Типы экономических систем по критерию: механизм координации деятельности хозяйственных субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:10, доклад

Краткое описание

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности .

Оглавление

1. Введение
2. Сущность экономической системы
2. 1. Содержание экономической системы
2. 2. Признаки выделения типов экономических систем.
2. 3. Хозяйственный механизм
3. Современные типы и модели экономических систем
3. 1. Традиционная система
3. 2. Рыночная экономика
3. 3. Командно-административная система
3. 4. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной и плановой экономических системах
3. 5. Смешанная экономика
4. Особенности перехода к рыночной экономике в России
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Типы экономических систем по критерию.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Фундаментальные задачи экономического развития в данной системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на них, товаропроизводитель сам решает проблему производства и распределения пользующихся спросом товаров. Стремление получения максимальной прибыли при предельно экономном использовании ресурсов служит мощным стимулом для развития производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности. 

Сторонники чистого  капитализма утверждают, что именно такая экономическая система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и быстрому экономическому росту. Здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве государства  в экономический процесс, которое будет только подрывать эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.  

В рыночной  экономике  домашние хозяйства составляют планы  закупок, а предприятия – свои производственные планы самостоятельно и независимо одно от другого. Обе  стороны стремятся реализовать свои планы. Предприятия хотят, например, продавать как можно дороже, а домашние хозяйства – покупать как можно дешевле. Через механизм рыночных цен происходит выравнивание цены спроса и предложения. Цена в условиях равновесия рынка информирует продавца и покупателя о дефиците или избытке соответственно товара. 

Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять коллективные потребности (например, здравоохранение, образование, судопроизводство), в остальном  государство призвано гарантировать основные права свободной рыночной экономики. 
 

Свобода заключения контрактов гарантирует производителям и потребителям право покупать и  продавать по своему усмотрению, в  соответствии с собственными планами  хозяйственной деятельности. Каждому предпринимателю,  предоставлена свобода заняться каким-либо видом деятельности и беспрепятственно выбирать предмет своей хозяйственной деятельности. На рынке преобладает свободная конкуренция. Свободный выбор места работы дает возможность лицам наемного труда по своему усмотрению выбирать род и место работы. 

  

Командно-административная система  

  

Характерными  чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная  собственность практически на все  экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм. 

Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда подрывается тем, что руководство хозяйственной деятельностью государственный аппарат производит с помощью преимущественно административно-распорядительных методов. 

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства. 

В странах с  командно-административной системой решение  общеэкономических задач имело  свои специфические особенности. Структура  общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. 

К оплате труда  применялся уравнительный подход. Между  участниками производства распределение  продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы. Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции. 

Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.  

При сложившейся  данной экономической системе планы  утверждаются в высшем законодательном  органе государства. После этого  контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной  и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. 

Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции  и, как следствие, нелолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения. 

В данной системе  заработная плата в силу ее жесткого декретирования  государством вне  зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения  труда, а только подрывает стимул к производительному труду. 

Процентная ставка не может служить в командной  экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра. Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию. В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли. 

В директивной  экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства. 

В условиях командной  системы так называемый хозрасчет  носит формальный характер. Производители  вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти. 

Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер: 

·    Цена задана рынком и отдельная фирма  не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется  продукция. 

·    Жесткая  система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке. 

·    Отсутствие безвозмездной государственной  помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения. 

·    Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается. 

·    Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия. 

В командной  экономике складываются мягкие условия  бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме. 

В централизованно  управляемой экономике вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический процесс управляется через государственную плановую комиссию, которая составляет общий план и его разделы и утверждает цены. Отдельные предприятия не являются самостоятельными субъектами, принимающими решения, они лишь пассивные получатели инструкций, обязанные исполнять плановые задания. 

Согласование  объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных  органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. в качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии. в случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий. 

Принцип выполнения плана предполагает всестороннее подчинение членов общества государству. На место  свободы принятия экономических  решений в системе рыночного  хозяйства приходит тотальное руководство партии или государства. Таким образом, партия или государство решает, в каких пропорциях должно развиваться народное хозяйство. Сырье и рабочая сила находятся преимущественно в распоряжении тех отраслей экономики, которые по плану рассматриваются как основные направления развития. Следовательно, потребление и место работы подчинено так же централизованному планированию, так что не остается свободного выбора профессии или свободного потребления. 

  

Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной и плановой экономических системах 

Информация о работе Типы экономических систем по критерию: механизм координации деятельности хозяйственных субъектов