Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа
Экономические проблемы формирования рыночных отношений и перехода экономики России к устойчивому развитию нашли свое отражение в области ресурсно-имущественных отношений. Ресурсная составляющая любой экономической системы представляет собой с одной стороны источник промышленного и сельскохозяйственного производства, а с другой стороны - базу налогообложения, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы экономики природных ресурсов и роль земельных ресурсов в экономике страны 4
1.1 Понятие природных ресурсов 4
1.2 Формирование и развитие земельных отношений 7
Глава 2. Правовые и экономические проблемы земельных отношений 13
2.1 Вопросы правового регулирования земельных отношений 13
2.2 Современные проблемы земельных отношений в России 22
Глава 3. Направления совершенствования развития земельных отношений 25
Заключение 33
Список литературы 37
Гражданские
права на земельный участок возникают,
изменяются и прекращаются лишь под
воздействием обстоятельств, с которыми
закон связывает
В
настоящее время земельные
Согласно действующему законодательству защита гражданских прав на земельный участок допускает административную, судебную форму, а также самозащиту субъективных прав самим гражданином.
История
правового регулирования
В послереволюционный период путем принятия Декрета «О земле» от 26 октября 1917г. всякая собственность на природные ресурсы была отменена и лишь спустя год в отношении природных ресурсов была установлена государственная собственность.
В
административно-правовом регулировании
отношений в сфере
Система государственного управления отношениями недропользования в период с 1918г. по середину 70-х гг. ХХ в. подвергалась неоднократной трансформации с целью поиска оптимальной модели государственного управления, которая состояла как в централизации основных полномочий в компетенции одного органа управления, так и в рассредоточении полномочий между несколькими органами государственного управления в зависимости от вида полезного ископаемого.
Для
административно-правового
В 1976 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, на их базе разработаны кодексы союзных республик о недрах. В Основах была закреплена исключительная государственная собственность на недра, они рассматривались как «общее достояние всего советского народа», в качестве основной цели правового регулирования отношений в сфере недропользования устанавливалось обеспечение интересов настоящего и будущего поколений.
Законодатель, осознавая значимость ресурсов недр для развития государства на перспективу, закрепил в системообразующем акте в качестве постулата для построения отношений в сфере недропользования - интересы настоящего и будущего поколений, установил публично-правовую ответственность за рациональное использование недр, их охрану, воспроизводство минерально-сырьевой базы. Советское законодательство о недрах одно из первых в мировой практике закрепило этот принцип.
На основе анализа исторических источников можно сделать вывод, что становление административно-правового режима недропользования в России прошло несколько относительно автономных исторических периодов развития.
Первый − конец XVII начало XVIII веков. В этот период законодательно установлены методы административно-правового регулирования общественных отношений в сфере недропользования, в их числе: регистрация и государственный учет месторождений полезных ископаемых; систематизация данных о местах нахождения месторождений полезных ископаемых; стандартизация и установление единых требований к качеству образцов полезных ископаемым, представляемых на экспертизу; государственный контроль; основы финансовых взаимоотношений между государством и недропользователями; система налогообложения владельцев заводов в государственную казну и контроля правильности их уплаты; система мер наказания за нарушение установленного порядка налогообложении, централизованная система государственного управления. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, строительство рудоперерабатывающих заводов являлись важным элементом государственной политики, одним из существенных элементов стратегии государственного развития при Петре I.
Второй период − XVIII в. – начало XX в. Законодательство, устанавливающее правовые основы регулирования отношений недропользования, в этот период развивалось достаточно динамично при этом, тенденции реформирования имели противоположную направленность, управленческие функции в рассматриваемой сфере были сосредоточены не в самостоятельном министерстве, а лишь в специализированных департаментах непрофильных министерств.
Третий этап охватывает период с 1917г. − по 1992г. В период НЭПа использование природных ресурсов осуществлялось на основе концессионных соглашений. Порядок заключения, правовые и экономические условия и исполнение концессионных соглашений посредством разработки и принятия специальных нормативных правовых актов и создания специализированных органов государственного управления свидетельствуют об их административно-правовой природе, формой регулирования общественных отношений в сфере недропользования были административные договоры. Основанием такой договорной формы административно-правового регулирования общественных отношений было закрепление гражданским законодательством раннего советского периода особого статуса неотчуждаемости природных ресурсов и изъятие их из гражданского оборота.
Позднее,
право пользования недрами
Кроме того, законодательство о недрах советского периода отличалось значительной публичной ориентированностью.
Четвертый период − с момента принятия Закона Российской Федерации «О недрах» 1992г. по настоящее время. Отмечено, что Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ст. 9) установлено многообразие форм собственности на природные ресурсы, в том числе на полезные ископаемые и возможность нахождения их в частной, государственной и иных формах собственности.
Вместе с тем, нормами Закона Российской Федерации «О недрах» 1992г. определено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Указанным Законом было определено, что права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В
дополнении к Закону Российской Федерации
«О недрах» был принят Федеральный
закон «О соглашениях о разделе продукции»
от 30.12.1995 № 225-ФЗ, который установил возможность
применения в практике недропользования
новой формы построения отношений государства
и инвестора - соглашений о разделе
продукции.
2.2 Современные проблемы земельных отношений в России
Дальнейшие меры по совершенствованию земельной реформы и приватизации земли вызывается не только необходимостью исправления концептуальных ошибок прошлого, но и несостоятельностью бытующих сегодня теоретических представлений и методологических подходов в области земельных отношений.
Проблема предотвращения дальнейшего углубления кризиса аграрного сектора заключается не в механическом перераспределении земель, а в остановке процесса их выбытия из оборота, уменьшение деградации почвенного плодородия и изменении социально-экономической сущности земельных отношений. Эту проблему нельзя решать локально, опираясь только на «рейтинговые» хозяйства, которые однозначно не могут решить продовольственную безопасность страны. Дальнейшее развитие земельной реформы должно стать всенародным актом при максимальной поддержке государства.
История развития земельных отношений в России и зарубежных странах свидетельствует, что земельные реформы, за исключением социалистической в РСФСР и коллективизации в СССР, проводились эволюционным путем. Сменялись общественно-политические системы, но земельные отношения, базирующиеся на частной собственности, лишь совершенствовались. Краеугольным камнем на Западе в создании высокоэффективного аграрного производства были и остаются семейные фермы, которые постоянно поддерживаются по многим направлениям государствами своих стран.
Исследования
показали, что земельные реформы
в различных странах
При региональном методологическом подходе к формированию земельных отношений, согласно Конституции Российской Федерации, по причине ассиметричности природно-экономических условий целесообразно вносить существенные корректировки в земельную реформу путем принятия подзаконных актов законодательными органами регионов. Для мегаполисов необходимо ужесточение правил отвода земель для градостроительных целей, усиление штрафов и компенсаций за использование сельскохозяйственных угодий не по целевому назначению, государственное регулирование и контроль рынка земли и цен на нее.
Поведенческий аспект собственников и пользователей земли при отсутствии государственных гарантий на владение и пользование землею и нестабильности политической системы зависит от многих субъективных факторов, что обусловливает риски потерь земли, имущества, неприкосновенности личности.
Поставленные государством цели по реформированию АПК и земельных отношений в период существования СССР и советской власти поддерживались всеми политическими силами. Верховный Совет РСФСР в декабре 1990 г. почти единогласно поддержал законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а в 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР. Но уже в 1992 г. стали появляться настороженность, а затем активное сопротивление переменам на уровне местных властей и руководителей колхозов и совхозов. К сожалению, до настоящего времени в обществе нет полной ясности о приоритете частной собственности на землю, купли-продажи сельхозугодий, структурной перестройки сельского хозяйства.
Большим упущением аграрной реформы и земельных отношений была макроэкономическая политика государства, не принимающего меры по уменьшению диспаритета цен, экспансии импорта, сокращающего государственную поддержку крестьян и слабо регулирующего кредитно-финансовые отношения. Эти процессы уже протекали, когда Правительство решило приватизировать землю.
Галопирующая инфляция в тот период, хотя и была вне поля структурных преобразований, но оказала сильное воздействие на психологию потенциальных собственников и экономическое состояние всего аграрного сектора. В этих условиях нужен был структурный системный анализ и тщательный выбор способа приватизации. В мировой практике известны следующие способы приватизации земли:
Все эти способы приватизации земли возможны теоретически с «чистого листа». Однако в стране сложилась колхозно-совхозная система, которая использовала государственные средства производства и землю, реальное распределение которых между членами коллективов в условиях либерализации цен и остановки производства было чревато катастрофой. Поэтому Правительство ограничилось распределением земельных долей и имущественных паев формально. Каждый получатель земельной доли и имущественного пая, согласно закона, мог распоряжаться ими по своему усмотрению, вносить в уставный капитал, или требовать выделения в натуре для организации фермерского хозяйства. К сожалению, Правительство, кроме выделения 1 млн. руб., не оказало существенной моральной, материальной и