Земельные отношения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Экономические проблемы формирования рыночных отношений и перехода экономики России к устойчивому развитию нашли свое отражение в области ресурсно-имущественных отношений. Ресурсная составляющая любой экономической системы представляет собой с одной стороны источник промышленного и сельскохозяйственного производства, а с другой стороны - базу налогообложения, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы экономики природных ресурсов и роль земельных ресурсов в экономике страны 4
1.1 Понятие природных ресурсов 4
1.2 Формирование и развитие земельных отношений 7
Глава 2. Правовые и экономические проблемы земельных отношений 13
2.1 Вопросы правового регулирования земельных отношений 13
2.2 Современные проблемы земельных отношений в России 22
Глава 3. Направления совершенствования развития земельных отношений 25
Заключение 33
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Земельные отношения в России.doc

— 351.00 Кб (Скачать)
Группы хозяйств по кадастровой стоимости 1 га

сельхозугодий,

тыс. руб.

Количество хозяйств в группах Кадастровая стоимость 1 га сельхозугодий в среднем по группам, руб. Дифференциальный рентный  
доход в среднем по группам, руб./га
Бонитет  
сельхозугодий
в баллах в % к первой

группе

I до 5 20 3943 108 48 100
II свыше 5 до 10 36 8099 228 51 106,2
III свыше 10 до 15 40 12132 353 58 120,8
IV свыше 15 до 20 27 18029 535 65 135,4
V свыше 20 22 21754 647 73 152,1
ИТОГО 145 12559 375 59,0 122,9

 

     Земельный рынок без упорядочения статуса  собственников земельной доли корпоративных  сельхозорганизаций развиваться не сможет. Основными принципами развития рынка земельных долей являются4:

     гарантии  и государственная защита прав владельцев земельных долей как совместного имущества членов корпоративных сельхозорганизаций;

     получение приращенного капитала от хозяйственной  деятельности корпоративных предприятий  на земельную долю каждого земельного собственника;

     самостоятельное распоряжение (без ограничений) владельцем земельной доли, согласно конституционного права, при выходе из корпоративного предприятия для организации крестьянского (фермерского) хозяйства;

     развитие  оборота земельных долей между  членами корпоративных сельскохозяйственных организаций внутри последних.

     Земельная доля каждого собственника должна быть оформлена документально по всем правилам существующего земельного законодательства. Земельный собственник в корпоративном предприятии в отношениях с менеджером (управляющим предприятием) не колхозник и не наемный работник, а равноправный партнер, имеющий свой актив и долю своего участия в совместном производстве и распределении общего дохода в зависимости от личной собственности и трудового участия в совместной хозяйственной и иной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В результате написания работы сделаны  следующие основные выводы:

     1. Земельные отношения, выражающие  отношения между субъектами земельного  права в условиях многообразия  форм собственности на землю,  являются социально-экономической категорией, обеспечивающей функционирование земли в процессе сельскохозяйственного производства. Как социально-экономическая категория, земельные отношения имеют содержание, определенные цели и задачи, присущие им формы осуществления и критерии оценки условий, определяющих использование земельных ресурсов.

     Органическое  сочетание свойств земли в  виде природных, экологических и энергетических условий с экономическими, организационными, правовыми и институциональными элементами системы земельных отношений определяют характер землепользования, отношения собственности, эффективное использование земли, материальных средств производства и трудовых ресурсов в целях повышения доходов, улучшения социально-бытовых условий населения и охраны природных ресурсов от загрязнения.

     Теоретическая сущность земельных отношений в  современных условиях заключается не только в наличии частной собственности на землю, но и в формировании, функционировании и развитии макроэкономических, организационно-экономических, правовых, институциональных и социальных систем гражданского общества, обеспечивающих взаимоотношения субъектов земельного права. При этом роль государства в определении направления эффективности земельных отношений как основы аграрных преобразований является необходимой и исключительной.

     2. Обоснование земельных отношений требует определения социально-экономических мероприятий и критериев, методов и способов достижения общей цели в виде реализации частных целей и задач. При переходе на новую систему земельных отношений не учитывался исторический опыт, региональные особенности сельских территорий, желания и возможности работников сельского хозяйства вести самостоятельно производство в условиях рынка.

     Не  учитывалось то обстоятельство, что  не форма собственности на землю  является движущей силой роста производительности труда, а результаты его присвоения.

     Отсутствовала методология и стратегия перехода от коллективного производства к частнособственническому ведению хозяйства. Рента, как источник финансирования производства, изымалась государством и коммерсантами посредством цен на ресурсы в условиях гиперинфляции этих цен. При приватизации земли первоначально исходили из необходимости учета социальной справедливости. Земельными долями были наделены не только работники колхозов и совхозов, но и граждане, обслуживающие социальную сферу села, а также пенсионеры. Однако наделение земельными долями людей не означало формирование земельной собственности. Для развития частной собственности на землю население не имело необходимых средств, эффективного макроэкономического механизма и апробированной законодательной базы.

     3. Исторический опыт дореволюционной  России и зарубежных стран  свидетельствует, что, как правило,  первоосновой аграрных преобразований  является земельная реформа, которая проводится раньше структурных изменений в сельском хозяйстве при финансовой и материальной поддержке государством субъектов земельного права.

     Длительная  монополия государства на землю, нарушение экономических законов и условий воспроизводственного процесса, принижение роли инициативы и самостоятельности трудовых коллективов в дореформенный период, не позволили большинству сельскохозяйственных предприятий достичь уровня производительности труда в аграрном секторе развитых индустриальных стран Запада и решить продовольственную проблему.

     4. Земельная реформа в результате  ускоренных темпов ее проведения  не принесла ожидаемых результатов.  Либерализация цен не вписывалась  в экономический механизм земельных  отношений, так как не было  соразмерности ценовых показателей с общественно необходимыми затратами на воспроизводимую продукцию, со средним уровнем доходов населения, его платежеспособностью и средней нормой прибыли, основанной на использовании земли в разных сферах деятельности. Сельхозтоваропроизводители не смогли приобретать необходимые ресурсы в потребном количестве для повышения плодородия почвы и расширенного производства.

     Незнание  объективно существующих рыночных механизмов, игнорирование методологических и стратегических принципов развития земельных отношений в условиях приватизации земли и перехода к рынку, несовершенство правовой базы негативно отразились на результатах производства, использовании земли, качественном и экологическом ее состоянии и рыночном обороте.

     5. За период аграрных преобразований  значительно ухудшилось использование сельскохозяйственных земель в областях Центрального экономического района России. Происходит ежегодное сокращение посевной площади практически всех сельскохозяйственных культур. Это связано с экстенсивным ведением сельскохозяйственного производства, большим износом (70%) сельскохозяйственной техники, низким уровнем обеспеченности удобрениями, новыми машинами и постоянной миграцией трудоспособных кадров массовых профессий из сельскохозяйственных организаций. Точного учета деградированных земель, выбывшей из оборота пашни, земельных долей, размеров и границ мелиоративного фонда не проводится. Необходимость государственной инвентаризации сельскохозяйственных земель и земель иного назначения по юридическим, физическим лицам, землепользователям и землевладельцам стала безотлагательной. По этой причине рынок земель сельскохозяйственного назначения практическим не развивается.

     За  период с 1990 по 2008 год в сельском хозяйстве Центрального экономического района выбыло из оборота 6,9 млн. га пашни. Из 17 млн. сельскохозяйственных угодий вместе с неиспользуемой пашней 80% земли нуждается в мелиорации. Для окультуривания этих земель потребуется 664,6 млрд рублей инвестиций и комплекс мер по реализации специальных стратегических и тактических целей и задач, связанных с достижением устойчивого развития сельских территорий.

     6. Государство недостаточно финансирует основные производительные силы восстановления заброшенных земель и мелиоративного фонда. Существующая финансово-кредитная система не обеспечивает долгосрочное  поступление и использование кредитов для целей освоения земель, восстановления почвенного плодородия и проектного управления земельными ресурсами. Важнейшим условием финансового обеспечения эффективного использования сельскохозяйственных земель, мелиорации и рентабельности производства будет создание специальных государственных федеральных и региональных, а также внебюджетных муниципальных фондов, земельный налог, арендная плата, долгосрочное кредитование предприятий и фермерских хозяйств под залог земли и другие источники.  

      Дальнейшее  рассмотрение вопросов земельных отношений несомненно будет способствовать укреплению государственной политики по развитию рынка природных ресурсов в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон «О недрах» от 21 февраля 1992 года N 2395-1.
  3. Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 30. СТ. 3060.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  6. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года -  «Российская газета», № 90, 27.04.2007.
  7. Баранов, В.М. Специфика гражданско-правового оборота земли // Проблемы управления безопасностью сложных систем / Труды XIV Международной конференции. - М., 2006.
  8. Газалиев, М.М.  Земельные отношения на современном этапе / М.М. Газалиев. – Калуга: Издательство «Полиграф-Информ». – 2008.
  9. Дудинов М.В.  «Прекращения права пользования недрами» // Дисс. к.ю.н. Московская государственная юридическая академия, 2005 г.
  10. Зюзин С.Ю. Экономические отношения рынка природных ресурсов.// Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2007.
  11. Общая экономическая теория. / Под ред. Г.П. Журавлевой. М., 2007.
  12. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Экономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА - М, 2006.
  13. www.iet.ru

Информация о работе Земельные отношения в России