Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа
Экономические проблемы формирования рыночных отношений и перехода экономики России к устойчивому развитию нашли свое отражение в области ресурсно-имущественных отношений. Ресурсная составляющая любой экономической системы представляет собой с одной стороны источник промышленного и сельскохозяйственного производства, а с другой стороны - базу налогообложения, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы экономики природных ресурсов и роль земельных ресурсов в экономике страны 4
1.1 Понятие природных ресурсов 4
1.2 Формирование и развитие земельных отношений 7
Глава 2. Правовые и экономические проблемы земельных отношений 13
2.1 Вопросы правового регулирования земельных отношений 13
2.2 Современные проблемы земельных отношений в России 22
Глава 3. Направления совершенствования развития земельных отношений 25
Заключение 33
Список литературы 37
финансовой поддержки для выхода владельцев земельных долей из хозяйств и не смогло их защитить от негативных макроэкономических воздействий. Поэтому большинство членов бывших колхозов и совхозов предпочли остаться в коллективных хозяйствах. За прошедший период многие мигрировали в города, а значительная часть достигла пенсионного возраста.
В
настоящее время в сельском хозяйстве
существует несколько правовых форм хозяйствования,
но ни одна из них не доказала своего преимущества
перед другой и свою способность выживать
в условиях рынка. Сельское хозяйство
одинаково пришло в упадок в тех регионах,
где по форме сохранили колхозы и совхозы
и в тех, где перешли на новые формы хозяйствования.
Глава 3. Направления совершенствования развития земельных отношений
Любая
реформа изменяет сложившееся положение.
Эти изменения при
Главная особенность территориального аспекта земельных отношений состоит в том, что земельный фонд, являясь одним из важнейших объектов добавочных вложений, при их отсутствии становится трансформатором, изменяющим структуру землепользования целых регионов. Трансформация земельного фонда сельскохозяйственного назначения в сторону предельности пространства обрабатываемых земель оказывает постоянное регрессирующее воздействие не только на динамику производства, но и на социальные условия.
Интенсификация землепользования заключается во всемерном вовлечении земельных ресурсов в активный хозяйственный оборот и повышении их функционирования на основе дополнительных инвестиций, трудовых ресурсов, техники и т.д. Дефицит рабочей силы и техники в сельском хозяйстве привели к падению землеобеспеченности, прекращению мелиорации сельскохозяйственных угодий, выбытию из оборота пашни, следовательно, обусловили резкое снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Площадь посева льна в областях Центрального экономического района уменьшилась в 4 раза. Промышленность по переработке льна крайне отстала, оборудование устарело и изношено на 70%.
Производство
овощей в сельхозорганизациях
Существует ложное
Процесс выбытия из оборота сельхозугодий происходил и раньше. За 30 лет (1960-1990 гг.) в РСФСР выбыло 11 млн. га сельхозугодий, из них почти половина в Центральном экономическом районе. С 1990 по 2007 год в России площадь сельскохозяйственных земель уменьшилась на 40 млн. га, а в Центральном районе – на 14,6% (табл. 1).
Если до 1990 г. сокращение пашни в России компенсировалось в какой-то степени введением в оборот новых земель, то в настоящее время пашня выбывает безвозвратно. Причем, раньше пашня использовалась под орошаемые культурные пастбища и на защитное лесоразведение, что не снижало ее ценности как объекта, участвующего в воспроизводственном процессе.
Происходит
манипуляция с отчетностью по структуре
сельхозугодий, то есть переводят естественные
кормовые угодья в пашню «на бумаге».
В натуре происходит уменьшение пашни
в более значительных размерах.
Требуется
навести порядок в учете
Выявление ресурсов и площадей для распределения земельных участков по землепользователям и формам собственности, а также переселенцам на базе комплексного изучения земельного фонда откладывать нельзя. При этом следует рассмотреть целесообразность выделения участков по природным условиям, пригодным для земледелия, а также учесть их ценность для других целей (определенных под застройку, включенных в защитные зеленые зоны, являющихся объектами природы, подлежащими охране), то есть необходимо зонирование территорий на основе разумного использования доминирующих свойств каждого земельного массива.
Таблица 1 – Динамика сельскохозяйственных угодий в Центральном
экономическом
районе в % к 1975 г. (1975
г. = 100%)3
Субъекты Российской Федерации | на 1.01.1990 г. | на 1.01.2000 г. | на 1.01.2008 г. | ||||||
Всего сельхоз- угодий | в т.ч. | Всего сельхоз- угодий | в т.ч. | Всего сельхоз- угодий | в т.ч. | ||||
пашня | естественные корм. угодья | пашня | естественные корм. угодья | пашня | естественные корм. угодья | ||||
Брянская
область |
100,5 | 101,2 | 91,0 | 101,3 | 89,6 | 86,2 | 83,4 | 93,2 | 56,3 |
Владимирская область | 99,2 | 101,2 | 110,6 | 99,4 | 99,3 | 108,7 | 69,8 | 71,3 | 49,6 |
Ивановская область | 95,9 | 99,0 | 86,7 | 90,6 | 90,2 | 85,6 | 75,2 | 82,1 | 49,3 |
Калужская
область |
98,4 | 94,8 | 100,8 | 98,7 | 96,1 | 96,5 | 67,7 | 75,8 | 34,5 |
Костромская область | 99,2 | 99,6 | 73,7 | 98,3 | 94,0 | 74,2 | 73 | 77,5 | 21,3 |
Московская область | 103,1 | 106,4 | 84,1 | 104,4 | 103,7 | 87,6 | 67,9 | 77,3 | 35,0 |
Итого по ЦЭР | 96,4 | 100,0 | 85,3 | 96,0 | 95,7 | 84,8 | 71,5 | 78,9 | 40,0 |
Качественному потенциалу земель, его классификации не уделяется должного внимания при разграничении федеральной, региональной и муниципальной собственности на землю. В основном ограничиваются правовыми актами. Мероприятия по разграничению государственной собственности на землю заключаются в формировании земельных участков под объектами федеральной собственности (здания, сооружения предприятий и т.п.) и государственной регистрации права собственности на землю Российской Федерации. В Центральном федеральном округе доля разграниченных земель в 2007 г. не превышала 5%, а земель сельскохозяйственного назначения составила 0,3%.
На 01.01.2008 г. в собственности граждан находилось земель сельскохозяйственного назначения в целом по России 30,15%, по Центральному федеральному округу – 53,63%, Центральному экономическому району – 47,39%, земли государственной и муниципальной собственности составили, соответственно, 68,16%, 42,16 и 50,0%. В Центральном районе не востребовано 17,7% земельных долей (табл. 2).
Таблица 2 – Распределение земель сельскохозяйственного назначения
по пользователям и
формам собственности
на 01.01.2008 г.
|
Фермерским хозяйствам были отданы худшие земли и внесевооборотные участки (выводные клинья). В настоящее время корпоративные хозяйства выводят из оборота в первую очередь худшие пахотные земли, что обеспечивает рост урожайности культур. Вместе с тем во многих из них постоянно снижается плодородие почвы и культура земледелия, затягиваются сроки проведения полевых работ и уменьшается кратность обработки почвы за счет низкой технической обеспеченности хозяйств и повышения цен на горюче-смазочные материалы.
Кроме
истощения сельскохозяйственных угодий
происходит их заболачивание, дефлирование,
эродирование и переувлажнение (табл.
4). С учетом выбывших из оборота пахотных
земель в Центральном районе мелиоративный
фонд равен 14 млн. га, что составляет 80%
всех сельскохозяйственных земель района.
Таблица 3 – Характеристика качественного состояния
сельскохозяйственных
угодий на 01.01.2008 г.
|
В первую очередь необходимо восстановить выбывшие из оборота пахотные земли. Использование земельного рынка в качестве рычага для освоения мелиоративного фонда вряд ли приемлемо. Из истории земельных отношений в России и зарубежных странах известно, что при крупномасштабном освоении земель использовались государственные рычаги поддержки и инициатива граждан, желающих стать собственниками земли и получающими земельные наделы бесплатно.
В современной России рынок сельскохозяйственных земель не развит. Количество сделок с земельными участками сокращается ежегодно. В основном в рынке земли участвуют граждане. Сделки совершаются с государственными и муниципальными органами власти по предоставлению соответствующих земельных участков в аренду. Положительным моментом в последние годы стало развитие ипотеки земли и выкупа права аренды земельных участков, но объемы этих сделок невелики.
Вопросы ценообразования на рынке земельных участков не урегулированы. Рентные платежи должны обеспечивать в конечном итоге повышение ценности территорий, благосостояние населения, проживающего на этих территориях, и экологическую безопасность. В этой связи экономические составляющие земельных отношений (цены, налоги, арендная плата и др.) должны быть обоснованы исходя из кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время цена земли (нормативная, рыночная), ставки земельного налога и арендной платы устанавливаются, если не произвольно, то недостаточно обоснованно и в большинстве случаев не являются стимулом к эффективному использованию земли и переходу прав на земельные участки от менее эффективных к более эффективным хозяйствующим субъектам.
Как видно из таблицы 4, кадастровая стоимость гектара сельхозугодий в 5 группе в 5,5 раза выше, чем в первой, а рентный доход – в 6 раз. Ставки земельного налога в Калужской области установлены местными органами власти от 20 до 30 руб. за гектар сельскохозяйственной земли. Покупная цена земли, предложенная муниципалитетами, для ЛПХ составляет 1800 руб./га, а для фермеров – 4100 руб./га. Эти показатели не могут способствовать развитию земельного рынка и объективно учесть потенциал хозяйств: налог на землю ничтожно мал, а фермерам первой группы не выгодно покупать землю по установленной цене.
Таблица 4 – Группировка хозяйствующих субъектов Калужской
области по величине государственной кадастровой цены
сельскохозяйственных
угодий