Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы достигается с решением следующих задач:

◦Определение понятия трудовой миграции и степень вовлеченности России в данный процесс
◦Исследование порядка привлечения иностранных работников согласно российского законодательства с выделением существующих проблем и ограничений
◦Теоретическое освещение влияния трудовой миграции на страну-импортера рабочей силы
◦Характеристика ДФО как субъекта привлечения иностранной рабочей силы

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие трудовой миграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы………………………………...…………5

1.1 Понятие трудовой миграциии …………..……………………..…………….5

1.2 Порядок привлечения иностранной рабочей силы в РФ………….……..…7

1.3 Проблема незаконной трудовой миграции…………………...……………12

1.4 Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом…………...…14

Глава 2. Влияние иностранной рабочей силы на экономику принимающей страны……………………………………………………………………..…..……….17

2.1 Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы…..…17

2.2 Инструменты регулирования международной иммиграции………….…..21

Глава 3. Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ…..23

3.1 Состояние рынка труда в ДФО. Оценка целесообразности привлечения ИРС …………………………………………………………………………..………..23

3.2 Масштабы, формы и сферы привлечения ИРС в ДФО…………...……….26

3.3 Политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы………………………………………………………...…30

3.4 Государственое регулирование иностранной рабочей силы………….…..33

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 105.21 Кб (Скачать)

     Возникли  и усилились политические, демографические  и социальные факторы, которые в  той или иной степени содействовали  перемене места жительства на время  или же даже навсегда. Трудовая миграция превратилась в сложный и многофакторный процесс перемещения населения. Это стало причиной обострения политических и социально-экономических проблем  в странах ЕС, вызвало к жизни  волну антииммиграционных настроений. Остро встала проблема нелегальной  иммиграции и проникновения организованной преступности на Запад с Востока.  

 

Глава 2. Влияние иностранной рабочей силы на экономику принимающей страны 

2.1. Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы 

     Международная миграция оказывает экономическое  воздействие как на страны, принимающие  рабочую силу, так и на отдающие ее. Во всем мире миграция населения  все больше воспринимается как ресурс, от эффективного использования (или  неиспользования) которого может в  значительной степени зависеть успех  экономического развития страны.16

     Анализ  взаимодействия миграции населения  и экономического развития страны включает изучение следующих аспектов:17

     - миграция и макроэкономические процессы: взаимосвязь миграции и роста валового внутреннего продукта, уровня заработной платы, инфляционных процессов, инвестиционной активности, спроса на товары, объемов собираемых налогов, взаимосвязь с другими макроэкономическими показателями; влияние денежных переводов мигрантов на платежный баланс страны;

     -миграция  и рынок труда:  влияние миграционных процессов на уровень безработицы, спрос и предложение рабочей силы, конкуренцию за рабочие места между местным населением и мигрантами;

     - миграция и занятость населения: структурные изменения в сфере занятости населения (по квалификации, сферам приложения труда, отраслям экономики), влияние миграции на численность трудовых ресурсов;

      - миграция и латентные (скрытые) процессы: влияние миграции на теневую экономику, объемы незаконной занятости;

     - миграция и социальная политика: государственные расходы на прием и социальную адаптацию мигрантов, их социальное обеспечение, создание дополнительной инфраструктуры.

     Наиболее  распространенными методами экономического анализа развития миграционных процессов  являются: экономико-математическое моделирование, корреляционный и факторный анализ, сценарное прогнозирование, экспертные оценки.

     Экономическая эффективность – это отношение  результатов к затратам. Экономический  эффект – это разница между  результатами и затратами, величина не относительная, а абсолютная.

     Применительно к миграции населения, экономическая  эффективность представляет собой  сопоставление в той или иной форме затрат государства на проведение миграционной политики с получаемыми  социально-экономическими выгодами.

     В общем виде экономический эффект от международной миграции населения  для стран, принимающих иностранную  рабочую силу можно представить  в таблице. (таблица 1)

     Табл.1. Возможные социально-экономические последствия миграции для стран-импортеров рабочей силы

Позитивные Негативные
1.Расширение  сферы приложения труда за  счет заполнения свободных рабочих  мест, которых собственное население  избегает. Удовлетворение потребностей  рынка в рабочей силе необходимой  квалификации. 1.Блокирование  внедрения трудосберегающих технологий  в результате использования более  дешевой рабочей силы
2.Повышение  конкурентноспособности производимых  страной товаров вследствие снжения  издержек производства, связанных  с более низкой ценой ИРС 2. Осложнение  ситуации на внутреннем рынке  рабочей силы,  усиление конкуренции  за рабочие места. Снижение  заработной платы местных работников,  маргинализация менее квалифицированных  работников.
3. Мультипликационный  эффект за счет роста производства  и стимулирования дополнительной  занятости. 3. Отток денежных  средств из страны, полученных  мигрантами в виде доходов.
5. Стимулирование  вертикальной мобильности местных  работников. 5. Возникновение  дополнительных условий для развития  «теневой экономики», коррупции.
6. Создание  предпосылок для привлечения  иностранных инвестиций и внедрения новых технологий. 6. Расходы на  социальные,  языковые, обучающие  адаптационные программы для мигрантов, возникновение иммигрантских гетто.

Источник: Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы. Уч. пособие. М., 2004. 

     Органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно проводят оценку эффективности использования иностранной рабочей силы (ИРС), которая предполагает анализ влияния ИРС на экономику и социальную  сферу субъекта Российской Федерации и производится в целях выработки политики в сфере привлечения и использования ИРС.18

     Направления оценки эффективности использования  ИРС

     Оценка  эффективности использования ИРС  производится по следующим направлениям:

     1.Оценка  влияния ИРС на экономическое  развитие субъекта Российской Федерации и расходы бюджета, связанные с привлечением и использованием ИРС.

     2.Оценка  влияния ИРС на рынок труда  субъекта Российской Федерации.

     3.Оценка  прочих показателей, связанных с пребыванием иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации.

     Показатели  для оценки эффективности использования  ИРС:

     1.Вклад  ИРС в экономическое развитие  региона в целом и по укрупненным  видам экономической деятельности

  • Динамика ВРП по региону сопоставляется с численностью привлекаемой ИРС в целом, что позволяет проследить тенденции привлечения ИРС во взаимосвязи с динамикой экономического развития субъектов Российской Федерации.
  • Вклад ИРС в экономическое развитие субъекта Российской Федерации в целом определяется  как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической  деятельности: оборот организаций, отгрузка товаров и услуг собственного производства в текущих ценах по виду экономической деятельности, умноженный на долю ИРС в численности занятых по соответствующему  виду экономической деятельности.

     2. Вклад ИРС в доходную часть бюджетов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с привлечением и использованием ИРС.

     Совокупные  бюджетные расходы, связанные с  привлечением и использованием ИРС(расходы  бюджета на оказание медецинской  помоши иностранным гражданам, содержпние детей иностранных граждан в  образовательных учреждениях, на поддержание  инфраструктуры, на депортацию  и  административное выдворение иностранных  работников). 

  • Совокупные бюджетные расходы, связанные с привлечением и использованием ИРС,  сопоставляются с вкладом ИРС в доходную часть бюджетов. Он  рассчитывается как объем НДФЛ, полученный с фонда заработной платы по видам деятельности, выплачиваемой ИРС

     3. Оценка доли ИРС в численности  занятых в субъекте Российской  Федерации.

  • Показатели доли иностранных работников в численности занятых по видам экономической деятельности сопоставляются с показателем совокупной (средней) доли ИРС в численности занятых по субъекту Российской  Федерации.Оценивается степень  зависимости отраслей от притока ИРС. Выявляются отрасли сотносительно высокой и отрасли с относительно низкой долей ИРС в численности занятых.

     4.Динамика  привлекаемой ИРС в сопоставлении  с динамикой занятости.

  • Показатели темпов роста численности ИРС и изменения доли ИРС в численности занятых сопоставляются с темпами роста численности занятых в субъекте Российской Федерации по годам. Анализ и сопоставление темпов роста численности ИРС и темпов роста числа занятых в экономике региона позволяет определить, растет ли привлечение ИРС в регион опережающими темпами по сравнению с темпами роста числа занятых или, наоборот, отстает от роста занятости. 

     5. Влияние ИРС на напряженность  рынка труда.

  • Показатели в данном разделе отражают степень давления мигрантов на рынок труда и соответствие объема и структуры спроса на рынке труда объему и структуре  предложения ИРС.

     5. Прочие показатели, связанные с  пребыванием иностранных работников  на территории субъекта Российской  Федерации (число преступлений, уровень  преступности, число нарушений трудового  законодательства) 

2.2. Инструменты регулирования международной иммиграции 

     Экономическое регулирование проводится с целью  определения необходимых стране/региону  категорий населения и численности трудовых ресурсов, а также мер экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.19

     Анализ  зарубежного опыта регулирования  миграционных процессов в целях  социально-экономического развития показывает, что страны, принимающие иностранную  рабочую силу, используют следующие  инструменты регулирования:

     - предъявление требований к качеству  рабочей силы (наличие сертификата  об образовании, стаж работы  по специальности);

     - введение возрастного ценза для  въезжающих;

     - проверка состояния здоровья  потенциальных мигрантов (предварительное  медицинское и психологическое  тестирования иностранных кандидатов);

     - прямое квотирование импорта  рабочей силы, выражающееся в  законодательно устанавливаемом  соотношении численности иностранных  работников и местного населения  или в других критериях;

     - национально-географические приоритеты, отражающие как предпочтительные  страны выхода иммигрантов, так  и регионы их вселения в  принимающей стране;

     - специальные программы, направленные  на привлечение иммигрантов;

     - система санкций, действующая  в отношении незаконных трудящихся-мигрантов,  а также лиц, занятых незаконным  импортом

     рабочей силы и работодателей, незаконно  использующих труд мигрантов.

     К основным методам регулирования  внешней трудовой миграции относят  административно-правовые, экономические  и оперативные. Первые включают в  себя меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов  в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправительственных соглашений по регулированию внешней  трудовой миграции. Меры экономического регулирования призваны создавать  мотивационные стимулы для оптимизации  миграционных потоков, в данном случае — трудовой миграции.

     Оперативные меры выполняют корректирующую и  координирующую функции, а также  осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.

     Процесс международной трудовой миграции в  настоящее время в той или  иной степени регулируется практически  во всех странах мира.

     В целом каждая страна вырабатывает свои инструменты регулирования иммиграционных потоков рабочей силы в зависимости  от типа выбранной иммиграционной политики:

     1) политики, базирующейся на ограничении  пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам);

Информация о работе Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ