Земельные отношения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Экономические проблемы формирования рыночных отношений и перехода экономики России к устойчивому развитию нашли свое отражение в области ресурсно-имущественных отношений. Ресурсная составляющая любой экономической системы представляет собой с одной стороны источник промышленного и сельскохозяйственного производства, а с другой стороны - базу налогообложения, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы экономики природных ресурсов и роль земельных ресурсов в экономике страны 4
1.1 Понятие природных ресурсов 4
1.2 Формирование и развитие земельных отношений 7
Глава 2. Правовые и экономические проблемы земельных отношений 13
2.1 Вопросы правового регулирования земельных отношений 13
2.2 Современные проблемы земельных отношений в России 22
Глава 3. Направления совершенствования развития земельных отношений 25
Заключение 33
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Земельные отношения в России.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       Экономические проблемы формирования рыночных отношений и перехода экономики России к устойчивому развитию нашли свое отражение в области ресурсно-имущественных отношений. Ресурсная составляющая любой экономической системы представляет собой с одной стороны источник промышленного и сельскохозяйственного производства, а с другой стороны - базу налогообложения, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.

     На  современном этапе развитие рынка  природных ресурсов является чрезвычайно актуальным. Необходима реорганизация сложившейся системы государственного управления земельными ресурсами, обеспечивающая оптимизацию регулирования процесса землеустройства, арендных отношений на землю, инвестиционной деятельности в земельном секторе ресурсного рынка. Это определяет необходимость разработки направлений экономического реформирования и устойчиво-сбалансированного развития экономики регионов с целью их адаптации к новым условиям хозяйствования, а следовательно и обеспечения самого процесса устойчивого развития регионов и муниципальных образований. Самостоятельной задачей необходимо считать организацию эффективного функционирования земельного рынка, разработку правового и научно-методического обеспечения этого процесса.  Особую важность приобрела проблема повышения эффективности использования земель и в свете продолжающейся реформы местного самоуправления, когда основным источником доходов местных бюджетов городских и сельских поселений должны стать именно доходы от использования земель – земельный налог, арендная плата за землю и связанный с использованием земли налог на имущество физических лиц.

     К настоящему времени из-за огромной антропогенной нагрузки ресурсный  потенциал Земли подвергся значительному  истощению и деградации, что усиливает спрос на еще оставшиеся и пригодные для использования основные природные ресурсы. Результаты же экспериментов с созданием их искусственных заменителей достаточно спорны и пока ставят больше вопросов, чем дают ответов - экологического, медицинского, экономического, правового, этического плана. Это доказывает актуальность и своевременность выбора темы работы

     В мировой экономике накоплен значительный опыт управления природными ресурсами, в том числе как важнейшей компонентой собственности, объектом налогообложения и инвестиционной деятельности.

     Значительный  вклад в исследование теоретических вопросов стратегического управления рынком природных ресурсов привнесли труды следующих отечественных ученых и практиков: Алафинова Бадалова Л.М., Бажаева З.Ю., Ефремова B.C., Русинова Ф.М, Стерлина А.Р. и других.

     Значительный  вклад в исследование рынка природных ресурсов привнесен через рассмотрение проблем экономики природопользования в работах Данилова-Данильяна В.И., Голуб А.А., Гофмана К.Г., Мухина А.В., Струковой Е.Б.

     Целью работы является раскрытие процессов развития рынка природных ресурсов в российской экономике, вопросы права собственности на природные ресурсы. Сформулированная цель конкретизируется в задачах:

      - определить факторы развития  рынка природных ресурсов и конкретизировать их рассмотрение на земельных отношениях;

      - исследовать отношения собственности как основу развития рынка земли;

      - выявить основные направления  развития рынка земельных ресурсов и земельных отношений в российской экономике.

      Объектом  работы являются земельные отношения как элемент рыночной системы с определенными тенденциями развития.

      Предметом работы являются экономические отношения, складывающиеся при функционировании рынка природных ресурсов. 

      Глава 1. Теоретические  основы  экономики природных ресурсов и роль земельных ресурсов в экономике страны

      1.1 Понятие природных ресурсов

     Природные ресурсы являются частью всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшим компонентом окружающей его естественной среды, используемой в процессе общественного производства. Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности хозяйственного механизма.

     Рассмотрим  классификацию факторов с делением на две подгруппы: собственно рыночные факторы и инфраструктурные факторы (см. рис 1).

      Положение на рынке природных ресурсов является наиболее значимым внешним и внутренним фактором, определяющим состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Соотношение спроса и предложения природных ресурсов на мировом рынке, уровень мировых цен на природные ресурсы непосредственно влияют на государственные доходы, торговый баланс, развитие экономики. Большое значение с точки зрения формирования государственной политики, соответствующей условиям будущего развития, имеет оценка перспектив развития мирового и национального рынков природных ресурсов.

        
 
 
 
 

      Рис. 1. Факторы развития рынка природных  ресурсов 

      Спрос на природные ресурсы определяется, прежде всего, темпами роста мировой  и национальной экономики, а также  рядом других факторов, к числу  которых относятся структурные характеристики такого спроса, климатические (погодные) условия, уровень эффективности энергопотребляющих технологий и относительная конкурентоспособность других видов природных ресурсов. Предложение природных ресурсов на рынке определяется спросом, геолого-технологическими факторами, структурными характеристиками мирового производства и экспорта природных ресурсов государств, обладающих ресурсами, а также рядом других факторов, включая факторы случайного характера, такие как военные действия в регионах добычи природных ресурсов и пр. Мировые цены на природные ресурсы, формируясь под воздействием мирового спроса и предложения, оказывают обратное воздействие, как на глобальный спрос, так и на предложение природных ресурсов.

      Влияние на мировой спрос на товары и услуги оказывает уровень мировых цен на природные ресурсы. Высокие цены на природные ресурсы сдерживают потребление и повышают конкурентоспособность одних видов природных ресурсов по отношению к другим, что ведет к их взаимозамещению (например, нефти природным газом при выработке электрической и тепловой энергии). В результате происходит относительное снижение спроса на некоторые виды природных ресурсов. Значительное влияние на спрос оказывают климатические условия, прежде всего температура воздуха в отопительный период в Северном полушарии.

      Определенное  влияние на спрос оказывает и  налоговая политика государств, прежде всего суммарный уровень налогов на природные ресурсы. Высокий уровень налогов повышает цену реализации природных ресурсов, то есть действует на спрос так же, как высокие цены на них.

      Важное  значение с точки зрения возможностей предложения природных ресурсов имеет качественная неоднородность их мировых запасов, обусловливающая существенные различия в уровне удельных затрат на добычу природных ресурсов. Соответственно, возможности расширения предложения (производства) природных ресурсов в различных регионах неодинаковы. Например, при низком уровне мировых цен на них возможности расширения добычи природных ресурсов в высокозатратных регионах резко сокращаются.

      Динамика  экономического развития сопровождается структурными изменениями в производстве и потреблении. Величина объемов производства и потребления связана с изменением объема добычи и переработки природных ресурсов. В связи с этим можно выделить структурную зависимость, проявляющуюся во влиянии изменений в структуре общественных потребностей и системе производства на динамику добычи и степень ограниченности природно-ресурсного потенциала. Предложение природных ресурсов на мировом рынке определяется спросом на товары, производимые с помощью природных ресурсов и соответственно теми факторами, которые формируют данный спрос. В то же время на объемы предложения (добычи) природных ресурсов влияют факторы, отражающие размеры и геологические характеристики разрабатываемых и разведанных месторождений, государственная политика стран, производящих природные ресурсы.

      Одним из проявлений влияния структурной  зависимости можно считать влияние  на мировой спрос на природные  ресурсы энергоемкости мировой экономики, то есть потребления энергии на единицу ВВП. Энергоемкость экономики зависит от ее структуры и уровня энергоэффективности. Рост доли неэнергоемких отраслей и повышение эффективности энергопотребляющих технологий ведут к снижению энергоемкости экономики. По мере развития экономики снижается также ее нефтеёмкость, то есть потребление нефти на единицу ВВП. Выше было отмечено, что рост ВВП сопровождался меньшим ростом потребления нефти. Потребление энергии на душу населения определяется уровнем экономического развития страны, структурой ее экономики, уровнем жизни населения, а также наличием собственных природных ресурсов. В развитых странах уровень душевого потребления энергии значительно выше, чем в переходных и формирующихся экономиках. 

      1.2 Формирование и развитие земельных отношений

     Происходящие  негативные процессы в области использования  земли, обусловливающие сокращение площадей, ухудшение качества сельскохозяйственных угодий, необоснованное изъятие наиболее плодородных земельных участков, вызваны недостатками проводимой аграрной политики, бессистемностью экономических, проектных, правовых, экологических и социальных мер, составляющих организационно-экономический механизм земельной реформы, ядром которой являются земельные отношения.

     Органическая связь земли с другими природными ресурсами определяет ее первостепенное значение как объекта биосферы. С другой стороны, земля как основа жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих на соответствующих территориях, используется на основе земельного права, предписывающего владение, пользование и распоряжение землей субъектами права. Следовательно, земля рассматривается как объект собственности, принадлежащей различным субъектам права, и эффективность ее использования зависит от экономических возможностей, а также от интеллектуальных, физических и нравственных характеристик собственников и других субъектов права на землю.

     В процессе земельных отношений человек  взаимодействует с почвой, вкладывает в нее свой труд и капитал, которые  формируют стоимость земельного участка. Если же земля принадлежит государству или не принадлежит, оно изымает либо всю, либо часть стоимости произведенной коллективом, в том числе  индивидумом, продукции и земельной ренты. Кроме того, государство, вовлекая в хозяйственный оборот все большее количество природных ресурсов, не может возмещать всех затрат, связанных с эксплуатацией природных объектов, и тем самым перекладывает их на членов общества. Когда частному землевладельцу не обеспечивается полное право собственности, то есть отчуждение, приобретение, потребление благ, он становится несвободным членом общества. Это подтверждает положение К. Маркса – «практическое применение человека на свободу есть права человека на частную собственность».

     Сочетание воспроизводственных свойств земли и социально-экономических условий дает основание рассматривать ее в качестве хозяйственного объекта, как орудия и предмета труда в различных отраслях и сферах деятельности. Целесообразность такой оценки определяется не только взаимообусловленностью свойств земли и социально-экономических факторов, но и непрерывностью процесса формирования, функционирования и развития системы управления земельными отношениями и земельными ресурсами.

     В правовой литературе земельные отношения  рассматриваются как нормы земельного права, регулирующие владение, пользование и распоряжение землею методами запрета, предписания и дозволения.

     Ученые  экономисты под земельными отношениями  понимают отношения между гражданами, юридическими лицами, местными органами самоуправления и органами государственной власти по поводу владения, использования и распоряжения земельными ресурсами.

     Обе точки зрения правомерны, поэтому  земельные отношения следует  рассматривать как совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землею. В отличие от многих имущественных категорий земельные ресурсы как недвижимость имеют соответствующий базовый производительный потенциал, который характеризуется природными, экологическим и энергетическими свойствами (рис. 2). Эти свойства земли должны обязательно учитываться при разработке и в процессе функционирования экономических регуляторов земельных отношений, с помощью которых оцениваются земельные ресурсы (недвижимость) при обороте, проектировании, мониторинге сельхозугодий, планировании производства, кредитно-финансовых отношениях субъектов земельного права и т.д.  
 

     

       
 

     

       

     

     

     

     

     

     

       

     

       
 

       
 

Рисунок 2 – Условия, определяющие формирование,

Информация о работе Земельные отношения в России