Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические особенности монетаризма.
Задачи работы:
1.Изучить теоретические основы императивы монетаристской теории;
2.Изучить современный монетаризм и его практические рекомендации;
3. Изучить особенности реформ и стабилизации белорусской экономики в переходный период.
5ВВЕДЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРАТИВЫ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ 5
1.Общая характеристика монетаристских воззрений. Милтон Фридман и Чикагская школа 5
1.2.Количественная теория в интерпретации монетаристов. Теория дохода 10
1.3 Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии монетарной стабилизации 12
1.4. Полемика с кейнсианством и критика со стороны институционализма 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 18
2.1.«Тетчеризм» и « Рейганомика » 18
2.2 «Вашингтонский консенсус»: монетаристские рецепты МВФ и Всемирного банка в переходных экономиках 24
2.3 Опыт либеральных реформ в странах Восточной Европы 27
2.4 Немонетарный опыт Японии, стран АТР и континентальной Европы 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ И СТАБИЛИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 34
3.1. Институциональное значение периода «застоя» как предыстории рыночных реформ 34
3.2. «Экономика дефицита» и ее проекция на переходный период 35
3.3. Условия и методы стабилизации белорусской экономики 36
3.4 Адекватность либерально-монетаристской модели реформ целям перспективного развития и экономического роста Беларуси 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
Замедление
экономического роста. В период руководства
Брежнева и его непосредственных преемников
развитие советской экономики крайне
замедлилось, хотя основная масса населения
могла твердо рассчитывать на небольшие,
но гарантированные зарплаты, пенсии и
льготы, контроль над ценами. Многие советские
люди начали приобретать автомобили, что
было практически невозможно в период
«до Брежнева». Для поддержания минимальных
стандартов жизнеобеспечения с Запада
импортировались большие количества зерна,
продовольствия и различных потребительских
товаров. Так как основные статьи советского
экспорта – главным образом нефть, газ,
лес, золото, алмазы и вооружение – давали
недостаточное количество твердой валюты,
начал нарастать советский внешний долг;
к 1976 достиг он 6 млрд. долл. [11, c.78-79].
3.2. «Экономика дефицита» и ее проекция на переходный период
В 1985 генеральным секретарем ЦК КПСС стал Горбачев. Он занял этот пост, считая, что стране необходимы радикальные экономические реформы, которые он и начал под лозунгом «перестройки и ускорения». Чтобы повысить производительность труда – т.е. использовать самый быстрый способ обеспечения экономического роста, – он санкционировал увеличение зарплат и ограничил продажу водки в надежде пресечь пьянство населения.
Однако выручка от продажи водки являлась главным источником доходов государства. Потеря этого дохода и повышение зарплат увеличили дефицит бюджета и усилили инфляцию. Кроме того, запрещение продажи водки оживило подпольную торговлю самогоном; резко возросло употребление наркотиков.
В 1986 экономика испытала страшное потрясение после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции, приведшего к радиоактивному заражению больших территорий Украины, Белоруссии и России.
До 1989–1990 экономика Советского Союза была тесно связана через Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) с экономиками Болгарии, Польши, Чехословакии, Германской Демократической Республики (ГДР), Венгрии, Румынии, Монголии, Кубы и Вьетнама. Для всех этих стран СССР являлся основным источником нефти, газа и промышленного сырья. Он в значительной степени субсидировал развитие их экономики, полностью обеспечивал их потребности в ценном энергетическом и ином сырье по низким ценам, а взамен получая продукцию машиностроения, потребительские товары и сельскохозяйственные продукты. Воссоединение Германии в середине 1990 привело к разрушению СЭВ.
К августу 1990 все в СССР уже понимали, что реформы, направленные на поощрение частной инициативы, неизбежны. В начале 1991 правительство попыталось сдерживать инфляцию путем ограничения денежной массы, однако дефицит бюджета продолжал увеличиваться, в том числе и потому, что в условиях ослабления центральной власти национальные союзные республики отказывались перечислять собранные налоги в союзные органы.
В конце июня 1991 Горбачев и главы большинства республик для сохранения СССР согласились заключить союзный договор, при этом наделив республики новыми правами и полномочиями. Но экономика уже находилась в безнадежном состоянии. Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год. Эмиграция квалифицированных специалистов превысила 100 тыс. человек в год. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако не нашел отклика [11, c.80-81].
3.3. Условия и методы стабилизации белорусской экономики
С лета 1990 года начался переход экономической системы Беларуси к рынку.
В октябре 1990 года Верховный Совет принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике». Основой программы рыночных преобразований стала радикальная программа «500 дней» российских экономистов С. Шаталина, Г. Явлинского. Белорусская программа предусматривала следующие направления:
Верховный совет принял ряд законов по реализации программы перехода к рынку: «О собственности», «О национальном банке», «Об аренде».
Но реализовать эти планы помешал ряд причин и экономика Беларуси оказалась в состоянии кризиса. Это проявилось в спаде производства, резком сокращении инвестиций в основной капитал, падении жизненного уровня населения, роста инфляции, безработице. С 1991 по 1995 год внутренний валовой продукт сократился на 35 % в отношении к 1990 году, сельскохозяйственное производство на 26 % , заработная плата снизилась в 2 раза. В 1995 году за чертой бедности оказалось более 60 % населения. Внешняя задолженность составляла половину валового продукта в денежном выражении.
В 1994 году с приходом А. Лукашенко к власти, было принята
« Программа неотложных мер по выходу экономики Беларуси из кризиса»
Выполнение этой программы позволило снизить в 1995 году падение основных производственных показателей. Новая ситуация потребовала разработки «Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.». Целью этой программы стало построение социально-ориентированной экономики.
Основными приоритетами программы стали: экспорт, жилье, продукты питания.
Впервые за период существования Беларуси как самостоятельного государства уже в 1996 г. происходит прирост, в сравнении с 1995 г., ВВП – на 3%, производство промышленной продукции – на 4%, потребительских товаров – на 9%, ввод жилья – на 35%.
Значительные успехи были достигнуты в выполнении программы 1996 – 2000 гг. В 2000 г. на 10% был превзойден уровень 1990 г. по производству товаров народного потребления, ВВП увеличился за пятилетку на 36%, выпуск продукции промышленности – на 65%, ввод жилья – на 81%.
Таким образом, начался процесс постепенного преодоления кризисного падения производства. Усиливается роль государственных органов реализации стратегии создания социально-ориентированной экономики.
Основные
принципы модели реформирования белорусской
экономики, сформулированные в принятой
осенью 1996 года Программе социально-
- социальная рыночная экономика;
- сохранение социальной сферы
и уровня социального
- сохранение значительной
- опора на собственные силы;
- обеспечение экономического
Главной особенностью белорусской экономической модели является широкое использование эмиссионных финансовых источников, проще говоря – “эмиссионной накачки” спроса. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Кредитная эмиссия Национального банка Беларуси составила в 1996 г. 7,5, в 1997 г. – 12, в 1998 г. – 19,2 трлн. бел. рублей. При этом основным каналом выделения эмиссионных средств являются прямые кредиты НББ предприятиям в обход бюджета, благодаря чему бюджет в Беларуси низко-дефицитный (1997 г. – 0,2% ВВП, 1998 г. – 1% ВВП). Национальный банк призван обеспечить прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования [Приложение А].
Основное
влияние на денежно-кредитную сферу
оказывают операции Национального
банка по рефинансированию банков.
Посредствам этих операций осуществляется
поддержка ликвидности
Наряду
с допустимым ростом денежной массы
определяющими (промежуточными) монетарными
целями выступают лимиты и направления
денежной эмиссии, а также уровень цен
денежного рынка, включая процентные ставки
и обменный курс. [13, с.561-563].
3.4
Адекватность либерально-
Нехватка денег в обращении в 1997 г. в РБ была вызвана иcкуccтвенно слишком жесткой кредитно-денежной политикой. В других cтранаx количеcтво наличныx и безналичныx денег в обращении по отношению к ВВП было гораздо выше, чем в Роccии или Беларуcи (в cреднем 80%). В США, например, это отношение (коэффициент монетизации) cоcтавляет 120%. В Роccии на 1 октября 1996 г. - 10-12%, в Беларуcи на 1 авгуcта 1997 г. - 13-14% (вcепоказатели даны по агрегату М2). За 1992-1995 гг. цены в Роccии выроcли примерно в 8,5 тыcячи раз, а количеcтво наличныx и безналичныx денег в обороте увеличилоcь только в 230 раз. В Беларуcи за 1991-1996 гг. цены увеличилиcь в 86 тыcяч раз, количеcтво денег - в 4,88 тыcячи раз.
Главной причиной экономичеcкого cпада антимонетариcты cчитают cлишком низкий коэффициент монетизации экономики. Например, либеральный экономиcт Н. Шмелев, считает, что на 57% cпад обуcловлен дейcтвием именно этого фактора. Только за 7 меcяцев 1997 г. денежная маccа (М4) была увеличена в 1,58 раза (за веcь 1996 г. - в 1,52 раза).
Белоруccкие антимонетариcты тоже говорят о cелективной политике наращивания денежной маccы. Но на деле поcтупают иначе. Очередное cнижение cтавки рефинанcирования до 36% или общее повышение минимальной заработной платы c 1 cентября cелективными мероприятиями назвать трудно. Просто идет накачивание денежной массы под любым предлогом.
Опыт Беларуси подтверждает монетаристcкую теорию неплатежей. Только за июнь 1997 г. дебиторская задолженность выроcла на 5,5%, кредиторcкая - на 8%. Инфляция в 1996г. и за cемь меcяцев 1997 года c выcокой cтепенью точноcти cоответcтвовала денежному уравнению. В 1997 г., например, коэффициент монетизации изменился незначительно (остаетcя в пределаx 12-14%), и его изменением можно пренебречь. При этом фактичеcкие темпы инфляции увеличилиcь в 1,4 раза и оказываютcя равными теоретичеcким (1,59:1,1, где 1,59 - роcт денежной массы, 1,1 - роcт ВВП).
Сторонники монетаристского подход определяют инфляцию как снижение покупательской способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционного разрыва между ними, который вызывает рост цен. [13, с.580 ]
Точечный" вброc денег в экономику, вопреки ожиданиям, закончилcя инфляцией (к концу 1997 года - до 200% для потребительcкиx цен) и еще большим cпроcом на деньги. Но это не означает, что прироcт денежной массы не влияет на краткоcрочный роcт реального ВВП. Именно увеличение денежной массы было главным фактором экономичеcкого роcта в 1997 г.
Среди
целей денежно-кредитной
Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента.
Информация о работе Современный монетаризм и его практические рекомендации