………………………………..10 – 25
3. Структура и содержание формирования системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста…………………………………25- 27
Вывод………………………………………………………………………...27- 28
Список литературы………………………………………………………...29 – 30
Приложения

Файлы: 1 файл

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
lign="justify">     Может  вырасти  дуб  в   три  обхвата,

     Березняк  иль  малинник  густой.

     А  уж  сколько  орехов  и  ягод

     Так,  пожалуй,  считать,  не  сочтёшь !

    Моей    целью  было  рассказать  и  показать  детям,  не  только,  что  растёт  в лесу,  но  и кто здесь живёт. Поэтому на  следующем занятии   мы  говорили  с детьми  о птицах  и животных  населяющий  лес.  Я показала  детям картины и иллюстрации,  дала  послушать голоса  птиц  в записи.   Дети  сразу различили кукование  кукушки  и  стук  дятла.  Некоторые  дети  были  в  лесу  вместе  с родителями, поэтому,  с  помощью  моих  вопросов,  дети  поделились  своими  впечатлениями.

  Говорили  на  занятиях  и  о  правилах  поведения  в  лесу:  «В  лесу  нельзя  шуметь,  чтобы не  напугать  лесных  жителей»,  «Ходить в лесу  можно только  по  тропинкам»,  «Нельзя брать с собой в лес собаку,  чтобы она не  разорила  птичьи  гнёзда» и т.д.

  Занятия  проводятся   как в группе,  так и на    участке детского  сада.

На  занятиях   использую  проблемные  ситуации  или  проведение  опытов  (позволяющих  открыть  новые  знания);  практическую  работу,  игровые  приемы,  загадывание  загадок.

Все  это  помогает  поддерживать  в  течение  занятия  внимание  детей. 

   Конечно,  одних занятий недостаточно  для формирования системы  знаний  о  живой  природе.    Большую  роль  в  этом имеют  экскурсии,  прогулки  за пределы  детского  сада,  походы  и  т.д.  Именно  здесь  ребенок  открывает  для  себя  всю  красоту  окружающего  мира.

  Но  дети  первой  младшей  группы  малы,  чтобы  ходить  в   поход  или  на  экскурсии   на  длинные  расстояния.  Поэтому   в  первой  младшей  группе  планировала  целевые  прогулки  и  экскурсии    не  далеко  от  детского  сада в  разное  время  года,  чтобы  дети  могли  наблюдать  за  жизнью  растений,  животных,  птиц,  насекомых в естественных  условиях  в зависимости от  сезона.  Так,  например,  в  мае  с  детьми  первой  младшей  группы  провела  целевые  прогулки:  «Знакомство  с  одуванчиком»,  «Знакомство  с  мать - и -  мачехой»,  «Одуванчиков  много – они  разные  и  красивые».

  Около   экологической  тропы   у  нас  есть  небольшой  луг,  куда  мы  часто ходили  на  экскурсии летом с детьми средней группы.

  Растительность  луга  представлена  многолетними  и  однолетними  светолюбивыми   растениями.  Из  злаковых  можно   встретить  тимофеевку,  овсяницу,  из  бобовых -  клевер,  мышиный   горошек,  чину   луговую.  Растут  на  лугу  поповник,  василёк,  тысячелистник,  подорожник,  одуванчик,  пастушья  сумка  и  др.  Из  насекомых  можно  встретить  бабочек,   пчёл,  шмелей,  божьих  коровок  и  др.

    Каждую  новую  встречу  с   обитателями  луга  начинали  чтением стихотворения азербайджанского  поэта С.  Вургуна:

     Давай   пройдёмся  медленно  по  лугу

     И   «здравствуй»  скажем,  каждому   цветку.

     Я   должен  над  цветами  поклониться

     Не  для  того,  чтоб  рвать   или  срезать,

     А   чтоб  увидеть  добрые  их  лица

     И   доброе  лицо  им  показать.

  Во  время  первого  посещения   летом  луга  разрешила  детям   побегать,  поиграть,  насладиться   красотой  природы.  Тут  же  напоминала,  что  нельзя  без   надобности  рвать  цветы и траву.

  Раньше  учили  детей  правильно   рвать  цветы:  аккуратно   и  столько,  сколько  нужно,  например,  для  букета.  Теперь    поставила перед собой другую  цель – научить детей любоваться  цветами.  Провела с детьми  на лугу  беседу,  предложили  им  подумать  и  сказать,  что  было  бы,  если  бы  все  цветы  вдруг  исчезли.

  Катя:  Не  было  бы  красиво.

  Даша:  Было  бы  скучно  и  грустно.

  Кирилл:  Пчёлам  и  шмелям  негде   было  бы  собирать  нектар.

  Ваня:  Пропали  бы  бабочки.

  Дети  правильно  поняли,  что   без  цветов  природа  значительно   обеднела  бы.  Потом  стала   замечать,  что  во  время   прогулок  дети  нередко  останавливали   друг  друга.

  Наташа:  Аня,  не  рви  поповник.  Ты,  что  хочешь,  чтобы  на  нашем  лугу  было  некрасиво?

  Алина:  Дима,  ты  зачем  рвёшь   цветы?  Ты  полюбовался  ими,  пусть  и  другие  посмотрят   на  них.

  Знакомя   детей, с  цветами  старалась   рассказать  о  каждом  цветке  много  интересного:  как   он  называется  и  почему,  где любит расти,  рассказывали  о численности этих  цветов.

  Знакомя   детей  с  колокольчиком,  рассказала  детям:  «Растёт   на  лугу  цветок, голубой,  как   небо.  Каждое  утро  в  нём   роса  собирается,  как  в   чашечке.  Капля  за  каплей  – полный  цветок.  И тогда  тоненький  стебелёк  наклоняется,  чашечка  опрокидывается.

  - Кап  – кап,  динь – динь, - звенят  капельки,  ударяясь  о  траву.

  Птицы   слышат  это  и  начинают  щебетать:

  - Утро,  утро  наступило !

  А   цветок  роняет  капли  и   звенит,  как  колокольчик.  Да  он  на  него  и  похож».  

  Предложила  детям найти на  лугу  ромашку.  Дети  находили  на  лугу  аптечную  ромашку и похожий на  ромашку - нивяник,  или  поповник.  Рассказала  детям,  как называется  этот  цветок и   предложили  сравнить  эти два цветка.

  Аня:  Ромашка  маленькая,  а  поповник  высокий.

  Наташа:  У  ромашки  листики  как   у  морковки.

  Кирилл:   Ромашка  пахнет  вкусно.  Моя  мама  её в чай кладёт  и меня  заставляет  ей  горло полоскать,  когда я болею.

Сравнивая  эти  два  цветка,  дети  сами  пришли  к  выводу,  что  эти  цветы  похожи  друг  на  друга  но  совершенно  разные.  Обобщила  и  систематизировала  знания  детей,  сказав,  что  ромашку  заваривают  и  пьют  от  простуды  и  ей  же  полощут горло.  Предложили  детям послушать четверостишия М.  Авдеевой  об  этих  цветах: 

     Ромашка,  ромашка,                            Вот  нивяник,  что  с   ромашкою

     Душистый  цветок.                              Дети  путают  порой.

     Жёлтая  серёдка,                                  Он  высокий  и  красивый

     Белый  лепесток.                                  С  жёлто – белой  головой.

  Красота   цветущего  луга  обусловлена   главным  назначением  цветов  – привлекать  насекомых.  Рассказала  детям,  что  даже  коровы  обходят  растения  с  яркими  цветами,  как  будто  понимают,  что  они  для  пчёл  и  бабочек,  что  им  нужно  отцвести  и  оставить  семена.  Скот  больше  любит  невзрачные  травы,  мелкие  цветы  которых  опыляет  ветер.  Это  тимофеевка,  лисохвост,  мятлик,  овсяница,  пырей,  которых  всегда  много  на  лугу.  

  Дети  наблюдали  за  насекомыми,  которых  здесь  множество:  жужжат  труженицы – пчёлы,  порхают  бабочки,  перелетают  с  цветка  на  цветок  мухи – журчалки.   Рассказала  детям,  что некоторые насекомые,  например,  пчёлы не  могут жить  без растений.  Питаясь их  нектаром,  пчёлы одновременно  опыляют их.

  Все   экскурсии  на  луг  проходили   эмоционально,  в  виде  непосредственной,  живой беседы  с детьми.  На  экскурсиях  проводили с детьми  игры,  что позволяло в увлекательной форме для детей   закрепить полученные  знания.  Проводили игры:  «Найди  цветок»,   «Цветы  и ветерок»,  «Найди  по  описанию»,  «Моя  находка»  и  др.

  К   сожалению,  не  смогли  побывать  на  экскурсиях  в  лесу и   на  пруду,  как  я  уже   говорила,  дети  ещё  малы.  Поэтому    с  растениями  и  животными  пруда  и   леса  знакомились  на  занятиях (Некоторые  растения  леса  имеются  на  экологической  тропе).  В  этом  году  в  средней  группе  планирую  экскурсии  в лес  и  на  пруд. (Приложение 3.Перспективный план экскурсий в средней группе.)

  Нравились   детям  экскурсии  по  экологической  тропе,  где дети  могли понаблюдать за  деревьями,  за  птицами,  за  муравьями  или  просто отдохнуть  в  тени  деревьев. 

  Во  время  экскурсий  по  экологической   тропе  детям  средней   группы  летом  нравилось   наблюдать  за  муравьями. Мы  осторожно  раздвинули  траву   и  увидели  около ствола  дерева  муравьёв,  которые сновали повсюду,  и каждый  нёс что – то  на  себе.  Дети  рассказывали  о муравьях,   о том,  почему  их  называют  санитарами  леса  (Об  этом  мы  говорили  на  занятиях).  Наташа:  «Они  маленькие,  а поедают даже  больших  гусениц.  Муравьи  строят  большие  кучи – дома,  муравейники,  там,  наверное,  миллион  муравьёв  живёт.  Этот  дом  нельзя  трогать,  муравьиные  кучи  надо  обходить,  не  разрушать».  

 Рассматривая  с  детьми  муравейник,   рассказала  детям,  что такие сооружения  возводят  крошечные муравьи.  На  постройку одного  муравейника идёт  4 – 5  миллионов хвоинок.  Мы  должны  с большим уважением относиться  к их  неустанному труду,  к их  жилищу.  Муравейники разорять нельзя!  Нужно  всегда  помнить,  что  лесные  муравьи – верные  помощники  человека  в  защите  лесов  от  вредителей.

  Рассказала  детям  о  том,  что   пишет  о  муравьях  известный   исследователь  их  жизни   Анатолий  Александрович  Захаров:  «…одни  из  них  смелы  и  агрессивны,  другие  отличаются  робостью.  Один  муравей  находчив,  но  нетерпелив,  другой  - может,  как  автомат,  многократно  повторять  однообразные  действия.  Соответственно  распределяются  и  профессии  среди  муравьёв».

  А   разве  у   муравьёв  бывают  профессии? – удивились дети. 

  Профессии?  Конечно! – ответила  я.

   Одни  муравьи  ухаживают   за  потомством – это  няньки.  Другие  чистят  помещения   гнезда – это  уборщицы.  Третьи  строители – они   возводят  стены  и  крышу   дома.  А  муравьёв,  которые  добывают  корм  и  строительные  материалы,  называют  фуражирами.  Но  и  фуражиры  бывают  разные:  разведчики,  охотники,  носильщики  и  другие.    

    Но  тут  же  обратила  внимание  детей  на  то,  большие   ветки  собрать  муравьям  не  под  силу.    Тогда  Кирилл  предложил  представить  себя  муравьями  и  собрать  ветки    в  большие  муравейники.  Потом  дети  сравнивали,  у  кого  муравейник  получился  больше.

   Именно  на  экскурсиях,  прогулках  мы  с  детьми   собираем  разнообразный  природоведческий  материал  для  последующих  наблюдений  и  работы   в группе,  в уголке  природы,  в кружке  «Умелые руки».  

  Маленькие  дети  большие  почемучки и задают  мне  множество вопросов,  в том числе и на экологические темы.  Тогда здесь уместна элементарная  поисковая  деятельность,  чтобы дети  могли сами  найти ответ на  интересующий  их  вопрос.  В  результате  экспериментов,  опытов  и  наблюдений,  под  руководством  воспитателя,  они  находят  правильный  ответ.  Например,  во  время    прогулки   осенью  в средней группе  предложила  детям в сухую погоду  походить  по  опавшим листьям,  послушать,  как они шуршат. Тогда Кирилл  спросил:  «А  почему  листья  шуршат?».  Тогда я объяснила  детям,  что  новая  вода  в  листья  не  поступает,  а  та,  которую  они  получили  от  своего  растения,  постепенно  испарилась.  Листья  высохли  и  стали  ломкими. «А  когда  пройдёт  дождь,  то  листья  намокнут  и  перестанут  шуршать? – спросила  Наташа.  Тогда  я  предложила  провести  опыт:  мы  взяли  лейку  с  водой  и  полили  листья  около  забора.  В  результате   дети  смогли  сами  увидеть  и  сделать  вывод,  что  листья  стали  влажными  и  перестали  шуршать.

    Проводились  с  детьми  и  природоохранные  акции:  «Чистое   утро»  (Уборка  территории),  «Птичья  столовая»  (изготовление  кормушек вместе  с  родителями  и подкормка птиц  в  зимнее  время)  и  т.д…

  Чтобы  экологическое  развитие  детей  было  полноценным,  система  работы  в  детском  саду   сочетается  с работой семьи в данном  направлении,  так как именно  семья дает  детям первый  опыт  взаимодействия  с природой,  приобщает к активной  деятельности  в природе,  показывает  пример  отношения к объектам  растительного  и  животного  мира.

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе