Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы достигается с решением следующих задач:

◦Определение понятия трудовой миграции и степень вовлеченности России в данный процесс
◦Исследование порядка привлечения иностранных работников согласно российского законодательства с выделением существующих проблем и ограничений
◦Теоретическое освещение влияния трудовой миграции на страну-импортера рабочей силы
◦Характеристика ДФО как субъекта привлечения иностранной рабочей силы

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие трудовой миграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы………………………………...…………5

1.1 Понятие трудовой миграциии …………..……………………..…………….5

1.2 Порядок привлечения иностранной рабочей силы в РФ………….……..…7

1.3 Проблема незаконной трудовой миграции…………………...……………12

1.4 Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом…………...…14

Глава 2. Влияние иностранной рабочей силы на экономику принимающей страны……………………………………………………………………..…..……….17

2.1 Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы…..…17

2.2 Инструменты регулирования международной иммиграции………….…..21

Глава 3. Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ…..23

3.1 Состояние рынка труда в ДФО. Оценка целесообразности привлечения ИРС …………………………………………………………………………..………..23

3.2 Масштабы, формы и сферы привлечения ИРС в ДФО…………...……….26

3.3 Политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы………………………………………………………...…30

3.4 Государственое регулирование иностранной рабочей силы………….…..33

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.21 Кб (Скачать)

     В последнее время произошли определенные изменения в социально-экономических  отношениях, связанные с экономическим  кризисом. В период с 31 октября по 31 декабря 2008 г. Управлением ФМС по Хабаровскому краю зарегистрировано более 3 тыс. уведомлений от работодателей  о досрочном расторжении трудовых отношений с иностранными гражданами. Основные причины увольнений: по собственному желанию - 69,8% общего количества уволенных  иностранных граждан; в связи  с окончанием срока действия трудового  договора -12,6%; с нарушением трудовой дисциплины - 10,1%; с окончанием срока  действия разрешения на работу - 7,3%.

     Рис 2. Численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в ДФО по видам экономической деятельности в 2008

                      

По  данным Труд и занятость в  России.  2009: Стат.сб./Росстат - Т78  M., 2009.

     Диаграмма 2

     Рис 3. Распределение российского занятого населения по видам экономической деятельности в 2008 г 

                           

     По  данным Труд и занятость в  России.  2009: Стат.сб./Росстат - Т78  M., 2009.

     В целом по ДФО фактов массового  увольнения иностранных работников по причине сокращения работодателями рабочих мест не выявлено.

     Проведенный анализ спроса на рабочую силу позволяет  сделать вывод, что число иностранных  граждан на рынке труда Дальнего Востока заметно не уменьшится, возможно даже его увеличение. Это связано, прежде всего, с тем, что население  ДФО имеет устойчивую тенденцию  к сокращению, что влечет за собой  уменьшение численности трудоспособного  населения, и следовательно, необходимость  привлечения трудовых мигрантов. Экономические  районы России, прежде поставлявшие рабочую  силу в восточные районы, в современных  условиях демографического развития «страдают» от сокращения населения и выступают  конкурентами Дальнего Востока по привлечению  мигрантов. Вполне вероятно, что основным «поставщиком» рабочей силы будет  трудовая миграция и, прежде всего из стран АТР, преимущественно из КНР, поскольку на северо-востоке Китая  быстро растет армия безработных. Кроме  того, китайцы очень мобильны, готовы ехать в любое место, где есть работа. Весной 2000 г. на третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей была провозглашена новая внешнеэкономическая  стратегия Китая, получившая известность  под девизом «Идти вовне». Эта  стратегия должна обеспечить значительное расширение позиций Китая на международном рынке труда. В КНР исходят из того, что на долю страны приходится треть работающего населения планеты, но только 2-3% мирового рынка труда. Россия занимает особое место в этих планах, так как является одной из немногих стран, в которых Китай имеет возможность решать свои неотложные проблемы, в частности, по продвижению на рынок труда своих граждан. При этом Россия в свою очередь не может полностью отказаться от использования китайской рабочей силы в условиях сокращения собственного экономически активного населения.

     Динамика  численности населения и трудовых ресурсов на Дальнем Востоке России в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут во многом определяться направлением и качеством экономического развития региона, повышением уровня жизни  населения и комфортности проживания в регионе, а также объемами и  структурой спроса на рабочую силу. 

     3.3. Политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы 

     Под нацианальной безопасностью понимается такое состояние, при котором  территория (страна, регион) способна противостоять  дестабилизирующему воздействию внешних  и внутренних социально экономических  угроз, сохраняя устойчивость функционирования и развития.

     Социальной  проблемой для России становится увеличение притока в страну мигрантов  с другой культурой, низким уровнем  квалификации и образования. В начале 1990_х гг. китайские иммигранты наводнили  дальневосточные города, вызвав шок  своим поведением у местных жителей. Более того, малообразованные мигранты снижают сложившийся культурный уровень региона и даже провоцируют  беспорядки, порождая нестабильность.

     На  базе плохо работающей правовой системы  оформления трудовых мигрантов формируются  и растут мафиозные сети в области  найма, которые с каждым годом вовлекают в преступную деятельность чиновников и огромные массы трудовых мигрантов, тем самым пополняя нелегальную миграцию.

     В процессе обеспечения национальной безопасности России имеет значение позиция, которую занимает государство  по проблеме нелегальной миграции. Это явление стало активно  обсуждаться в 1990х гг., когда экономический  кризис и открытие границ вызвали  возникновение различных диаспор  и землячеств, которые в конечном счете привели к обострению этнических проблем. С мигрантами стали связывать  рост преступности, распространение  некоторых заболеваний.22

     По  оценкам независимых экспертов, экономическое взаимодействие России и Китая на региональном уровне фактически представляет собой планомерное  и настойчивое освоение китайской  стороной российской территории

     . Китайские предприниматели осуществляют торговую экспансию на региональных рынках, разрабатывают минерально-сырьевые и биоресурсы, эксплуатируют сельхозугодья. Этот процесс,  как показывает практика, создаёт для Дальнего Востока существенные риски экономического, экологического и социального характера.23

     Прежде  всего – это значительные потери региональных бюджетов вследствие масштабной контрабанды китайских товаров, незаконного предпринимательства  граждан КНР на территории России, массового их уклонения от уплаты налогов. По данным Владивостокского центра исследования организованной преступности, примерно 80 % поступающихна дальневосточные и сибирские рынки китайских.товаров доставляются контрабандным путём24.

     Китайские трудовые мигранты постепенно вытесняют  местное население с рынка  труда и из целыхотраслей деятельности (например, из торговли и сферы ЖКХ, лесной и строительной промышленности). Этот процесс может иметь для Дальневосточного региона тяжедлые последствия, поскольку нехватка рабочих мест и демографическое давление китайских мигрантов способны стимулировать дальнейший отток русского населения.

     Чтобы предотвратить вытеснение россиян  с их рабочих мест китайскими мигрантами, необходимо разработать и проводить  рациональную миграционную политику. Нужно строго следить за обоснованностью заявок российских работодателей на привлечение иностранной рабочей силы. Китайские собственники предприятий должны выделять квоты для местного населения и обеспечивать ему заработную плату и условия труда не ниже среднеотраслевого уровня.

     Негативные  последствия прямых связей с китайскими провинциями для экономики российских регионов во многом являются результатом  пассивной позиции региональных администраций, отсутствия единой скоординированной политики в отношении китайских партнёров. В противоположность этому северо-восточные провинции КНР в своих действиях на российском направлении руководствуются чёткими директивами, они неизменно последовательны и настойчивы в продвижении своих интересов

     В настоящее время для России важно  определить значимость китайского фактора для экономического, геополитического, развития Востока России. Экономические потребности и интересы к использованию китайской рабочей силы достаточно велики. Они будут постоянным противовесом на пути ужесточения правил пребывания иностранных граждан на Дальнем Востоке. Политика будет противодействовать давлению экономической необходимости настолько, насколько будут реальными угрозы национальной безопасности. Наши исследования позволили установить возможные угрозы национальной безопасности в двух сферах социальной и экономической (табл 4).

 

Табл. 4. Возможные угрозы безопасности, связанные с трудовой миграцией из Китая

Социальная сфера Экономика
повышение нагрузки на социальную инфраструктуру; усиление напряженности  на региональном рынке труда;
рост  социальной напряженности; утечка финансовых ресурсов из региона
увеличение  криминогенной ситуации; расширение  сфер теневой экономики
образование китайских этнических сообществ. нелегальная занятость
  неэквивалентный товарооборот

Источник: Мотрич Е.Л. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: дальневосточный вектор / Е.Л.Мотрич, С.Н.Найден // Пробл. прогнозирования. - 2009. – N 5 

     3.4. Государственое регулирование иностранной рабочей силы

     Задача  экономического развития России со всей серьезностью выдвигает на передний план необходимость решения проблемы эффективного государственного регулирования  рынка труда, причем в первую очередь  в сфере привлечения иностранной  рабочей силы.

     В целом под системой организованного  набора, привлечения и использования  иностранной рабочей силы понимается механизм удовлетворения рыночными  методами спроса на работников из числа  иностранных граждан, обладающих требуемыми качествами, при неукоснительном  соблюдении принципа, согласно которому российские граждане должны в приоритетном порядке занимать образующиеся на рынке  труда вакансии. Функционирование указанной  системы базируется на осуществлении  непрерывного мониторинга состояния  национального рынка труда и  ведении реестра работодателей  и вакансий, на которые подбираются  и рекрутируются иностранные  граждане, обладающие востребованными  в России специальностями, профессиями, квалификационными навыками. Важным параметром здесь также является готовность иностранных работников трудиться в тех регионах Российской Федерации,  где нужны их рабочие  руки и трудовые навыки.

       Система подразумевает, что потенциальные  трудовые мигранты будут заранее  готовиться к выезду за границу  и после соответствующего тестирования  вноситься в реестр соискателей  вакансий.

       Работодатели, желающие привлечь  иностранных работников, будут обращаться  в специализированные кадровые  агентства,  которые будут оказывать  услуги по подбору требуемого  количества иностранных работников, удовлетворяющих предъявляемым  требованиям.

     Можно сказать, что система государственного регулирования внешней трудовой миграции по принципу организованного  набора иностранных работников будет  представлять собой своего рода фильтр, позволяющий отбирать иностранных  граждан, конкурентоспособных на российском рынке труда.

       Также одним из условий эффективного  управления российским рынком  труда и обеспечения гарантий  его защиты является принятие  на законодательном уровне мер,  стимулирующих работодателей привлекать  рабочую силу через государственные  или негосударственные агентства  занятости, взаимодействие которых  будет осуществляться на основе  государственно-частной кооперации. В этой ситуации для работодателя  прием на работу иностранного  работника при участии специализированной  кадровой структуры должно стать  экономически и организационно  более привлекательным и выгодным, чем самостоятельный поиск. При  этом трудоустройство иностранных  граждан в обход служб занятости,  как государственных, так и  негосударственных, должно быть  сведено к минимуму. На выполнение  указанных задач и нацелена  система организованных подбора  и привлечения иностранной рабочей  силы.25 

 

     Заключение 

     Миграционные процессы, влияющие на положение народонаселения и развитие, отнесены к категории глобальных проблем, оказывающих воздействие на направления и интенсивность всех наиболее значимых политических, экономических и социальных процессов в мире и тесно взаимосвязанных с проблемами устойчивого развития;

     Для обеспечения эффективного воздействия на развитие миграционных процессов необходимы скоординированные, экономически и политически просчитанные действия правительств, подчиненные достижению взаимоприемлемых и взаимовыгодных результатов.

     Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ