Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 22:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности заработной платы и анализ уровня оплаты труда в России и зарубежных странах.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- раскрыть сущность заработной платы и ее экономическую природу;
- рассмотреть формы и системы заработной платы;
- выявить принципы организации оплаты труда;
- обозначить формы и методы ее государственного регулирования
оплаты труда;
- проанализировать уровень оплаты труда в зарубежных странах;
- характеристика уровня заработной платы в РФ;
- рассмотреть предложения по совершенствованию организации
оплаты труда в РФ;
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретический аспект заработной платы……………………………………......5
1.Сущность заработной платы и ее экономическая природа……………...5
2.Формы и системы заработной платы…………………………………..….8
3.Тарифная система оплаты труда…………………………………………13
4.Принципы организации оплаты труда………………………………......16
5.Формы и методы государственного регулирования
заработной платы…………………………………………………………19
2.Опыт, проблемы оплаты труда и пути их решения……………………………23
1.Зарубежный опыт организации заработной платы……………………..23
2.Уровень и проблемы оплаты труда в странах СНГ……………………..25
3.Уровень оплаты труда на современном этапе развития России……….32
4.Предложения по совершенствованию организации
заработной платы в РФ……………………………………………………41
Заключение …………………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………………45
- все работы различаются по степени сложности, этому соответствует отнесение профессий и должностей к какому-либо разряду по оплате;
- исходная тарифная ставка соответствует минимальной заработной плате
[9, с. 326].
В тарифной сетке отсутствуют конкретные величины тарифных ставок, так как размер минимальной заработной платы периодически пересматривается в связи с инфляцией и изменением величины прожиточного минимума.
Тарифная сетка включает лишь конкретные значения тарифных коэффициентов.
Межразрядные тарифные
Практика применения ETC работников предусматривает коэффициенты повышения тарифных ставок, дифференцированные по технологическим видам работ, производств и отраслей экономики. Дифференциация организаций, отдельных производств по группам ставок (окладов) обусловлена различиями в сложности, выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, сложившимися общими условиями труда, его напряженностью.
В целях усиления прямой
- вводить рабочим-сдельщикам прогрессивно возрастающие до 10 % расценки за увеличение производства продукции, рабочим-повременщикам повышать до 10 % тарифные ставки присвоенного разряда;
- руководителям, специалистам и служащим повышать до 7 % должностные оклады.
Таким образом, в условиях рынка изменяются
подходы к оплате труда, оплачиваются
не затраты, а результаты труда — признание
рынком продукта труда в качестве товара.
Средства от реализации товаров становятся
высшим критерием для оценки количества
и качества труда товаропроизводителей
и основным источником их личных доходов.
1.4. Принципы организации оплаты труда
Система заработной платы включает основную заработную плату, начисленную за фактически проработанное время или исходя из выработки работника, доплаты, надбавки, премии, дополнительную заработную плату за не отработанное на производстве рабочее время, но гарантированную действующим законодательством (средний заработок за время предоставленных отпусков, а также в других установленных действующим законодательством случаях), гарантии и компенсации, связанные с трудовой деятельностью (выходное пособие, компенсации за износ инструментов, надбавки за вахтовый метод работ и др.).
Учет труда, заработной платы и расчетов с работниками предприятий ведется согласно на основе федеральных, региональных и отраслевых законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации предприятий.5
С 1 января 2005 г. вступили в силу изменения и поправки, внесенные в ТК РФ Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, предусматривающие, в частности:
- передачу прав по установлению размеров районных коэффициентов и порядка их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также размеров процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях Правительству РФ.7
- регламентацию порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также расходов, связанных с переездом работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, только для организаций, финансируемых из федерального бюджета.8 С 1 января 2005 г. применяются новые ставки по ЕСН9 и изменились тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.10
При этом
отменяется требование о подтверждении
права на применение регрессивной шкалы
налоговых и тарифных ставок. Расширяется
право на применение льготы по ЕСН
за счет предоставления работодателям
права не облагать ЕСН выплаты
в пределах 100 000 руб. за налоговый
период, производимые по договорам
гражданско-правового
С 1 января 2005 г. изменился порядок предоставления имущественных вычетов при определении базы по НДФЛ11 и налоговые ставки, применяемые к доходам, полученным в виде [7, с. 145]:
- материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании целевыми займами (кредитами);
- доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
- процентов по облигациям с ипотечным покрытием, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием.
Основными документами для начисления заработной платы являются: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, другие документы.
В соответствии с п.193 «Инструкции по бухгалтерскому
учету» начисление заработной платы и
пособий производится один раз в месяц
и отражается в учете в последний день
месяца. Коллективными (индивидуальными)
трудовыми договорами определяется авансовый
порядок выплаты. Авансы начисляются в
твердой сумме (не более половины заработка,
причитающегося работнику по итогам работы
за месяц) без распределения по видам надбавок
и доплат.
1.5. Формы
и методы государственного регулирования
заработной платы
Государственная политика в области заработной платы должна основываться на реальных возможностях государства в использовании национального дохода и стремлении к сбалансированности интересов различных слоев общества, а также на нормах, предусмотренных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.
Исходя из реальной ситуации в странах CHГ, на современном этапе развития должны предприниматься меры для повышения среднего уровня заработной платы, устранения неоправданной дифференциации в оплате труда, обеспечения гарантий, предусмотренных законодательством, соглашениями и коллективными договорами.
Механизмы государственного
- содействие
экономическому росту,
- законодательное
установление минимальных
- реальное
отражение затрат на
-сокращение расслоения населения по уровню заработной плаза счет осуществления различных налоговых и иных мер перераспределения доходов граждан и предприятий (например, зависимости от уровня рентабельности);
- регулирование
размера заработной платы
-сохранение
покупательной способности
-обеспечение
своевременной выплаты
-проведение мониторинга заработной платы (отслеживание процессов, связанных с изменением уровня заработной платы, стоимостью жизни, и обеспечение этой информацией участников переговорного процесса).
Критерием определения размера минимальной заработной платы должен быть минимальный потребительский бюджет (МПБ) или другой социальный норматив, рассчитанный на базе «потребительской корзины» (например, прожиточный минимум). Потребительская корзина отражает стоимость товаров и услуг, рассчитанных в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативам потребления. Порядок утверждения структуры МПБ устанавливается законодательно. Состав потребительской корзины определяется соответствующими государственными органами после консультаций с работодателями и профсоюзами.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. МПБ как социальный норматив используется
[9, с. 466]:
- для прогнозирования изменения уровня жизни населения;
- усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения;
-определения
минимальных размеров
-разработки
социальных программ помощи
- формирования
системы пропорций и
Минимальные потребительские
Потребительская корзина — это научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране.12
При формировании
Минимальный потребительский
Бюджет прожиточного минимума — основа для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Он служит основным критерием для признания граждан (семей) малообеспеченными.13
Вопросы оплаты труда государственных служащих регулируются специальным законодательством и включают в себя, помимо должностного оклада, надбавки за квалификационный разряд и за особые условия государственной службы, вознаграждение за выслугу лет, премии за результаты работы, материальную помощь, также иные выплаты, предусмотренные законодательством [9, с. 467].
Защита трудящихся от
Государственный контроль за
соблюдением законодательства