Теоретические основы экономики домохозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:16, реферат

Краткое описание

Во-первых, удовлетворение потребностей домохозяйства в материальных и нематериальных благах выступает естественной целью производства. Спрос домохозяйства является одним из наиболее весомых компонентов совокупного спроса на конечные блага.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3
РАЗДЕЛ 1. ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА ДОМОХОЗЯЙСТВА И
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ……………………………………………………….10
РАЗДЕЛ 2.ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС ДОМОХОЗЯЙСТВА …………………………………………………….….14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..16

Файлы: 1 файл

экономика реф.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Поставленный перед необходимостью выбора, индивидуум выбирает наилучший из доступных планов А х1 ,х2 ), поскольку план В хотя и отвечает условиям бюджетного ограничения, расположен на кривой безразличия, которая не является наивысшим достижимым уровнем полезности (рис. 3). Таким образом, достигая более полного удовлетворения потребностей, что является экономическим содержанием максимизации полезности, индивидуум буде двигаться вдоль бюджетного ограничения М вплоть до точки А, которая дает план потребления с наивысшей (при данных ограничениях) полезностью. Для плана потребления, который при этом реализуется, характерно, что угол наклона бюджетной линии (а он соответствует соотношению цен на благо х1 и х2) равняется углу наклона кривой безразличия в этой точке, который соответствует значению ПНЗ, т.е. имеет место соотношение:

План С, разумеется, еще  лучше, но, к сожалению, недостижимый при этом объеме финансовых ресурсов и цен на блага.

 

Таким образом, можно  сформулировать достаточные и необходимые  условия реализации индивидуумом оптимального плана потребления:

1) доход должен быть  израсходован на потребление  без остатка;

2) предельная норма  замены должна равняться соотношению  цен.

Определенные таким  образом условия достижения оптимума домохозяйства в потреблении являются ключевыми для понимания факторов индивидуального спроса на отдельное благо.

 

 

РАЗДЕЛ 2.ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС ДОМОХОЗЯЙСТВА

На спрос домохозяйства  влияет совокупность факторов, среди  которых наиболее весомыми являются предпочтения, размер дохода, цены, объем имущества домохозяйства.

Изменение дохода ведет  к изменению бюджетного ограничения: если доход возрастает, то происходит параллельное смещение бюджетной линии  вверх; если снижается - вниз. В соответствии с этим индивидуум будет переходить к другим, по сравнению с исходным, планам потребления. Перенесенные на отдельный график кривые, отражающие зависимость спроса на отдельное благо от величины дохода, названы в честь ученого, который впервые это сделал, кривыми Энгеля. Возможны три типа реакции потребителя на изменение дохода: а) изменение объема потребления блага в том же направлении; б) изменение объема потребления блага в противоположном направлении; в) отсутствие реакции спроса на изменение дохода. В соответствии с первыми двумя типами реакции домохозяйства различают высшие и низшие блага.

Под высшими благами  понимают такие, объем спроса на которые  с увеличением дохода растет, а  с уменьшением - снижается. Типичным примером могут быть блага, удовлетворяющие  духовные потребности.

Под низшими понимают блага, объем спроса, на которые с увеличением дохода снижается, а с уменьшением - растет. Это, например, блага, удовлетворяющие физические (особенно физиологические) потребности, как-то потребности в определенных видах продуктов питания.

Степень реакции спроса на изменение дохода измеряют показателем доходной эластичности, который показывает степень изменения объема спроса в зависимости от изменения дохода.

 

Однако нельзя абсолютизировать эту классификацию потребительских  благ, имея в виду способ действий домохозяйства. Она имеет относительный характер: при низком уровне благосостояния домохозяйства "типичные" низшие блага будут как высшие; при достижении уровня насыщения потребности в "типичном" высшем благе оно начнет обнаруживать черты низшего и т.д. Иначе говоря, все зависит от исходной доходной базы и уровня удовлетворения потребности.

Другим факторам спроса, которому в микроэкономике уделяют  первоочередное внимание, являются цены. Причем следует различать влияние  на спрос и как непосредственно цены этого блага, так и цен других благ, находящихся с ним в определенной связи.

Реакция спроса домохозяйства  на изменение цены определенного  блага обусловлена вызванным  этим сдвигом бюджетной линии, вследствие чего произойдет его поворот, изменение угла наклона соответственно направлению, в котором изменится цена В результате этого индивидуум будет реализовывать другой план потребления в соответствии с новым бюджетным ограничением.

 Повышение цены  блага х2 привело к повороту  вниз бюджетной линии и переходу индивидуума на более низкую кривую безразличия и соответственно к выбору новых оптимальных планов. Отложив значение цены блага х2 и корреспондирующие объемы спроса на него на отдельном графике, получим кривую спроса х2' (левая часть на рис. 4). Она является графическим изображением функции спроса домохозяйства и показывает, насколько изменится объем спроса индивидуума на благо в зависимости от определенного уровня цены на него. В этом случае вследствие повышения цены объем спроса снижается. Такая связь между ценой и спросом характерна для обычных благ. Если же при возрастании цены объем спроса будет увеличиваться, такое благо называется гиффенским (по имени английского экономиста Р. Гиффена, который впервые зафиксировал такую реакцию, анализируя спрос на хлеб наиболее бедных слоев населения). Аномальный характер реакции спроса на изменение цен объясняется тем, что при низком уровне доходов, когда домохозяйства расходуют их практически полностью на удовлетворение первых жизненных потребностей, повышение цен на эти достаточно дешевые, по сравнению с другими, блага приведет к тому, что домохозяйства будут отказываться от потребления более дорогих качественных продуктов и будут потреблять дешевые блага несмотря на рост цен на них.

Вместе с тем явление  увеличения объема спроса при возрастании цен (парадокс Гиффена) возможно в других случаях, не связанных с ситуацией низкого уровня доходов домохозяйства. Например, когда потребители оценивают качество предметов потребления не на основе изучения их потребительной стоимости, а в соответствии с уровнем цены, считая, что более высокая цена является индикатором более высоких потребительских качеств (хотя жизнь часто показывает, что во многих случаях это не так); когда потребители покупают определенные блага для поддержки собственного престижа (так называемый снобистский эффект); наконец, такая реакция возможна в случае высоких инфляционных ожиданий населения, когда товары раскупаются по повышенной цене сегодня только потому, что завтра они будут стоить намного дороже.

Степень реакции спроса домохозяйства на определенное благо  в соответствии с изменением его  цены характеризует показатель ценовой  эластичности. Он показывает, насколько  изменится спрос, если уровень цены изменится на один процент:

Соответственно если е < 0 , мы имеем дело с обычным благом; при е > О - с гиффенским. Если же эластичность нулевая, то спрос на это благо неэластичный, т.е. никак не реагирует на изменение цены. Чем больше по абсолютному значению показатель эластичности, тем чувствительней будет реагировать спрос домохозяйства на изменение цены.

Спрос домохозяйства  реагирует также на изменение  цен других благ. Так, если определенное благо потребляется в комбинации с другим (например, автомобиль и  топливо, кофе и сахар), которое дополняет  его потребительские качества, изменение цены на это дополняющее (комплементарное) благо вызовет противоположные по направленности изменения в спросе на такое благо: повышение цены на кофе при неизменной цене сахара вызовет уменьшение спроса на кофе, а следовательно, на сахар как комплементарное к нему благо. Если для блага существуют заменители (субституты), повышение цены на него при неизменных ценах субститутов обусловит переключение спроса на эти блага. Продолжая приведенный пример, субститутом для кофе можно назвать чай: рост цены на кофе приведет к повышению спроса на чай.

Степень реакции спроса на определенное благо в зависимости  от изменения цен других благ измеряется с помощью показателя перекрестной эластичности. Он показывает, насколько  изменится спрос на это благо, если цена другого блага изменится на 1 процент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

Анализируя влияние  вариации цен на спрос домохозяйства, экономисты (Дж. Хикс, Е. Слуцкий и  др.) пришли к выводу, что общий  эффект изменения цен можно разложить  на два эффекта: а) эффект дохода, поскольку повышение цены на благо означает снижение реальных доходов домохозяйства, и наоборот; б) эффект замены, поскольку изменение цены вызывает определенные изменения в спросе на другие блага, которые находятся с ним в комплементарной или субститутивной связи. Учет этих эффектов очень важен при анализе последствий ценовых сдвигов, в частности при осуществлении государственного прямого или опосредованного вмешательства в ценовой механизм: эти меры по-разному могут влиять на спрос отдельных групп населения в зависимости от уровня их доходов, структуры потребностей и др., а следовательно, обусловливать социально-экономические последствия, прямо противоположные ожидаемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. - К.: КНЕУ, 2006. - 288 с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. - К.: Знання-Пресс, 2007. - 719 с.

3. Степура О.С. Політична  економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006.

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. - К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур  П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.


Информация о работе Теоретические основы экономики домохозяйства