Зарождение экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1.
Как, на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие аргументы в пользу своей позиции мог бы выдвинуть Аристотель, что, на Ваш взгляд, мог бы возразить ему Фома Аквинский? Чья точка зрения Вам больше импонирует?
Вопрос 2.
Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между
товарами, деньгами в экономике и хрематистике?
Вопрос 3.
Приведите примеры ситуаций, в которых могут быть «справед¬ливыми» два вида цен, обоснованные Фомой Аквинским.

Файлы: 1 файл

ПТК по истории экономич. учений.дописка.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

Если рассмотреть положение  народов Африки в настоящее время  с позиции теории Т.Р. Мальтуса, то действительно можно сделать  вывод, что их бедственное положение тесно связано с опережающими темпами прироста населения по отношению к темпам прироста продуктов потребления. Это, в свою очередь, определяется низким уровнем НТР, низким уровнем культуры, недостаточностью и низким уровнем медицинского обслуживания, примитивным (для сегодняшнего дня) уровнем экстенсивного земледелия.

 

 

 

 

Тема 5. Экономические концепции социалистов-утопистов

 

Вопрос 1.

В чем проявляется непоследовательность положений трудовой теории стоимости с точки зрения социалистов-рикардианцев? В чем, по Вашему мнению, суть переосмысления ими учения классической школы?

Ответ.

Западноевропейский утопический  социализм представляет собой знаменательную, важную по своему значению веху в истории экономических учений. При всем своеобразии социально-экономической обстановки, в которой складывается утопический социализм XIX в., в лице его великих представителей Сен-Симона, Фурье, Оуэна, он отражал возмущение трудящихся масс против цепей капитала. В. И. Ленин писал: «Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, - сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения не медленно стали возникать, как отражение этого гнета и протест против него. Но первоначальный социализм был утопически социализмом».

Социально-экономические  концепции Сен-Симона, Фурье и Оуэна представляют собой один из важнейших периодов в истории экономических учений. Подлинное содержание утопических систем Сен-Симона, Фурье и Оуэна своими корнями уходит в потребности времени, в которое они возникли. В основе каждой из этих утопических теорий лежала исторически обусловленная социально-экономическая обстановка соответствующей страны, историческая форма ее классовых отношений с возвышающейся над ними политической и идеологической надстройкой.

Утопические системы Сен-Симона, Фурье и Оуэна  возникли в неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией. Утопический социализм Сен-Симона, Фурье и Оуэна находился в тесной связи с материализмом XVIII в. Сен-Симона, Фурье и Оуэна, при всем своеобразии их исходных теоретических позиций, объединяет то, что они подвергли основы капиталистического общества беспощадной критике. Великие социалисты-утописты Запада дали глубокую критику капитализма, несмотря на свой утопический-социализм.

Суть переосмысления учения классической школы этими экономистами выражается в их объединении и следовании единой системы учений. При всем различии и своеобразии социально-экономических концепций Сен-Симона, Фурье и Оуэна, их объединяет то, что они выступали в роли теоретиков-утопистов, стремившихся помочь нуждам угнетенных классов путем придумывания различных утопических систем. Они искали научные истины в своих собственных головах и не отдавали себе отчета в сущности подлинных исторических событий, которые совершались перед их глазами. Сен-Симон, Фурье и Оуэн не признавали за пролетариатом никакой исторической роли, они не понимали исторического призвания пролетариата — совершить переворот в капиталистическом способе производства и окончательно, уничтожить классы. Они видели в пролетариате лишь наиболее страдающий класс капиталистического общества. Сен-Симон, Фурье и Оуэн не были в состоянии научно обосновать материальные условия, объективные и субъективные предпосылки, которые необходимы для освобождения пролетариата. Они выступали в роли изобретателей такой социальной науки, в роли творцов таких социальных законов, которые дали бы им возможность организовать новый гармонический строй, в соответствии с их общественными идеалами.

Вместе с  тем существенной заслугой Сен-Симона, Фурье и Оуэна является то, что каждый из них, на свой лад, на свой специфический образец показал преимущества и всю прогрессивность будущего гармонического строя, необходимость перехода к нему. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали положительные выводы великих социалистов-утопистов Запада, касающиеся будущего общества, как, например, уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение старой, буржуазной семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии, превращение государства в простое управление производством. Вместе с тем К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что все эти положения у Сен-Симона, Фурье и Оуэна имели утопический характер. Указанные положения выражают необходимость устранения классовой противоположности, между тем как социалистам-утопистам были известны антагонизмы в их «...первичной бесформенной неопределенности».

Вопрос 2.

Какие положения теории Сен-Симона указывают на историзм его концепции? Чем Вы можете подтвердить это?

Ответ.  

Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) — французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, — является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824) и др.

Для К.Сен-Симона социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще недостигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости.

В своих рассуждениях предстоящий переход от существующего  к справедливому индустриальному общественному устройству он объявляет исторически неизбежным, ссылаясь на растущий потенциал ускоряющих приближение грядущих перемен факторов, как-то: наука, разум и передовые идеи. При этом в идеализируемом им индустриальном обществе так же, как у других социалистов-утопистов, предвидится исчезновение антагонистических классов и обретение правительством функций сугубо экономических вместо политических.

Однако следует отметить, что в отличие от всех других представителей утопического социализма, в том числе даже своих последователей, К.Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею».

Специфичность воззрений  этого ученого наряду с позитивным отношением к частной собственности  очевидна также из некоторых других присущих лично ему методологических и теоретических позиций.

Так, историзм в методологии К.Сен-Симона своеобразен настолько, что в его понимании разложение феодализма завершится тогда, когда обществом будут добровольно оплачены «все расходы по переходу от феодальной системы, видоизмененной в конституционный режим, к системе чисто промышленной...»". Ненасильственный же характер этому переходу будет обеспечен, пишет он, если лично король Франции признает особую роль в обществе неких «промышленников», благодаря которым «громадное большинство нации» станет жить «в более счастливых условиях». Отсюда ученый заключает, что «изменение общественного устройства должно быть возвещено так же внезапно, как внезапно оно должно совершиться».

Отсюда становится понятным, почему К.Сен-Симон столь уверен в исторической миссии именно «промышленников» и в том, что «они возьмут высшее руководство достоянием государства... чтобы передать его в руки наиболее значительных людей в своей среде».

Итак, по Сен-Симону, мирными  усилиями «ученых и вождей промышленников», а также «волей короля» грядет падение непромышленного «класса правителей», что предопределит:

- закономерную перемену  «современного строя» на систему  «наиболее полного равенства, какое только возможно»;

- ликвидацию анархии  — «величайшего зла для честных  людей»; учреждение во всей Европе  «промышленной системы» и «уничтожение системы феодальной».

Наконец, К.Сен-Симон убежден  и в необратимости итогов «нынешней революции», полагая, что благодаря ей впредь благосостояние государства начнет развиваться с необычайной быстротой и что поэтому «общество будет обладать всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на какое только может притязать человеческая природа

Вопрос 3.

Как Вы считаете, какие положения теории недопотребления, выдвинутые Сисмонди, актуальны в настоящий период? Приведите примеры, с учетом современных особенностей.

Ответ.

Сисмонди — идеолог  мелкой буржуазии. Сисмонди Жан-Шарль-Леонар Симонд Де (1773—1842) —швейцарский экономист и историк, мелкобуржуазный критик капитализма, видный представитель экономического романтизма.

В своих социально-экономических воззрениях Сисмонди исходил из предпосылки, что «люди объединились в общество... для того чтобы обеспечить себе счастье...». Имея в виду классическую школу политической экономии, Сисмонди считает несостоятельной «аксиому», гласящую, что свободная конкуренция определяет наиболее выгодное развитие индустрии и что интерес каждого образует общий интерес. Сисмонди считал несостоятельной доктрину, которая полагает, что «бесконечное расширение производства расширяет бесконечно и сбыт». В качестве горячего сторонника мелкого производства Сисмонди выступил с протестом против защитников и идеологов крупного предпринимательства. По мысли Сисмонди, производство должно соответствовать потреблению, производство должно определяться доходом.

В деле «регулирования» хозяйственной жизни Сисмонди придавал большое значение государственной власти. К. Маркс, защищая классическую школу политической экономии от нападок Сисмонди. писал, что Рикардо был вполне «прав для своей эпохи», когда он хотел «производства для производства».

Существенной особенностью методологии Сисмонди было его непонимание связи между производством и потреблением. Сисмонди сетовал на то, что при капитализме производство необходимо обгоняет потребление. Сисмонди утверждал, что потребление есть единственная цель накопления; что потребление определяет воспроизводство; что национальный расход должен регулировать национальный доход.

Специфической особенностью той эпохи, в которую жил Сисмонди, было быстрое развитие капитализма, ускорившееся после французской революции, разгромившей остатки феодализма. Сисмонди критиковал капитализм, осуждал его развитие. Характеризуя капиталистический хозяйственный режим, Сисмонди видит его особенность в том, что активность предпринимателя является результатом «усиленного в сравнении с предшествующим производством спроса», причем этот спрос предполагает наличие «нового дохода, предназначенного для потребления».

По мысли Сисмонди, интересы общества в области увеличения производства и «коммерческого» богатства и интересы частного производителя не совпадают. Общество заинтересовано в том, чтобы «трудом создавался новый доход»; частному производителю достаточно, чтобы «старый доход, изменив свое направление, попал в его руки», чтобы «старый доход, служивший средством существования для его конкурентов, был потерян ими и оживил его собственное предприятие».

Таким образом, по моему мнению, положения теории недопотребления, выдвинутые Сисмонди, актуальны в современной России. Современное общество заинтересовано в том, чтобы «труд регулировался спросом», чтобы «все товары имели сбыт», чтобы «не пострадал ни один производитель»; частный производитель «не руководствуется общим спросом», он соразмеряет «свое производство с количеством находящихся в его распоряжении капиталов», он сообразуется всегда со «средствами производства, а не со средствами потребления». Государство не только не должно поощрять без разбора всякое производство, оно должно стремиться умерять слепое усердие, которое служит во вред согражданам и во всяком случае во вред другим людям. В первом случае это противоречит государственным интересам, во втором — интересам гуманности.

 

 

Тема 6. Марксизм

 

Вопрос 1.

Сформулируйте свои доводы в пользу утверждения, что  К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

Ответ.

       Основателем  марксизма как течения был  Карл Маркс. Главный труд К.  Маркса "Капитал". По признанию  самого Маркса, как ученый, методологически  он исходил одновременно из  трех научных источников: английской  классической политической экономии  Смита-Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха и французского утопического социализма. Основное место в учении Маркса занимает концепция базиса и надстройки – не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. По теории Маркса, капитализм, как строй, себя обязательно изживет, но главным в этом является не нарушение рыночных принципов распределения доходов, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации, к войнам. Идеальным Маркс видит социализм и коммунизм. Это его положение зиждется на теории классов, главной идеей которой является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. То есть в своих выводах Маркс, так же как и Рикардо признает два основных класса – класс пролетариев и класс капиталистов. 
Схожи позиции Маркса и Рикардо и по некоторым другим вопросам экономики.

Так Маркс в своих  трудах развивает далее трудовую теорию стоимости Рикардо. Маркс почти полностью разделяет положения Рикардо по поводу сущности и стоимости денег, за исключением - количественной теории. Его главный аргумент- ссылка на непостоянный характер за установленный период времени числа торговых оборотов и оборотов денежной массы. Суждения Маркса о норме прибыли во многом совпадают с положениями Д. Рикардо. Так, по Марксу, так же естественным является обусловленный конкуренцией механизм перелива капитала из одного занятия в другое, что способствует тенденции нормы  
прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли. Расхождение здесь таково: Д. Рикардо трактует указанную тенденцию как следствие конкурентной борьбы, вынуждающие капиталистов направлять свой капитал в более прибыльные ниши экономики, что обуславливает мультипликационный эффект постепенного снижения нормы прибыли. По Марксу дело обстоит иначе:  
Тенденция нормы прибыли к понижению – это исторический феномен механизма  
саморазрушения капитализма. Почти аналогичны и теории ренты, описанные у Маркса и Рикардо. Разница в дополнении Маркса о существовании наряду с "дифференциальной" рентой ренты "абсолютной". Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что К. Маркс был последователем и активным продолжателем идей Д. Рикардо, конечно же внося свои поправки и новые идеи и теории соответствующие и своему времени, и уровню развития общества, и уровню развития производства, производительных сил и производственных отношений.

Информация о работе Зарождение экономической науки