Заработная плата и ее современные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности заработной платы и анализ уровня оплаты труда в России и зарубежных странах.

Для достижения цели решались следующие задачи:

- раскрыть сущность заработной платы и ее экономическую природу;

- рассмотреть формы и системы заработной платы;

- выявить принципы организации оплаты труда;

- обозначить формы и методы ее государственного регулирования

оплаты труда;

- проанализировать уровень оплаты труда в зарубежных странах;

- характеристика уровня заработной платы в РФ;

- рассмотреть предложения по совершенствованию организации

оплаты труда в РФ;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретический аспект заработной платы……………………………………......5
1.Сущность заработной платы и ее экономическая природа……………...5
2.Формы и системы заработной платы…………………………………..….8
3.Тарифная система оплаты труда…………………………………………13
4.Принципы организации оплаты труда………………………………......16
5.Формы и методы государственного регулирования
заработной платы…………………………………………………………19

2.Опыт, проблемы оплаты труда и пути их решения……………………………23
1.Зарубежный опыт организации заработной платы……………………..23
2.Уровень и проблемы оплаты труда в странах СНГ……………………..25
3.Уровень оплаты труда на современном этапе развития России……….32
4.Предложения по совершенствованию организации
заработной платы в РФ……………………………………………………41


Заключение …………………………………………………………………………43

Список литературы…………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.06 Кб (Скачать)

      Хотя все осознают, что глубина  неравенства во многих государствах  Содружества гораздо больше. И  если взять другой показатель  расслоения – коэффициент фондов, то в России, например, он составил в 2010 году 15,8 раз, в Казахстане – 5,3 раз, в Белоруссии – 6 раз, в Украине– 9 раз.     Такой значительный разрыв в уровнях оплаты труда считается главным признаком отсутствия стабильности и социальной справедливости в обществе. Хотя в некоторых самых богатых и социально благополучных странах мира разница между доходами бедных и богатых тоже немаленькая, но там уровень зарплат низкооплачиваемых работников в отличие от стран СНГ обеспечивает им нормальную жизнь и воспроизводство трудовых ресурсов. И при этом все же в большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственная политика в области доходов сдерживает чрезмерную дифференциацию и уровень расслоения в 2-4 раза меньше, чем в странах СНГ. Например, зарплата шведского министра всего в шесть раз больше, чем у неквалифицированного рабочего. В странах же СНГ значительная часть вновь созданного продукта, заработанного усилиями всех трудящихся, присваивается ограниченным командным составом национального бизнеса. Так, частные компании нефтяного сектора экономики России направляют на выплату дивидендов от собственности и капитала до 80 % чистой прибыли. Например, на типичных металлургических заводах при среднемесячной зарплате по предприятию 3-4 тыс. рублей их генеральный директор в год получал более 700 тыс. рублей, доходы его заместителей чуть меньше.

     Следует также отметить, что получение  информации о зарплате высшего  состава руководителей предприятий  и распределении прибыли затруднено. Через законы о коммерческой  тайне бизнес пытается сделать  эту информацию недоступной, что, безусловно, затрудняет борьбу профсоюзов за справедливое распределение созданного продукта.

     Обследование Института социально-экономических  проблем народонаселения РАН,  проведенное в 2010 году в России показывает, что примерно 60 % совокупного прироста оплаты труда приходится на долю 20 % работников с самыми высокими заработками и менее 3 % – на долю 20 % работников с самыми низкими заработками. В целом в 2000-е годы среднегодовой темп роста реальных доходов 10 % самых обеспеченных на

24 % превысил темпы роста ВВП.

      Все это свидетельствует о  том, что экономический рост  в большинстве стран СНГ сопровождается  углублением социального неравенства,  что наряду с низким уровнем  оплаты труда создает условия  для сохранения бедности и  нищеты в обществе. По имеющимся  последним данным в странах  СНГ численность населения с  доходами ниже прожиточного минимума  составляет от 11 до 57 %. А по уровню бедности, рассчитанному по числу населения, имеющего доход менее 2 долл. в день (по международным стандартам – порог нищеты).

     Определенная часть работников  получает зарплату менее 50 долл. США в месяц, то есть меньше, чем 2 долл. в день. В Азербайджане заработную плату до 50 долларов получают 21 % работников, Армении – 8 %, в Киргизии –

50 % , Таджикистане  – 62 %.

      Введение плоской шкалы налогообложения  граждан в Грузии – 25 %, Украине – 15 %, России – 13 %, Казахстане – 10%, Киргизии – 10 % привело к сокращению возможности перераспределения доходов в пользу малоимущих граждан. В отличие от большинства стран мира указанные государства уравняли в налоговой нагрузке миллиардера и рядового труженика. А в США, например, минимальная ставка составляет 15 %, максимальная 40 %; в Японии соответственно 10 и 50; во Франции 5 и 53 %; в Великобритании 10 и 40 %,

в Германии – 15 и 45 %; в Испании – 12 и 32 %.

      При этом в отдельных государствах не только всех уравняли по степени налогообложения, но и берут налоги с доходов, которые не только ниже прожиточного минимума, но и ниже минимальной заработной платы. Так, при минимальной месячной зарплате в России 2300 руб., прожиточном минимуме трудоспособного человека 4197 рублей, налог не берется только с 400 руб.

       Одним из факторов низкого  уровня зарплаты и значительного  расслоения является недостаточная  активность и настойчивость профсоюзов  в их борьбе за достойную заработную плату [10, с. 51-61].

     Получается, что большинству трудящихся рост экономики не приносит каких-либо значительных дивидендов. Они достаются богатым. И становится все более актуальным вопрос о справедливом распределении полученного дохода внутри предприятий, организаций, а также его перераспределении в государственном масштабе через систему прогрессивного налогообложения доходов граждан.

      На сложившуюся ситуацию накладываются  также задержки выплаты зарплаты. Начисленные работникам, но не  выплаченные денежные суммы составили,  по оценке, в среднем по Содружеству  около 8 % годового фонда заработной платы.

      При этом более половины общей суммы задолженности в большинстве стран Содружества приходится на промышленность и аграрный сектор.  

2.3. Уровень оплаты труда на современном этапе развития России 

 

     Согласно данным мониторинга социально-экономического развития Минэкономразвития России начисленная среднемесячная заработная плата в январе 2011 года возросла по сравнению с январем 2010 года на 30,3 % и составила 15 059 руб. Численность экономически активного населения в конце августа 2010 года составила 74,6 млн. человек (по сравнению с маем 

2010 годом увеличилась на 0,7 млн. человек).

     Число безработных, по оценкам министерства, возросло на 10,8 % и теперь составляет 6,841 млн. человек (9,2 % экономически активного населения).

Всего официально зарегистрированных безработных  на конец января

2011 года — 2,202 млн. человек.

        Сумма номинальной начисленной  заработной платы в 5 наиболее  оплачиваемых отраслях превышает  сумму номинальной зарплаты в  5 наименее оплачиваемых в 6 раз.  Наиболее высокий уровень оплаты  труда традиционно наблюдается  в нефтегазовой сфере, цветной  металлургии и финансовой области.  Хуже всего по-прежнему оплачивается  труд работников сельского хозяйства,  лесного хозяйства, общественного  питания, розничной торговли и  легкой промышленности.

     Сумма просроченной заработной  платы в экономике за прошедший  год снизилась на 15 % до 5,3 млн. рублей, однако по федеральным округам наблюдается серьезная диспропорция, причем хуже всего дела обстоят в Дальневосточном федеральном округе.

      В национальном докладе о развитии  человеческого потенциала в Российской  Федерации, подготовленном по  заказу Программы развития ООН  группой российских ученых под  руководством профессора С. Бобылева, в числе регионов — лидеров  по качеству жизни названы  Москва, Тюменская область и Татария.  Среди аутсайдеров — Ивановская  область, Псковская область, Чукотский  автономный округ, Республика  Алтай, Амурская область, Республика  Бурятия и Курганская область.

     Москвичи в этом году стали  зарабатывать в 1,5 раза больше, чем 2 года назад, утверждает  Московский городской комитет  по статистике. Денежные доходы  москвичей за год подросли  практически наполовину: среднемесячная  зарплата жителя Москвы составила 35,6 тыс. руб.  При этом самый большой «прибыток» имели сотрудники организаций общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка — 39901 руб., на втором месте оказались финансисты с заработками по 25327 руб., а на третьем — работники связи с 16287 руб.

      Хуже всех жилось учителям  и «людям науки» — средняя  зарплата в этих областях составила 6806 и 8104 руб. соответственно. Доходы каждого пятого москвича не дотянули и до прожиточного минимума, немного превысившего планку в 4500 руб.

      Как известно, уровень жизни граждан,  количество бедных и богатых  в стране определяется, исходя  из соотношения доходов людей  к размеру прожиточного минимума  и объема потребительской корзины.  Согласно решению Правительства  РФ, в целом по России прожиточный  минимум за январь 2011 года в расчете на душу населения, установлен в размере

6367 руб. для трудоспособного населения, 4683 руб. для пенсионеров,

5709 руб. для детей.

     На современном этапе в России  законодательно устанавливают минимум, применяемый для регулирования оплаты труда.

        Условия оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, установленные ТК РФ (Трудовой кодекс Российской Федерации) и федеральными законами, а так же постановлением Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми во исполнение этих федеральных законов в отношении работников бюджетных организаций всех уровней независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

         До окончательного формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС (Единая тарифная сетка) с сохранением 18 разрядов и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ.

     Каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ.14  Этот запрет носит настолько важных характер для любого государства, что зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.  Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную плату за равный труд.15  В Международном пакете об экономических, социальных и культурных правах, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., было закреплено право каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой, за равный труд.16 В российском законодательстве запрет на дискриминацию в сфере оплаты труда изложен в ст.3 и

ст.132 ТК РФ.

     Минимальная заработная плата – это ежемесячное вознаграждение неквалифицированного сотрудника, полностью выполнившего норму рабочего времени в нормальных условиях труда. Минимальный размер оплаты труда не включает в себя доплаты и надбавки, премии, а также выплаты за работу в особых условиях и компенсации за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним регионов.17

     Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. При этом в величину МРОТ не включается компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.18

Минимальная заработная плата, которую должны платить  работодатели своим сотрудникам  при условии, что они отработали месяц полностью, по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 4330 руб. Однако коллективным договором или отраслевым соглашением может быть установлен и больший размер МРОТ.

     С 1 сентября 2007 г. власти субъекта Российской Федерации лишаются права устанавливать более высокий МРОТ, в сравнении с тем, что принят на федеральном уровне. Установленный в регионе МРОТ распространяется на всех работодателей, т.е. платить сотрудникам заработную плату меньше минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, нельзя.

В Российской Федерации минимальный размер оплаты труда представляет собой низший предел оплаты труда работников и  устанавливается федеральным законом.

     Согласно ст. 133 ТК РФ и ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82 – ФЗ « О минимальном размере оплаты труда» предусмотренный законодательством Российской Федерации МРОТ вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов; другими организациями – за счет собственных средств. Динамика изменения величины МРОТ (Прил. 6).

     Установленная величина МРОТ применяется исключительно для       регулирования оплаты труда, а также с целью определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В части пособия по временной нетрудоспособности установленная законодательством Российской Федерации величина МРОТ используется в случаях, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Информация о работе Заработная плата и ее современные формы