Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические и практические особенности монетаризма.
Задачи работы:
1.Изучить теоретические основы императивы монетаристской теории;
2.Изучить современный монетаризм и его практические рекомендации;
3. Изучить особенности реформ и стабилизации белорусской экономики в переходный период.
5ВВЕДЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРАТИВЫ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ 5
1.Общая характеристика монетаристских воззрений. Милтон Фридман и Чикагская школа 5
1.2.Количественная теория в интерпретации монетаристов. Теория дохода 10
1.3 Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии монетарной стабилизации 12
1.4. Полемика с кейнсианством и критика со стороны институционализма 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 18
2.1.«Тетчеризм» и « Рейганомика » 18
2.2 «Вашингтонский консенсус»: монетаристские рецепты МВФ и Всемирного банка в переходных экономиках 24
2.3 Опыт либеральных реформ в странах Восточной Европы 27
2.4 Немонетарный опыт Японии, стран АТР и континентальной Европы 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ И СТАБИЛИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 34
3.1. Институциональное значение периода «застоя» как предыстории рыночных реформ 34
3.2. «Экономика дефицита» и ее проекция на переходный период 35
3.3. Условия и методы стабилизации белорусской экономики 36
3.4 Адекватность либерально-монетаристской модели реформ целям перспективного развития и экономического роста Беларуси 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
Пагубная роль МВФ наиболее рельефно выявилась во время финансового кризиса 1997-1998 гг. (особенно в Аргентине). Об этом было написано довольно много. Однако авторитетные свидетельства ущербности реформ от Международного валютного фонда имели место и в 80-х, и в начале 90-х годов. Вот что, к примеру, по поводу модели МВФ сказала еще в 1991 г. в своей нобелевской речи Сюзан Джордж: "Модель… пошла на пользу западным банкам. С 1982 по 1990 гг. только в виде процентов от третьего мира ими получено более $700 млрд., что сделало безнадежным положение почти всех стран, где она применялась. Цены взвиваются в небеса, когда люди не могут платить, магазины, вследствие либерализации импорта, полны товарами, которые некому покупать. Программы подрывают возможности развития национального производства. Вывод - политика провалилась, привела к росту нищеты, развалу экономики и антиэмвээфовским бунтам в 12 странах [9, c.177-179].
2.3 Опыт либеральных реформ в странах Восточной Европы
В
широком плане системная
Начиная с 70-х гг. прошлого века стали ухудшаться не только показатели эффективности и конкурентоспособности производства социалистических стран ВЕ, но и позиции всего социалистического лагеря на мировой арене. Мир
В этих условиях такие страны ВЕ, как Польша, Венгрия и ГДР, имевшие более глубокие исторические корни в западноевропейской цивилизации, оказались более приспособленными для достаточно быстрого и грамотного перехода к рынку и демократии, чем, например, Россия, не говоря уже о других странах СНГ.
Второй этап – переход от скрытой приватизации к открытой и широкомасштабной, когда уже на совершенно законном основании происходит широкомасштабный процесс перехода государственных предприятий в частные руки. Также на законном основании формировались слои частных собственников в виде реальных владельцев и инвесторов предприятий, огромного числа акционеров и институты рыночной экономики – банки, рынки, биржи и т.д. При этом само государство руководило процессом их формирования. Заработал механизм конкуренции вместе с механизмами государственного регулирования производства и его структуры, антимонопольной политики.
Масштабная приватизация началась в Польше и Венгрии осенью 1989 г., когда был запущен в действие ранее подготовленный пакет соответствующих законов. В ГДР приватизация началась весной 1990 г., еще до ее объединения с Западной Германией, в Чехословакии – также в 1990 г., а в Болгарии и Румынии – в 1991–1992 гг. Государство сохраняло в своих руках определенный перечень хозяйственных объектов, в частности объектов инфраструктуры и природных зон, но резко снизило свое прямое присутствие в производстве, проводя политику его дерегулирования и грамотную промышленную, налоговую, таможенную политику. В странах ВЕ были также приняты законы о реституции, и в процессе приватизации недвижимость возвращалась к ее прежним собственникам.
Третий
этап системной трансформации
Рост производства на третьем этапе системной трансформации привел к заметному повышению жизненного уровня населения. С 1994 по 2005 г. реальные потребительские расходы населения выросли в Польше на 58%, в Чехии – на 45%, в Словакии – на 47%, в Венгрии – на 39%, в Болгарии – на 14% и в Румынии – на 45%. За исключением Болгарии, эти данные свидетельствуют о более быстром росте жизненного уровня населения в странах ВЕ по сравнению с Россией.
Большую роль в системной трансформации стран ВЕ сыграли налоговая реформа, реформы социального обеспечения, образования, науки и т.д. В ходе налоговой реформы вместо архаичной советской была создана современная налоговая система, принятая в ЕС. Широкое распространение получили налоговые кредиты и льготы. В результате этой реформы многие теневые структуры вышли на поверхность и стали платить налоги. Но самыми сложными оказались реформы социального обеспечения, особенно пенсионной системы и системы здравоохранения [8, c.144-145].
Были, разумеется, и негативные, болезненные процессы, были ошибки, неудачи и даже провалы. Падение производства, рост безработицы и эмиграция населения стали результатом неизбежного системного кризиса. Ошибки же были связаны с недостатком опыта и профессионализма чиновников, не привыкших и часто просто не умевших работать в условиях новой рыночной системы.
Тем не менее на втором этапе системной трансформации рассматриваемых стран резко возросла социальная дифференциация. Так, если в 1987–1988 гг. в Польше бедными считались 2,1 млн. человек, или 6% населения, то в 1993–1995 гг. – 3,8 млн., или 10% общей численности населения. В Венгрии в эти же годы бедняков было соответственно 0,1 млн. (1%) и 0,7 млн. (7%), в Румынии – 1,3 млн. (6%) и 10,8 млн. (48%). К этому следует добавить падение рождаемости, рост коррупции и криминализации общества.
В числе других негативных явлений в процессе системной трансформации – рост дефицитов бюджета и платежного баланса, размеров внешнего долга, а также сокращение удельных затрат на НИОКР.
Рассматриваемые
страны прочно встали на путь повышения
конкурентоспособности
Идет быстрое повышение реальных доходов работников, усиливается их мотивация к высококачественному труду с крепкой трудовой дисциплиной и ответственностью. Рост жизненного уровня населения, начавшийся на втором этапе системной трансформации, наблюдается во всех странах ВЕ как прочная тенденция.
В общественном сознании населения стран ВЕ произошел масштабный отход от так называемых социалистических ценностей тоталитарного прошлого, сопровождавшийся еще более масштабным утверждением современных демократических и либеральных ценностей, чему весьма способствовало и государство. Сегодня огромное большинство населения этих стран с энтузиазмом поддерживает свершившиеся у них революции и активно трудится на поприще укрепления рынка, демократии, институтов гражданского общества, будучи свободными от авторитаризма или лукавств "управляемой" или "суверенной" демократии [10, c.122-124].
2.4 Немонетарный опыт Японии, стран АТР и континентальной Европы
С 1992 г японское правительство предпринимает активные усилия направленные на ликвидацию последствий краха экономики "мыльного пузыря" и сопутствующих ему кризисных процессов. На сегодняшний день инициировано более восьми антикризисных программ, общий объем финансирования которых достиг почти 110 трлн. иен.
Стимулирование потребления занимает одно из ключевых мест в пакетах антикризисных мер правительства. До 1996 г. они были также ориентированы на поддержку реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса, стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление государственных финансов. Начиная с 1997 г. особое внимание стали уделять поиску новых подходов на микроуровне, процессам дерегулирования экономики страны, новым направлениям высокотехнологичного и наукоемкого производства и передовых НИОКР, локализации азиатского финансового кризиса.
Анализ антикризисных мер японского правительства 1992-1999 гг. показал, что основными их инструментами являются:
Процесс реализации Антикризисных мер можно разделить на два этапа - с 1942 по 1997 г. и с 1997 г. по настоящее время. На первом этапе антикризисные пакеты характеризовались стремлением правительства максимально реализовать потенциал "автономного восстановления экономики", запустить механизм взаимного стимулирования спроса, производства и занятости. Акцент ставился на стимулировании спроса и поддержке реального сектора экономики. Особое внимание уделялось также поддержанию низкого обменного курса иены.
Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение правительства к мнению деловых и академических кругов.
Массовые неплатежи, провоцирующие убыточность целых отраслей, также являются одной из причин роста цен. Именно размерами накопленного потребителями долга отечественные коммунальщики и энергетики обуславливают необходимость повышения всякий раз тарифов на собственные услуги.
Маломощность
фондового рынка и
По-видимому, ни один из перечисленных факторов роста цен с увеличением денежного предложения не связан. При этом все они провоцируют инфляцию. Следует учитывать, что взаимосвязь инфляции и экономического роста не является линейной. Она должна напоминать кривую Лаффера: в условиях дефляции и высокой инфляции объемы производства сокращаются, а экономический рост наблюдается при умеренной ценовой динамике.
В случае Швейцарии, Франции монетарное подавление роста цен оказывается целесообразным лишь до момента достижения им примерно 3%. Дальнейшие денежно-кредитные ограничения теряют смысл, поскольку возникающий дефицит денег в обороте тормозит экономический рост. Если при этом за исходную посылку принять ограничение денежного предложения, а не институциональные реформы, левая ветвь параболы быстро упрется в нулевой показатель темпа экономического роста.
В этой связи напрашивается очевидный вывод: затраты по борьбе с инфляцией не должны превышать спровоцированных ею потерь. Подобный результат не согласуется с доминирующим взглядом на сущность инфляции, который акцентирует внимание на ее монетарной составляющей и обратно пропорциональной связи с экономическим ростом [9, c.114-116].
3.1.
Институциональное значение
Новый руководитель КПСС СССР Л.И.Брежнев во многом остановил или скорректировал хрущевские экономические реформы. Годы его правления впоследствии были впоследствии названы «эпохой застоя». В центре внимания нового руководства продолжали оставаться тяжелая промышленность, космос, оборонные отрасли. Военная промышленность в это время развивалась наиболее быстрыми темпами, в СССР росло производство подводных лодок, ракет, самолетов, военной электроники, быстро развивалась космическая программа. В то же время в стране широко развивалось жилищное строительство, большинство населения получило доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию, молодежь могла бесплатно учиться в вузах. На востоке страны, в регионах с малой плотностью населения, росли новые города и научные центры, прокладывались железные дороги.
Однако в экономике производству качественных товаров народного потребления не уделялось особого внимания, что порождало их нехватку. Крупномасштабная мелиорация привела к тяжелым последствиям для окружающей среды и здоровья населения. Так, например, ценой за введение монокультуры хлопка в Узбекистане стало сильное обмеление Аральского моря, которое до 1973 являлось четвертым по величине в мире внутренним водоемом.
Информация о работе Современный монетаризм и его практические рекомендации