Современный монетаризм и его практические рекомендации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретические и практические особенности монетаризма.
Задачи работы:
1.Изучить теоретические основы императивы монетаристской теории;
2.Изучить современный монетаризм и его практические рекомендации;
3. Изучить особенности реформ и стабилизации белорусской экономики в переходный период.

Оглавление

5ВВЕДЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРАТИВЫ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ 5
1.Общая характеристика монетаристских воззрений. Милтон Фридман и Чикагская школа 5
1.2.Количественная теория в интерпретации монетаристов. Теория дохода 10
1.3 Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии монетарной стабилизации 12
1.4. Полемика с кейнсианством и критика со стороны институционализма 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 18
2.1.«Тетчеризм» и « Рейганомика » 18
2.2 «Вашингтонский консенсус»: монетаристские рецепты МВФ и Всемирного банка в переходных экономиках 24
2.3 Опыт либеральных реформ в странах Восточной Европы 27
2.4 Немонетарный опыт Японии, стран АТР и континентальной Европы 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ И СТАБИЛИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 34
3.1. Институциональное значение периода «застоя» как предыстории рыночных реформ 34
3.2. «Экономика дефицита» и ее проекция на переходный период 35
3.3. Условия и методы стабилизации белорусской экономики 36
3.4 Адекватность либерально-монетаристской модели реформ целям перспективного развития и экономического роста Беларуси 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47

Файлы: 1 файл

измененая курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Пагубная  роль МВФ наиболее рельефно выявилась  во время финансового кризиса 1997-1998 гг. (особенно в Аргентине). Об этом было написано довольно много. Однако авторитетные свидетельства ущербности реформ от Международного валютного фонда имели место и в 80-х, и в начале 90-х годов. Вот что, к примеру, по поводу модели МВФ сказала еще в 1991 г. в своей нобелевской речи Сюзан Джордж: "Модель… пошла на пользу западным банкам. С 1982 по 1990 гг. только в виде процентов от третьего мира ими получено более $700 млрд., что сделало безнадежным положение почти всех стран, где она применялась. Цены взвиваются в небеса, когда люди не могут платить, магазины, вследствие либерализации импорта, полны товарами, которые некому покупать. Программы подрывают возможности развития национального производства. Вывод - политика провалилась, привела к росту нищеты, развалу экономики и антиэмвээфовским бунтам в 12 странах [9, c.177-179].

2.3 Опыт либеральных реформ в странах Восточной Европы

 

    В широком плане системная трансформация  экономики и общества стран ВЕ прошла в своем развитии три этапа. Первый этап – спонтанная подготовка в условиях социализма к неизбежной будущей системной трансформации. Она означала сохранение и укрепление частных рыночных механизмов в форме хозрасчета и бригадного подряда на государственных предприятиях, развитие мелкого бизнеса и частного сектора в розничной торговле, сельском хозяйстве, ремесленничестве, строительстве и даже в промышленности, что часто имело нелегальный, теневой характер. Этот этап охватывает период с 1948-го по 1989 г.

    Начиная с 70-х гг. прошлого века стали ухудшаться не только показатели эффективности и конкурентоспособности производства социалистических стран ВЕ, но и позиции всего социалистического лагеря на мировой арене. Мир

    В этих условиях такие страны ВЕ, как  Польша, Венгрия и ГДР, имевшие  более глубокие исторические корни в западноевропейской цивилизации, оказались более приспособленными для достаточно быстрого и грамотного перехода к рынку и демократии, чем, например, Россия, не говоря уже о других странах СНГ.

    Второй  этап – переход от скрытой приватизации к открытой и широкомасштабной, когда уже на совершенно законном основании происходит широкомасштабный процесс перехода государственных предприятий в частные руки. Также на законном основании формировались слои частных собственников в виде реальных владельцев и инвесторов предприятий, огромного числа акционеров и институты рыночной экономики – банки, рынки, биржи и т.д. При этом само государство руководило процессом их формирования. Заработал механизм конкуренции вместе с механизмами государственного регулирования производства и его структуры, антимонопольной политики.

    Масштабная  приватизация началась в Польше и  Венгрии осенью 1989 г., когда был  запущен в действие ранее подготовленный пакет соответствующих законов. В ГДР приватизация началась весной 1990 г., еще до ее объединения с Западной Германией, в Чехословакии – также в 1990 г., а в Болгарии и Румынии – в 1991–1992 гг. Государство сохраняло в своих руках определенный перечень хозяйственных объектов, в частности объектов инфраструктуры и природных зон, но резко снизило свое прямое присутствие в производстве, проводя политику его дерегулирования и грамотную промышленную, налоговую, таможенную политику. В странах ВЕ были также приняты законы о реституции, и в процессе приватизации недвижимость возвращалась к ее прежним собственникам.

    Третий  этап системной трансформации начался  примерно с 1994 г., с окончанием масштабной приватизации и преодолением трансформационного спада производства. Этот этап практически  завершился в наши дни, когда почти  все постсоциалистические страны ВЕ вступили (или вот-вот вступят) в ЕС. Для этого этапа характерен быстрый рост производства, дальнейшая реструктуризация экономики в соответствии не с искусственными плановыми предпочтениями, как было при социализме, а с платежеспособным спросом и интересами повышения конкурентоспособности производства.

    Рост  производства на третьем этапе системной  трансформации привел к заметному  повышению жизненного уровня населения. С 1994 по 2005 г. реальные потребительские  расходы населения выросли в  Польше на 58%, в Чехии – на 45%, в Словакии – на 47%, в Венгрии – на 39%, в Болгарии – на 14% и в Румынии – на 45%. За исключением Болгарии, эти данные свидетельствуют о более быстром росте жизненного уровня населения в странах ВЕ по сравнению с Россией.

    Большую роль в системной трансформации стран ВЕ сыграли налоговая реформа, реформы социального обеспечения, образования, науки и т.д. В ходе налоговой реформы вместо архаичной советской была создана современная налоговая система, принятая в ЕС. Широкое распространение получили налоговые кредиты и льготы. В результате этой реформы многие теневые структуры вышли на поверхность и стали платить налоги. Но самыми сложными оказались реформы социального обеспечения, особенно пенсионной системы и системы здравоохранения [8, c.144-145].

    Были, разумеется, и негативные, болезненные  процессы, были ошибки, неудачи и  даже провалы. Падение производства, рост безработицы и эмиграция  населения стали результатом  неизбежного системного кризиса. Ошибки же были связаны с недостатком опыта и профессионализма чиновников, не привыкших и часто просто не умевших работать в условиях новой рыночной системы.

    Тем не менее на втором этапе системной  трансформации рассматриваемых  стран резко возросла социальная дифференциация. Так, если в 1987–1988 гг. в Польше бедными считались 2,1 млн. человек, или 6% населения, то в 1993–1995 гг. – 3,8 млн., или 10% общей численности населения. В Венгрии в эти же годы бедняков было соответственно 0,1 млн. (1%) и 0,7 млн. (7%), в Румынии – 1,3 млн. (6%) и 10,8 млн. (48%). К этому следует добавить падение рождаемости, рост коррупции и криминализации общества.

    В числе других негативных явлений  в процессе системной трансформации  – рост дефицитов бюджета и  платежного баланса, размеров внешнего долга, а также сокращение удельных затрат на НИОКР.

    Рассматриваемые страны прочно встали на путь повышения  конкурентоспособности экономики, там с помощью наиболее продвинутых  в этом отношении стран – членов ЕС, прежде всего Германии и скандинавских  стран, формируется постиндустриальная, инновационная экономическая модель.

    Идет  быстрое повышение реальных доходов  работников, усиливается их мотивация  к высококачественному труду  с крепкой трудовой дисциплиной  и ответственностью. Рост жизненного уровня населения, начавшийся на втором этапе системной трансформации, наблюдается во всех странах ВЕ как прочная тенденция.

    В общественном сознании населения стран  ВЕ произошел масштабный отход от так называемых социалистических ценностей  тоталитарного прошлого, сопровождавшийся еще более масштабным утверждением современных демократических и либеральных ценностей, чему весьма способствовало и государство. Сегодня огромное большинство населения этих стран с энтузиазмом поддерживает свершившиеся у них революции и активно трудится на поприще укрепления рынка, демократии, институтов гражданского общества, будучи свободными от авторитаризма или лукавств "управляемой" или "суверенной" демократии [10, c.122-124].

2.4 Немонетарный опыт Японии, стран АТР и континентальной Европы

 

    С 1992 г японское правительство предпринимает активные усилия направленные на ликвидацию последствий краха экономики "мыльного пузыря" и сопутствующих ему кризисных процессов. На сегодняшний день инициировано более восьми антикризисных программ, общий объем финансирования которых достиг почти 110 трлн. иен.

    Стимулирование  потребления занимает одно из ключевых мест в пакетах антикризисных  мер правительства. До 1996 г. они были также ориентированы на поддержку  реального сектора экономики, разрешение финансового кризиса, стабилизацию курса иены, борьбу с безработицей и оздоровление государственных финансов. Начиная с 1997 г. особое внимание стали уделять поиску новых подходов на микроуровне, процессам дерегулирования экономики страны, новым направлениям высокотехнологичного и наукоемкого производства и передовых НИОКР, локализации азиатского финансового кризиса.

    Анализ  антикризисных мер японского  правительства 1992-1999 гг. показал, что  основными их инструментами являются:

  • - регулирование ставок подоходного, корпоративного и ряда других налогов;
  • - общественные работы, государственные инвестиции в социальную инфраструктуру и крупномасштабные программы нацеленные на будущее;
  • - кредитование финансовых институтов и гарантирование кредитов для предприятий реального сектора экономики;
  • - поддержка малого и среднего бизнеса;
  • - снижение процентных ставок Банком Японии;
  • - стимулирование экспорта и роста конкурентоспособности экономики;
  • - меры и программы дерегулирования экономической системы.

    Процесс реализации Антикризисных мер можно  разделить на два этапа - с 1942 по 1997 г. и с 1997 г. по настоящее время. На первом этапе антикризисные пакеты характеризовались стремлением правительства максимально реализовать потенциал "автономного восстановления экономики", запустить механизм взаимного стимулирования спроса, производства и занятости. Акцент ставился на стимулировании спроса и поддержке реального сектора экономики. Особое внимание уделялось также поддержанию низкого обменного курса иены.

    Для второго этaпa характерна более целостная  политика экономической стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение правительства к мнению деловых и академических кругов.

     Массовые  неплатежи, провоцирующие убыточность  целых отраслей, также являются одной  из причин роста цен. Именно размерами  накопленного потребителями долга  отечественные коммунальщики и энергетики обуславливают необходимость повышения всякий раз тарифов на собственные услуги.

    Маломощность  фондового рынка и недоступность  банковских кредитов также способствуют инфляции. С одной стороны, отсутствие финансовых ресурсов у потенциальных конкурентов защищает рынки монополистов. С другой — цены неизбежно растут в условиях самофинансирования, когда производитель не может мгновенно увеличить предложение в случае повышения спроса на его продукцию.

    По-видимому, ни один из перечисленных факторов роста цен с увеличением денежного предложения не связан. При этом все они провоцируют инфляцию. Следует учитывать, что взаимосвязь инфляции и экономического роста не является линейной. Она должна напоминать кривую Лаффера: в условиях дефляции и высокой инфляции объемы производства сокращаются, а экономический рост наблюдается при умеренной ценовой динамике.

    В случае Швейцарии, Франции монетарное подавление роста цен оказывается целесообразным лишь до момента достижения им примерно 3%. Дальнейшие денежно-кредитные ограничения теряют смысл, поскольку возникающий дефицит денег в обороте тормозит экономический рост. Если при этом за исходную посылку принять ограничение денежного предложения, а не институциональные реформы, левая ветвь параболы быстро упрется в нулевой показатель темпа экономического роста.

    В этой связи напрашивается очевидный  вывод: затраты по борьбе с инфляцией  не должны превышать спровоцированных ею потерь. Подобный результат не согласуется  с доминирующим взглядом на сущность инфляции, который акцентирует внимание на ее монетарной составляющей и обратно пропорциональной связи с экономическим ростом [9, c.114-116].

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМ И СТАБИЛИЗАЦИИ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.

3.1. Институциональное значение периода  «застоя» как предыстории рыночных реформ

 

    Новый руководитель КПСС СССР Л.И.Брежнев во многом остановил или скорректировал хрущевские экономические реформы. Годы его правления впоследствии были впоследствии названы «эпохой застоя». В центре внимания нового руководства продолжали оставаться тяжелая промышленность, космос, оборонные отрасли. Военная промышленность в это время развивалась наиболее быстрыми темпами, в СССР росло производство подводных лодок, ракет, самолетов, военной электроники, быстро развивалась космическая программа. В то же время в стране широко развивалось жилищное строительство, большинство населения получило доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию, молодежь могла бесплатно учиться в вузах. На востоке страны, в регионах с малой плотностью населения, росли новые города и научные центры, прокладывались железные дороги.

    Однако  в экономике производству качественных товаров народного потребления  не уделялось особого внимания, что  порождало их нехватку. Крупномасштабная мелиорация привела к тяжелым последствиям для окружающей среды и здоровья населения. Так, например, ценой за введение монокультуры хлопка в Узбекистане стало сильное обмеление Аральского моря, которое до 1973 являлось четвертым по величине в мире внутренним водоемом.

Информация о работе Современный монетаризм и его практические рекомендации