Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:41, курсовая работа
Цель данной работы достигается с решением следующих задач:
◦Определение понятия трудовой миграции и степень вовлеченности России в данный процесс
◦Исследование порядка привлечения иностранных работников согласно российского законодательства с выделением существующих проблем и ограничений
◦Теоретическое освещение влияния трудовой миграции на страну-импортера рабочей силы
◦Характеристика ДФО как субъекта привлечения иностранной рабочей силы
Введение
Глава 1. Понятие трудовой миграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы………………………………...…………5
1.1 Понятие трудовой миграциии …………..……………………..…………….5
1.2 Порядок привлечения иностранной рабочей силы в РФ………….……..…7
1.3 Проблема незаконной трудовой миграции…………………...……………12
1.4 Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом…………...…14
Глава 2. Влияние иностранной рабочей силы на экономику принимающей страны……………………………………………………………………..…..……….17
2.1 Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы…..…17
2.2 Инструменты регулирования международной иммиграции………….…..21
Глава 3. Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ…..23
3.1 Состояние рынка труда в ДФО. Оценка целесообразности привлечения ИРС …………………………………………………………………………..………..23
3.2 Масштабы, формы и сферы привлечения ИРС в ДФО…………...……….26
3.3 Политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы………………………………………………………...…30
3.4 Государственое регулирование иностранной рабочей силы………….…..33
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие трудовой миграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы………………………………...…………5
1.1 Понятие трудовой миграциии …………..……………………..…………….5
1.2 Порядок привлечения иностранной рабочей силы в РФ………….……..…7
1.3 Проблема незаконной трудовой миграции…………………...……………12
1.4 Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом…………...…14
Глава
2. Влияние иностранной рабочей силы на
экономику принимающей страны………………………………………………………………
2.1 Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы…..…17
2.2 Инструменты регулирования международной иммиграции………….…..21
Глава 3. Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ…..23
3.1
Состояние рынка труда в ДФО. Оценка целесообразности
привлечения ИРС …………………………………………………………………………..
3.2 Масштабы, формы и сферы привлечения ИРС в ДФО…………...……….26
3.3
Политические, экономические и социальные
риски при использовании
3.4 Государственое регулирование иностранной рабочей силы………….…..33
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Трудовая миграция стала условием успешного функционирования российской экономики. Во многих российских регионах, особенно в крупных мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.
В настоящее время мировая экономика переживает бурный процесс глобализации, которая способствует массовым потокам международной трудовой миграции. Эти процессы актуальны и для Дальневосточного региона России как с геополитической точки зрения в связи с пограничным положением со странами, имеющими мощный демографический и трудовой потенциал (прежде всего с КНР и КНДР), так и с экономической точки зрения, поскольку развитие экономики региона оказывается во все большей зависимости от его внешнеэкономических связей.
В этой связи выявление тенденций и определение трендов на перспективу в международной трудовой миграции населения на Дальнем Востоке в целом являются весьма актуальными как в научном отношении, так и с точки зрения национальной безопасности.
В соответствии с научными прогнозами известно, что зависимость экономики российского Дальнего Востока от притока иностранной рабочей силы будет увеличиваться, при этом международная трудовая миграция в регион из стран ближнего зарубежья будет продолжать сокращаться, а из стран дальнего зарубежья расти.
Целью работы являются определение понятия иностранной рабочей силы, выявление современных тенденций международной трудовой миграции в России и на Дальнем Востоке России, оценка ее социально-экономических последствий и определение потребностей экономики Дальнего Востока в иностранной рабочей силе на перспективу.
Цель данной работы достигается с решением следующих задач:
Глава 1. Понятие трудовой иммиграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы
1.1. Понятие трудовой миграциии. Трудовая миграция в российской действительности.
«Как показывает опыт многих стран, нет ничего более постоянного, чем временные работники»1
Трудовая миграция представляет собой территориальное перемещение людей, связанное с целью трудоустройства. 2
Трудовых
мигрантов, выехавших на работу за границу
(обычно на временную
В международно-правовых актах употребляется термин «трудящийся-мигрант»:
Трудящийся-мигрант - лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.
В
российском законодательстве для обозначения
законных мигрантов используется понятие
«иностранный работник». Это «иностранный
гражданин, временно пребывающий в
Российской Федерации и осуществляющий
в установленном порядке
Для России миграция становится все более значимым фактором демографического, экономического и культурного развития страны. В ближайшие десятилетия значение миграции еще более повысится. Согласно среднему варианту прогноза Росстата, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, начавшееся в 2007 году, к 2015 году достигнет примерно 8 миллионов человек, а к 2025 – 14 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в период 2011–2017 годов, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 миллион человек. Труд превращается в один из самых дефицитных ресурсов в России4.
Несоответствие предложения рабочей силы потребностям рынка труда порождает ее дефицит. Такой дефицит может быть абсолютным — когда отсутствует необходимое работодателю количество работников с требуемой или схожей квалификацией, или относительным — когда национальные кадры по различным причинам (недостаточная мобильность рабочей силы, заработная плата, условия труда и т.д.) не хотят занимать данные вакансии.
Правительством Российской Федерации реализуются меры активной экономической политики, предполагающие рост государственных инвестиций, развитие наукоемких технологий и инфраструктуры. Важнейшие задачи социального развития нашли свое отражение в приоритетных национальных проектах в области здравоохранения, образования, жилищного и сельского хозяйства.
Указанные
мероприятия будут
Предпосылками для формирования новых подходов в государственной политике на рынке труда, в том числе в сфере трудовой миграции, стали структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы. По данным Минздравсоцразвития России от 30 до 50 процентов предприятий в различных отраслях экономики испытывают нехватку кадровых ресурсов. Наиболее остро эта проблема обстоит с рабочими профессиями.
Негативные демографические процессы, предвещающие сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, могут усилить нехватку трудовых ресурсов. Особенно серьезно эта проблема может отразиться на регионах Сибири и Дальнего Востока, испытывающих отток населения.
Регулирование
привлечения иностранной
Для решения указанной задачи федеральными органами власти реализуются меры, направленные:
—
на совершенствование нормативно-
—
на формирование системы мониторинга
потребности работодателей в
трудовых ресурсах, в том числе
в трудящихся-мигрантах.
1.2. Порядок привлечения иностранных работников
В российском законодательстве детально урегулирован процесс привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан
Иностранные граждане, осуществляющие деятельность в России по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны получать разрешение на работу6.
Каждая организация, намеревающаяся принять на работу иностранного сотрудника, должна сначала подать заявление на оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников в Федеральную миграционную службу (ФМС) или ее территориальный орган, а затем, после получения данного разрешения, подать заявление на оформление разрешения на работу для иностранного гражданина.7
В каждом случае процесс оформления занимает не менее 30 дней и может быть увеличен еще до 15 дней, если у миграционной службы возникнут замечания или необходимо проведение экспертизы документов.
На первый взгляд можно предположить, что за два месяца компания может оформить разрешение на работу для иностранного гражданина. Однако существует целый ряд подводных камней, которые делают процесс оформления разрешения весьма непредсказуемым по времени и конечному результату.8
Во-первых,
порядок, установленный Постановлением
Правительства РФ N 681, содержит одну
небольшую оговорку, а именно: "Выдача
разрешений на работу производится в
пределах установленной квоты на
выдачу иностранным гражданам
Так на 2010 год Правительством РФ. установлена квота на выдачу иностранцам разрешений на работу в количестве 1 944 356. В прошлом году – 3 976 747 разрешений9, причем данная квота распределяется по субъектам РФ на основании заявленной потребности в иностранных работниках.
Для ДФО квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2010 г. составила 130903, для сравнения в 2009 – 159414.
Как показывает опыт, выделенных квот недостаточно. Так в 2008 г уже в мае месяце целый ряд субъектов исчерпал выделенные квоты, среди них Приморский край, Мурманская область, Республика Саха (Якутия), Забайкалье, Хабаровский край и Еврейская автономная область.
Вторая проблема в оформлении разрешения на работу кроется в следующем.
Прежде
чем обратиться в Федеральную
миграционную службу или ее территориальный
орган за получением разрешения на
работу, российская компания должна обратиться
в территориальный орган
Описывать порядок не представляется возможным, можно лишь кратко сказать, что компания за месяц до подачи документов в Федеральную миграционную службу или ее территориальный орган должна подать сведения о потребности в работниках в территориальный орган занятости населения по месту нахождения компании. На основании поданных сведений орган занятости формирует реестр и направляет данные сведения по запросу ФМС, когда компания подаст заявление об оформлении разрешения на работу. ФМС вправе отказать в оформлении разрешения в случае, если компания не обратилась в службу занятости населения или обратилась в ФМС ранее чем через один месяц либо в течение данного месяца отказала в трудоустройстве российскому гражданину, направленному из службы занятости по заявленной для иностранного гражданина вакансии.
Также хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему - это формирование квот и определение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников.
Информация о работе Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ