Типы экономических систем по критерию: механизм координации деятельности хозяйственных субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:10, доклад

Краткое описание

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности .

Оглавление

1. Введение
2. Сущность экономической системы
2. 1. Содержание экономической системы
2. 2. Признаки выделения типов экономических систем.
2. 3. Хозяйственный механизм
3. Современные типы и модели экономических систем
3. 1. Традиционная система
3. 2. Рыночная экономика
3. 3. Командно-административная система
3. 4. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной и плановой экономических системах
3. 5. Смешанная экономика
4. Особенности перехода к рыночной экономике в России
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Типы экономических систем по критерию.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

  

Как уже говорилось, командная экономика характеризуется  тем, что основные решения по ведущим  вопросам принимает государство, а  исполняют эти решения низовые  звенья. А рыночная экономика является хозяйственной системой, которая построена на всестороннем использовании рыночных связей. Она охватывает весь комплекс: производство, распределение, обмен, потребление. Её центром является рынок, где идёт упор и ориентация на спрос и предложение, то есть рынок выражает  отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем товаров. 

Основу централизованной системы составляет государственная  собственность, а основу рыночной экономики  – частная собственность. 

Экономическая система с централизованным управлением  функционирует при полном отсутствии частной собственности. В этом случае государство выступает как  распорядитель высшего уровня в лице государственных чиновников, административной бюрократии, а рабочая сила – как пользователи – производители. При этом необходима многочисленная недешевая армия государственных чиновников, которая собирает необходимую информацию, например, потребности в запасах сырья, производственных мощностях, произведённой продукции, обрабатывает её, составляет текущие и перспективные планы, согласовывает их между собой, пересматривает, контролирует выполнение. На это затрачивается очень много времени и средств, поэтому производство, как правило, отстаёт от потребителя. 

Примером данной макроэкономической политики может  служить и  Россия в недавнем прошлом, когда для того, чтобы произвести какой-либо товар, необходимо было преодолеть множество всевозможных порогов административной бюрократии. Экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на основе классической формы частной собственности и её модификаций, пользование объектами которой исторически формирует производителя, имеющего высокий экономический интерес. В данной системе отсутствует монополия распоряжения, ограничивающая функции производителя и не позволяющая осуществлять поиск наиболее эффективных методов пользования. 

В настоящее  время широко применяется смешанная  экономическая система,  в основе которой лежит рыночная экономика. Целью же государства является не корректировка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования, Т.е. конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где  оно необходимо. Другими словами, «невидимая рука рынка» должна дополняться видимой рукой государства, посредством законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. 

Известно, что  общественное производство должно решать следующие три проблемы: 

1. Что производить; 

2. Как производить; 

3. Для кого  производить. 

Так вот, в странах  с командной экономикой эти проблемы решает та самая многочисленная и  «дорогая» бюрократия. 

В странах с  рыночной экономикой на вопрос: «Что производить?» отвечают, ориентируясь на потребительский спрос; «Как производить?» – производитель решает сам, при этом строит свое производство так, чтобы был минимум издержек и максимум прибыли; наконец на вопрос "Для кого производить?» рынок отвечает: «Для тех, кто способен купить товар».  

Как раз в  этом случае государство и должно обеспечивать покупательскую способность  во избежание социальных конфликтов, но делая это так, чтобы не «убивать»  деловую активность инициативных людей. 

  

Смешанная экономика 

  

Смешанную экономику  отличает разнородность входящих в  её состав элементов, в следствие  соединения и переплетения различных  форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных  систем, а также более сложных  сочетаний различных элементов систем. 

В настоящее  время смешанная экономика предстает  в следующих формах: 

·    смешанная  экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых  «смешение» вызывается низким уровнем  развития и наличием отсталых экономических  форм; 

·    смешанная  экономика развитых стран (развитая смешанная экономика). 

Распространение идеи смешанной экономики отражали реальные изменения в социально-экономической  жизни общества, проявившиеся в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных начал. Наиболее распространенная трактовка термина «смешанная экономика» делает упор на сочетание частного и государственного секторов экономики и на разнообразии форма собственности. Другая позиция выдвигает на первый план проблему сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества. 

Все эти трактовки  не противоречат друг другу, они отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики  и их единство. Смешанная экономика  представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно- государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. 

Сегодня смешанная  экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Её элементы опираются  на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов. В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики, отличающиеся друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» и зависящие от особенностей многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. 

Американская  модель — это либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного  механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. 

Германская модель — это модель социального рыночного  хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием  особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. 

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется  следующими чертами: 

·    индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь, это  условие обеспечивается активной государственной  политикой поддержания конкуренции; 

·    социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве; 

·    антициклическое  регулирование; 

·    стимулирование технологических и организационных  инноваций; 

·    проведение структурной политики; 

·    защита и поощрение конкуренции. Перечисленные  особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов  социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. 

Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. 

Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. Таким образом, основные развитые страны взяли курс на построение смешанной системы хозяйства. 

Политико-экономическая  концепция социально-рыночного хозяйства  направлена на синтез гарантированной  правовым государством свободы, экономической  свободы и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство». Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия – свобода потребления, в свободе производства и торговли, свободе соревнования. 

Расширение функций  государства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность. 

Социально-ориентированная  рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических  целей, которые в общем виде можно  сформулировать так: 

·     обеспечение экономического роста и экономической стабильности; 

·     социальная обеспеченность и социальная справедливость; 

·     содействие конкуренции; 

·     обеспечение политической стабильности. 

                Планирование выступает средством  приспособления к требованиям рынка. Например, на основе маркетинговых исследований отдельных фирм решается вопрос об объемах и структуре производимой продукции, делается прогнозирование общественных потребностей, что позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и производить нововведения. Общенациональные программы так же оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ. 

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды, на которые в странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время направляется не менее 30-40% государственного бюджета. 

Информация о работе Типы экономических систем по критерию: механизм координации деятельности хозяйственных субъектов