Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы достигается с решением следующих задач:

◦Определение понятия трудовой миграции и степень вовлеченности России в данный процесс
◦Исследование порядка привлечения иностранных работников согласно российского законодательства с выделением существующих проблем и ограничений
◦Теоретическое освещение влияния трудовой миграции на страну-импортера рабочей силы
◦Характеристика ДФО как субъекта привлечения иностранной рабочей силы

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие трудовой миграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы………………………………...…………5

1.1 Понятие трудовой миграциии …………..……………………..…………….5

1.2 Порядок привлечения иностранной рабочей силы в РФ………….……..…7

1.3 Проблема незаконной трудовой миграции…………………...……………12

1.4 Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом…………...…14

Глава 2. Влияние иностранной рабочей силы на экономику принимающей страны……………………………………………………………………..…..……….17

2.1 Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы…..…17

2.2 Инструменты регулирования международной иммиграции………….…..21

Глава 3. Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ…..23

3.1 Состояние рынка труда в ДФО. Оценка целесообразности привлечения ИРС …………………………………………………………………………..………..23

3.2 Масштабы, формы и сферы привлечения ИРС в ДФО…………...……….26

3.3 Политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы………………………………………………………...…30

3.4 Государственое регулирование иностранной рабочей силы………….…..33

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.21 Кб (Скачать)

     Определение потребности в привлечении иностранных  работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке  трудоустройству граждан Российской Федерации10

     Процесс определения потребности в иностранных работниках  довольно длительный и многоуровневый. Рассмотрим в кратце этапы формирования квот:

  1. -Работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов РФ заявку о потребности в рабочей силе на предстоящий год
  2. Уполномоченные органы субъектов РФ ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов РФ, трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений,органы ФМС и др.
  3. Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах РФ межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами ФМС, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.
  4. Субъекты РФ ежегодно, до 15 июля, направляют предложения и информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году в Министерство здравоохранения и социального развития РФ
  5. Министерство здравоохранения и социального развития РФ рассматривает предложения субъектов РФ с учетом сложившегося положения на российском рынке труда, демографической ситуации, принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году
  6. Министерство здравоохранения и социального развития РФ ежегодно, до 15 октября, представляет в Правительство РФ согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством регионального развития РФ и Министерством внутренних дел РФ проекты постановлений Правительства РФ по следующим вопросам:

    а) определение потребности в привлечении  иностранных работников на очередной  год по РФ , а также по приоритетным профессионально-квалификационным группам;

      б) утверждение на очередной  год квоты на выдачу иностранным  гражданам приглашений на въезд  в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и распределение ее по субъектам Российской Федерации;

      в) утверждение на очередной  год квоты на выдачу иностранным  гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу и распределение ее по субъектам РФ.

     То есть ,для того чтобы получить разрешение на осуществление трудовой деятельности работнику работодателю необходимо за год до момента найма работника заявить о своей потребности в иностранной рабочей силе.

     Данный  порядок, является слишком инертным и не отвечает реалиям рыночной экономики. Если компания решила привлечь в течение года еще несколько иностранных сотрудников, то это количество идет вне заявленной квоты и ей может быть отказано в оформлении разрешения на работу для данных иностранных работников. Кроме того, если компания была создана после 1 мая, то она вообще не имеет права тогда привлекать иностранных работников в текущем году, поскольку не попала в период формирования квоты на текущий год, а также на следующий год. Данная ситуация с определением квот вызывает сильные трудности при выходе на рынок новых компаний с участием иностранного капитала, а также препятствует их нормальной деятельности в России и может повлиять на общую экономическую ситуацию в стране.

     Также по мнению, многих исследователей, столь  сложный механизм привлечения иностранцев  к работе является стимулом для работодателей  к неофициальному трудоустройству  иностранных граждан, как следствие  формируется круг лиц, которые работают нелегально. Данное явление относится  к еще одной проблеме российкой  действительности – незаконная трудовая миграция. 

         1.3. Проблема незаконной трудовой миграции 

     К сожалению, об истинных масштабах незаконной трудовой миграции в России судить крайне сложно. Имеющиеся экспертные оценки варьируются весьма широко: от 1,5 до 15 млн человек.11 По мнению руководства ФМС в России в 2007 году насчитывалось 5-7 млн нелегальных мигрантов. Как бы то ни было, ясно одно: легальная составляющая трудовой иммиграции представляет собой лишь верхушку этого айсберга, в то время как нелегальная –всю его невидимую часть.

     Очевидно  и другое. Роль нелегальной трудовой миграции крайне негативна. Это проявляется  в том, что она стимулирует  рост теневой экономики. Нелегалы стремятся  занять такую нишу, которая позволяла  бы иметь доходы, неконтролируемые государством. В результате этого, по данным ФМС, экономический ущерб  от нелегальных иммигрантов в  виде неуплаты налогов составляет более 8 млрд долларов в год.

     Кроме того, нелегальная иммиграция повышает коррупционную емкость экономики. Вокруг нелегалов давно уже сформировался  криминальный сектор, в котором вращаются  огромные деньги (по мнению экспертов, прибыль от эксплуатации нелегалов  составляет около 7,5 млрд долларов в  год).

     Однако  главной проблемой массовой нелегальной  трудовой миграции является то обстоятельство, что, занимая на российском рынке труда самые непрестижные рабочие места (в ЖКХ, на транспорте, в строительстве) мигранты соглашаются на сколь угодно тяжелые условия труда и крайне низкую заработную плату. Тем самым у работодателей в соответствующих секторах отпадает необходимость заботиться о повышении производительности труда, техническом перевооружении рабочих мест (для того, чтобы они отвечали уровню квалификации россиян) и главное — о поддержании социально приемлемого уровня заработной платы.

     Формально дело выглядит так, что гастарбайтеры  занимают рабочие места, от которых отказываются россияне. Фактически предприниматели сознательно делают так, чтобы рабочие места на их предприятиях стали неприемлемыми для россиян, после чего нанимают и в интересах получения дополнительной прибыли жестоко эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миграционного и трудового законодательства, низкооплачиваемых нелегальных иммигрантов12

     Также негативная роль нелегальной иммиграции проявляется в том, что она формирует замкнутые анклавы, куда нет доступа представителям власти и где, по сути, не действуют российские законы.

     Основными сферами приложения нелегальных  мигрантов как в Российской Федерации  в целом, так и в ДФО в  частности являются строительно-монтажные  и ремонтные работы, коммерческая деятельность и услуги13.

     В центральных районах и крупных  городах это в основном мелкая оптовая торговля, вещевые рынки, ремонт, строительство. В сельских регионах - сезонные сельхозработы.

     Основными формами нелегальной деятельности являются: работа по найму без оформления разрешений, занятие запрещенными законом (криминальными) видами деятельности ( организация проституции, торговля оружием и людьми, распространение наркотиков и т.д.).

     В целях предотвращения нелегальной  трудовой миграции в Приморском, Хабаровском  краях, Республике Саха, Амурской области  представители администраций муниципальных  образований, паспортно-визовой службы, центра госсанэпиднадзора, налоговой  инспекции осуществляют проверки организаций  и предприятий, на которых может  быть использован труд иностранных  граждан.

     Так в 2007 году Федеральная миграционная служба России оштрафовала российских работодателей за нарушение миграционного  законодательства на сумму, превышающую 2 млрд рублей. Штрафы в отношении отдельных работодателей доходилидо 55 - 56 млн рублей.

       В России еще недостаточно накоплено опыта в цивилизованном привлечении иностранной рабочей силы, но Дальневосточному региону необходимо использование в экономике иностранных рабочих.

     Рациональное  использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации иностранных мигрантов  требует их реального включения в трудовую деятельность для дальнейшего развития ДВ России.

       Поэтому использование иностранной  рабочей силы должно постоянно  находиться под пристальным вниманием экономистов, органов государственной власти и общественности.

     1.4. Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом

 

     В основе трудовой миграции лежат два основных фактора:

     1) усиление интернационализации экономической  жизни в целом (что объективно  ведет к возрастанию международной  мобильности всех факторов производства, в конкретном случае - рабочей  силы).

     2) усиление неравномерности развития  экономик разных стран мирового  сообщества (когда возрастание масштабов  международной трудовой миграции  становится следствием определенных  диспропорций в развитии мировой  экономики).

     Использование иностранной рабочей силы давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства в целом ряде стран. К началу 21-го века нетто-иммиграция обеспечивала в развитых странах мира 56% демографического прироста, в том числе в Европе - 89%. В основных странах иммиграции иммигранты составляли от 5 до 19% населения и от 10 до 25% его экономически активной части. К числу стран, где иностранные рабочие составляют существенную часть занятого населения, можно отнести Германию, Францию, Бельгию, Швейцарию, ЮАР, Ливию. В Азии к этим странам можно отнести почти все арабские нефтедобывающие государства. Среди новых центров притяжения иностранной рабочей силы следует отметить такие государства как Аргентина, Венесуэла, Бразилия, а также Сингапур и Гонконг. Специфическим центром притяжения иностранной рабочей силы является Израиль, где этот процесс осуществляется на этнической основе.14

     Данные  по использованию иностранной рабочей  силы весьма показательны. Например,  в Австралии в 2000 г. иностранные  рабочие составляли 24,5 % всей рабочей  силы страны, в Канаде - 19,1%, в Швейцарии - 18,3%, в США - 12,4%, в Австрии и  Бельгии по 10%, в Германии 8,8%. В  арабских нефтедобывающих государствах зоны Персидского залива, а также  в Ливии иностранные рабочие  и специалисты играют столь большую  роль, что их депортация привела  бы к параличу всех основных сфер жизнедеятельности. В странах Ближнего Востока иммигранты составляли в конце 1990-х свыше 70% населения (для сравнения в 1950 г. лишь 4,8%). А доля трудящихся-иностранцев  среди работающего населения  оказывается существенно больше: например, в Катаре, ОАЭ - более 90%.

     В составе иммигрантов нередко  преобладают национальные группы, этнически  далеко отстоящие от коренной части  населения страны принимающей иммигрантов. Например, в ФРГ среди иммигрантов 28,8% - турки, во Франции 15,4% - марокканцы и 14,6% - алжирцы, в США 30% - мексиканцы, в Финляндии 24,6 % - россияне15.

       Большинство иностранных рабочих  стремятся найти работу в соседних  странах. Преобладающую их часть  составляют так называемые временные  рабочие, приезжающие на заработки  в определенный сезон или на  определенный период времени  в связи с возникновением необходимости  в специалистах той или иной  квалификации. Многие развитые страны  предоставляют иностранцам право  на получение временной работы в соответствии с заключенным контрактом, а также возможность повысить свою квалификацию.

     Межконтинентальная  миграция все более начинает замещаться внутриконтинентальной. Хотя пока нет  точных статистических данных, общепризнанно, что значительная часть рабочих  иммигрантов в Западной Европе сейчас прибывает из восточноевропейского региона, в том числе и из РФ. Фактором, сдерживающим рост трудовой миграции из развивающихся стран, стало  существенное расширение экспорта предпринимательского капитала из высокоразвитых стран в  менее развитые. Импортируемый капитал  создает дополнительные производственные мощности и новые рабочие места  в странах - экспортерах рабочей  силы, что ослабляет желание людей  к выезду на работу за границу. Такое  же влияние оказывают иностранные  частные и государственные долгосрочные кредиты менее развитым странам.

     Существенное  воздействие на процессы международной  трудовой миграции оказывает деятельность современных ТНК, формирующих свои внутренние (интернальные) рынки. В  соответствии с докладом ЮНКТАД о  мировых инвестициях 2003 г. в 2002 г. ТНК  обеспечивали работой за рубежом  более 53 млн. человек.

Информация о работе Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ