Современный монетаризм и его практические рекомендации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретические и практические особенности монетаризма.
Задачи работы:
1.Изучить теоретические основы императивы монетаристской теории;
2.Изучить современный монетаризм и его практические рекомендации;
3. Изучить особенности реформ и стабилизации белорусской экономики в переходный период.

Оглавление

5ВВЕДЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРАТИВЫ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ 5
1.Общая характеристика монетаристских воззрений. Милтон Фридман и Чикагская школа 5
1.2.Количественная теория в интерпретации монетаристов. Теория дохода 10
1.3 Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии монетарной стабилизации 12
1.4. Полемика с кейнсианством и критика со стороны институционализма 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 18
2.1.«Тетчеризм» и « Рейганомика » 18
2.2 «Вашингтонский консенсус»: монетаристские рецепты МВФ и Всемирного банка в переходных экономиках 24
2.3 Опыт либеральных реформ в странах Восточной Европы 27
2.4 Немонетарный опыт Японии, стран АТР и континентальной Европы 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ И СТАБИЛИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 34
3.1. Институциональное значение периода «застоя» как предыстории рыночных реформ 34
3.2. «Экономика дефицита» и ее проекция на переходный период 35
3.3. Условия и методы стабилизации белорусской экономики 36
3.4 Адекватность либерально-монетаристской модели реформ целям перспективного развития и экономического роста Беларуси 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47

Файлы: 1 файл

измененая курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

    Замедление экономического роста. В период руководства Брежнева и его непосредственных преемников развитие советской экономики крайне замедлилось, хотя основная масса населения могла твердо рассчитывать на небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии и льготы, контроль над ценами. Многие советские люди начали приобретать автомобили, что было практически невозможно в период «до Брежнева». Для поддержания минимальных стандартов жизнеобеспечения с Запада импортировались большие количества зерна, продовольствия и различных потребительских товаров. Так как основные статьи советского экспорта – главным образом нефть, газ, лес, золото, алмазы и вооружение – давали недостаточное количество твердой валюты, начал нарастать советский внешний долг; к 1976 достиг он 6 млрд. долл. [11, c.78-79]. 
 

3.2. «Экономика дефицита» и ее  проекция на переходный период

 

    В 1985 генеральным секретарем ЦК КПСС стал Горбачев. Он занял этот пост, считая, что стране необходимы радикальные  экономические реформы, которые  он и начал под лозунгом «перестройки и ускорения». Чтобы повысить производительность труда – т.е. использовать самый быстрый способ обеспечения экономического роста, – он санкционировал увеличение зарплат и ограничил продажу водки в надежде пресечь пьянство населения.

    Однако  выручка от продажи водки являлась главным источником доходов государства. Потеря этого дохода и повышение зарплат увеличили дефицит бюджета и усилили инфляцию. Кроме того, запрещение продажи водки оживило подпольную торговлю самогоном; резко возросло употребление наркотиков.

    В 1986 экономика испытала страшное потрясение после взрыва на Чернобыльской атомной  электростанции, приведшего к радиоактивному заражению больших территорий Украины, Белоруссии и России.

    До 1989–1990 экономика Советского Союза  была тесно связана через Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) с экономиками Болгарии, Польши, Чехословакии, Германской Демократической Республики (ГДР), Венгрии, Румынии, Монголии, Кубы и Вьетнама. Для всех этих стран СССР являлся основным источником нефти, газа и промышленного сырья. Он в значительной степени субсидировал развитие их экономики, полностью обеспечивал их потребности в ценном энергетическом и ином сырье по низким ценам, а взамен получая продукцию машиностроения, потребительские товары и сельскохозяйственные продукты. Воссоединение Германии в середине 1990 привело к разрушению СЭВ.

    К августу 1990 все в СССР уже понимали, что реформы, направленные на поощрение  частной инициативы, неизбежны. В  начале 1991 правительство попыталось сдерживать инфляцию путем ограничения денежной массы, однако дефицит бюджета продолжал увеличиваться, в том числе и потому, что в условиях ослабления центральной власти национальные союзные республики отказывались перечислять собранные налоги в союзные органы.

    В конце июня 1991 Горбачев и главы большинства республик для сохранения СССР согласились заключить союзный договор, при этом наделив республики новыми правами и полномочиями. Но экономика уже находилась в безнадежном состоянии. Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год. Эмиграция квалифицированных специалистов превысила 100 тыс. человек в год. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако не нашел отклика [11, c.80-81].

3.3. Условия и методы стабилизации  белорусской экономики

 

    С лета 1990 года начался переход экономической  системы Беларуси к рынку.

    В октябре 1990 года Верховный Совет  принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Основой программы  рыночных преобразований стала радикальная  программа «500 дней» российских экономистов С. Шаталина, Г. Явлинского. Белорусская программа предусматривала следующие направления:

  1. Стабилизация экономики, что предполагало уменьшение инфляции государством, сокращение расходов на содержание государственного аппарата. Планировалось уменьшить денежную массу на потребительском рынке запустив механизм приватизации квартир, дач и. т. д.
  2. Развитие предпринимательства и конкуренции. Программа объявляла равные государственную, коллективную, индивидуальную формы собственности. Мелкие предприятия планировалось продать или сдать в аренду, средние и крупные подлежали акционированию, кооперации.
  3. Ставилась задача по созданию государственного регулирования экономикой. При этом предусматривалось отказаться от жестокого планирования, строгого распределения ресурсов и товаров. Регулирование должно было осуществляться через деятельность Нацбанка Беларуси, банковскую систему и систему налогообложения. Планировалось поэтапное введение свободного ценообразования.
  4. Ставилась задача создания рыночной инфраструктуры и механизма ее деятельности. Например, должны были действовать биржи рабочей силы, жилья, рынки средств производства.
  5. Программа предполагала проведение социальной защиты населения. Должна была вводиться минимальная оплата труда, индексация расходов и переквалификация.

    Верховный совет принял ряд законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».

    Но  реализовать эти планы помешал  ряд причин и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. Это проявилось в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, роста инфляции, безработице. С 1991 по 1995 год внутренний валовой продукт сократился на 35 % в отношении к 1990 году, сельскохозяйственное производство на 26 % , заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 году за чертой бедности оказалось более 60 % населения. Внешняя задолженность составляла половину валового продукта в денежном выражении.

    В 1994 году с приходом А. Лукашенко к  власти, было принята 

« Программа  неотложных мер по выходу экономики  Беларуси из кризиса»

    Выполнение  этой программы позволило снизить в 1995 году падение основных производственных показателей. Новая ситуация потребовала разработки «Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики.

    Основными приоритетами программы стали: экспорт, жилье, продукты питания.

    Впервые за период существования Беларуси как  самостоятельного государства уже  в 1996 г. происходит прирост, в сравнении  с 1995 г., ВВП – на 3%, производство промышленной продукции – на 4%, потребительских товаров – на 9%, ввод жилья – на 35%.

    Значительные  успехи были достигнуты в выполнении программы 1996 – 2000 гг. В 2000 г. на 10% был  превзойден уровень 1990 г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36%, выпуск продукции промышленности – на 65%, ввод жилья – на 81%.

    Таким образом, начался процесс постепенного преодоления кризисного падения  производства. Усиливается роль государственных  органов реализации стратегии создания социально-ориентированной экономики.

    Основные  принципы модели реформирования белорусской  экономики, сформулированные в принятой осенью 1996 года Программе социально-экономического развития страны на период до 2000 года, следующие:

     - социальная рыночная экономика;

     - сохранение социальной сферы  и уровня социального обеспечения,  достигнутого к 1990 г.;

     - сохранение значительной регулирующей  роли государства в переходный  период;

     - опора на собственные силы;

     - обеспечение экономического роста за счет отдачи от эффективной работы реального сектора.

    Главной особенностью белорусской экономической  модели является широкое использование  эмиссионных финансовых источников, проще говоря – “эмиссионной накачки” спроса. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Кредитная эмиссия Национального банка Беларуси составила в 1996 г. 7,5, в 1997 г. – 12, в 1998 г. – 19,2 трлн. бел. рублей. При этом основным каналом выделения эмиссионных средств являются прямые кредиты НББ предприятиям в обход бюджета, благодаря чему бюджет в Беларуси низко-дефицитный (1997 г. – 0,2% ВВП, 1998 г. – 1% ВВП). Национальный банк призван обеспечить прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования [Приложение А].

    Основное  влияние на денежно-кредитную сферу  оказывают операции Национального  банка по рефинансированию банков. Посредствам этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств – так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков.

    Наряду  с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают лимиты и направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс. [13, с.561-563]. 

3.4 Адекватность либерально-монетаристской модели реформ целям перспективного развития и экономического роста Беларуси

 

    Нехватка  денег в обращении в 1997 г. в  РБ была вызвана иcкуccтвенно слишком  жесткой кредитно-денежной политикой. В других cтранаx количеcтво наличныx и безналичныx денег в обращении по отношению к ВВП было гораздо выше, чем в Роccии или Беларуcи (в cреднем 80%). В США, например, это отношение (коэффициент монетизации) cоcтавляет 120%. В Роccии на 1 октября 1996 г. - 10-12%, в Беларуcи на 1 авгуcта 1997 г. - 13-14% (вcепоказатели даны по агрегату М2). За 1992-1995 гг. цены в Роccии выроcли примерно в 8,5 тыcячи раз, а количеcтво наличныx и безналичныx денег в обороте увеличилоcь только в 230 раз. В Беларуcи за 1991-1996 гг. цены увеличилиcь в 86 тыcяч раз, количеcтво денег - в 4,88 тыcячи раз.

    Главной причиной экономичеcкого cпада антимонетариcты cчитают cлишком низкий коэффициент  монетизации экономики. Например, либеральный  экономиcт Н. Шмелев, считает, что на 57% cпад обуcловлен дейcтвием именно этого фактора. Только за 7 меcяцев 1997 г. денежная маccа (М4) была увеличена в 1,58 раза (за веcь 1996 г. - в 1,52 раза).

    Белоруccкие  антимонетариcты тоже говорят о cелективной политике наращивания денежной маccы. Но на деле поcтупают иначе. Очередное cнижение cтавки рефинанcирования до 36% или общее повышение минимальной заработной платы c 1 cентября cелективными мероприятиями назвать трудно. Просто идет накачивание денежной массы под любым предлогом.

    Опыт  Беларуси подтверждает монетаристcкую теорию неплатежей. Только за июнь 1997 г. дебиторская задолженность выроcла на 5,5%, кредиторcкая - на 8%. Инфляция в 1996г. и за cемь меcяцев 1997 года c выcокой cтепенью точноcти cоответcтвовала денежному уравнению. В 1997 г., например, коэффициент монетизации изменился незначительно (остаетcя в пределаx 12-14%), и его изменением можно пренебречь. При этом фактичеcкие темпы инфляции увеличилиcь в 1,4 раза и оказываютcя равными теоретичеcким (1,59:1,1, где 1,59 - роcт денежной массы, 1,1 - роcт ВВП).

    Сторонники  монетаристского подход определяют инфляцию как снижение покупательской способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционного разрыва между ними, который вызывает рост цен. [13, с.580 ]

    Точечный" вброc денег в экономику, вопреки  ожиданиям, закончилcя инфляцией (к  концу 1997 года - до 200% для потребительcкиx цен) и еще большим cпроcом на деньги. Но это не означает, что прироcт денежной массы не влияет на краткоcрочный роcт реального ВВП. Именно увеличение денежной массы было главным фактором экономичеcкого роcта в 1997 г.

     Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами – спрос и предложение на денежном рынке.

     Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии  осуществляется прежде всего с целью  воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента.

Информация о работе Современный монетаризм и его практические рекомендации