Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:44, реферат
Цель данной курсовой работы – дать теоретическое обоснование проблемам занятости, безработицы и рассмотреть её специфику в Республике Беларусь.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. дать понятие таким макроэкономическим категориям как занятость и безработица
2. охарактеризовать формы безработицы
3. рассмотреть положительные и отрицательные моменты безработицы
4. охарактеризовать программы регулирования безработицы неоклассической и кейнсианской школы экономики
5. охарактеризовать ситуацию, связанную с занятостью и безработицей в республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. Понятие безработицы и занятости населения 5
1.2. Формы безработицы и её естественный уровень 8
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 23
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А. Оукена 23
2.2. Программы регулирования безработицы 25
3. БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
3.1. Динамика и структура безработицы в Республике Беларусь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика безработицы в еврозоне……………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Динамика безработицы в Республике Беларусь……………………………….40
Социальное страхование по случаю потери работы можно отнести к пассивным формам регулирования занятости.
Активный тип регулирования занятости предполагает использование методов, повышающих спрос и сокращающих предложение рабочей силы.
На разработку программ регулирования занятости всегда непосредственное воздействие оказывают доминирующие в стране теоретические представления экономической науки о проблемах безработицы.
Рассмотрим позицию неокейисианства. Такая позиция легко просчитывается, если учитывать ту трактовку причин возникновения безработицы, которой придерживаются представители данного направления мировой экономической науки. Так считается, что оптимизация в стране ситуации в сфере занятости в первую очередь зависит от объема совокупного спроса (АD). Поэтому при регулировании занятости основное внимание уделяется обеспечению «эффективного спроса», появление которого автоматически увеличивает спрос на рабочую силу и уменьшает безработицу.
В кратковременном периоде при формировании «эффективного спроса» рекомендуется использовать такие мероприятия как организация общественных работ, уменьшение процентной ставки по банковским кредитам. Проводится активная финансовая политика, включая сдерживание роста реальной заработной платы через инфляцию, которая, обесценивая номинальные денежные доходы, подавляет возрастающую склонность населения к сбережениям.
В долговременном периоде основным средством стимулирования совокупного спроса (АD) выступают наращивание государственных заказов (национальным фирмам), повышение курса ценных бумаг и др. Для финансирования возрастающих государственных расходов допускается увеличение дефицита госбюджета и возрастание государственного долга.
Рассмотрим понятие мультипликатора занятости. В данном случае воспроизводится основная идея мультипликатора затрат. Однако на сей раз внимание обращается не на возрастание дохода («цепочка дохода»), а на прирост новых рабочих мест.
В увеличении занятости и сокращении безработицы роль «первотолчка» выполняет прирост инвестиций, который обеспечивается не только частным бизнесом, но и государством. Исходные инвестиции и прирост производственных мощностей сопровождаются открытием новых рабочих мест. Исходный прирост рабочих мест (∆L1) в свою очередь вызывает по цепи взаимосвязей национальных видов производств общий прирост рабочих мест (совокупной занятости — ∆L):
Таким образом, с учетом известного нам принципа мультипликатора признается, что расширение занятости, непосредственно связанное с приростом первоначальных инвестиций, неизбежно вызывает увеличение совокупной занятости. Занятость (L) рассматривается как функция объема производства: L = F(Q), зависит от доли в национальном доходе накопления и потребления. Отсюда вытекают и соответствующие практические рекомендации.
Теперь рассмотрим неоклассическую концепцию эффективного рынка. Неоклассики, наоборот, считают, что современная рыночная экономика в состоянии решить все проблемы, связанные с регулированием занятости населения. Необходимо лишь обеспечить, чтобы домашние хозяйства и сектор частного бизнеса адекватно воспринимали рыночные сигналы.
Считается, что спрос на рабочую силу всегда готовы увеличить предприниматели, ведущие дело рационально. Поэтому государство не должно вмешиваться в те очистительные операции, которые рынок в состоянии провести самостоятельно. По крайней мере, нет резона искусственно, за счет государственной казны поддерживать отмирающие предприятия.
В итоге признается, что эффективный рыночный механизм, не отягощенный государственным вмешательством, в состоянии самостоятельно рассосать безработицу до естественных пределов. Государство может лишь позволить себе, например, через налоги поддерживать конкурентоспособных предпринимателей. Что касается социальных программ помощи безработным и т. п., то они должны сводиться до минимума. Это должно стимулировать более быстрое замещение имеющихся вакантных мест, способствовать увеличению ВВП со всеми вытекающими из этого позитивными последствиями. [4, с. 263]
В административно-командной экономике существовало лишь некоторое подобие рынка труда. Такая экономика была ресурсозатратной, поэтому здесь доминировал завышенный спрос на рабочую силу. Дефицит последней был связан прежде всего с нерациональным использованием рабочей силы, с искусственным созданием все новых рабочих мест.
Рабочая сила распределялась
между отраслями с
Административная экономика была поражена еще одной серьезной болезнью — скрытой безработицей, которая вызывала снижение производительности труда, дисциплины и качества продукции. Избыток рабочей силы на производстве был связан со стремлением государственных предприятий из-за тотальной неритмичности производства иметь резерв живого труда. В условиях заниженного уровня национальной зарплаты и низких стимулов к труду широко использовались внеэкономические методы закрепления рабочей силы на производстве. Особенно это касалось работников сельского хозяйства, а также жителей экологически неблагополучных районов.
В период формирования экономической системы рыночного типа в сфере занятости населения постепенно обнаруживаются новые тенденции. Так, кризисный спад объемов производства приводит к заметному снижению спроса на рабочую силу. В первую очередь значительно сокращаются масштабы ежегодных вакансий. Начинает формироваться ограниченный по объему спроса рынок рабочей силы. Для регулирования занятости стала применяться практика досрочного ухода на пенсию. Одновременно формируется устойчивый спрос на рабочую силу со стороны увеличивающегося частного сектора.
Вместе с тем обнаружились и негативные тенденции. Так, с учетом некоторых социально-политических соображений стала складываться практика сохранения ранее созданных трудовых коллективов. Такая политика занятости в меньшей степени была продиктована стремлением сохранить кадровый персонал крупных предприятий на ближайшую перспективу, когда при благоприятном изменении рыночной конъюнктуры такой потенциал должен быть востребован. Восстановление практики доведения до государственных предприятий административных заданий по темпам экономического роста также сдерживает процесс освобождения производства от избыточной численности.
Одновременно следует указать и на слабое развитие рыночных регуляторов хозяйственной деятельности государственных предприятий, на формальную реализацию так называемого хозяйственного расчета. В этих условиях администрация предприятия экономически не заинтересована в оптимизации занятости, склонна проводить лишь пассивную политику стимулирования добровольных увольнений работников. При этом подавляющая часть госпредприятий потери рабочей силы (увольнение) восполняет за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых (переобучение, повышение квалификации). [4, с. 264]
При дальнейшем совершенствовании политики занятости в условиях переходного периода нет смысла и, самое главное, нет финансовых возможностей воспроизводить устаревшие идеи «всеобщей занятости». Патерналистская политика занятости лишь усиливает скрытую безработицу.
На государственных предприятиях Беларуси скрытая безработица сегодня обнаруживается через избыточную численность, неполную занятость в течение рабочего дня или недели (43%), вынужденные административные отпуска (50%), полную остановку производства (7%). При этом установлено, что до 40% вынужденных отпускников не получают денежного содержания.
К примеру, на Минском подшипниковом заводе численность персонала составляет примерно 7-8 тыс. человек. Сравнительный анализ показывает, что на Западе такой же объем продукции выпускает предприятие с численностью работников примерно в 10 раз меньше.
В лучшие времена МТЗ обеспечивал выпуск 110-118 тыс. тракторов в год при численности персонала около 26 тыс. человек. Сегодня с такой же численностью обеспечивается производство лишь 26-28 тыс. тракторов в год, что свидетельствует об имеющейся скрытой безработице.
Резкое снижение уровня жизни населения стимулирует сверхзанятость населения среди некоторых социально-демографических групп (пенсионеры, подростки и т. п.), активный поиск работы по совместительству.
Если в странах ЕС вторичная занятость обычно составляет 3-4% при уровне безработицы с 7-10% (прил. А), то в Беларуси колеблется в пределах 10-20% и носит явно гипертрофированный характер.
Говоря о масштабах безработицы следует отметить, что сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:
Следует отметить, что реальные масштабы безработицы в Беларуси значительно выше официальных (2-2,5%) (прил. Б). По данным, получаемых в ходе выборочных обследований домашних хозяйств, реальная безработица в стране складывается на уровне 6,5-7,6%. Дело в том, что обнаруживаются безработные, которые перестали искать работу через официальную службу занятости (застойная безработица). Не исключено, что таким способом отражается известный нам «эффект отчаявшегося работника». Если использовать балансовый метод и принять в расчет снижение официальной занятости (с 2001 по 2011 год примерно на 750 тыс. человек), которая не получила отражения в приросте официальной безработицы, то тогда уровень фактической безработицы составит 10-12,5%.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствующем Законе о занятости населения (от 30. 05. 1991 г.):
В действующей Программе занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
С позиций предложения рабочей силы следует обратить внимание на то, что с 1994 года и по сей день в Беларуси сохраняются отрицательные темпы естественного прироста населения.
Низкий национальный уровень заработной платы, с одной стороны, стимулирует сверхзанятость населения в ущерб свободному времени, с другой — обнаруживается «эффект отчаявшегося работника». Продолжается «утечка мозгов», т. е. научных работников и высококвалифицированных специалистов в сопредельные страны. Имеет место массовая миграция сезонных рабочих в Россию, прельщаемых более высоким заработком.
Низкий уровень социальных пособий не позволяет подобным выплатам оказывать отрицательное воздействие на стимулы к труду.
Сокращается официальная миграция уроженцев Беларуси и т. п. из регионов СНГ. Одновременно сохраняются нелегальные потоки иностранной рабочей силы, привлеченные возможностью монополизации определенных сфер предпринимательской деятельности (рыночная торговля), а также соседством республики со странами ЕС.
Не соблюдается норма ухода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Наоборот, время от времени воспроизводится идея увеличения самого возраста ухода на пенсию.
Используется практика
сокращения продолжительности «
Позитивным моментом является то, что население Беларуси широко использует открывшуюся возможность получения высшего образования через систему негосударственных учебных заведений. Инвестиции в человеческий капитал рассматриваются как возможность (сегодня и в будущем) избежать безработицы и как надежную форму социального страхования на перспективу. [4, с. 265-266]