Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 07:41, курсовая работа
Цель данной работы достигается с решением следующих задач:
◦Определение понятия трудовой миграции и степень вовлеченности России в данный процесс
◦Исследование порядка привлечения иностранных работников согласно российского законодательства с выделением существующих проблем и ограничений
◦Теоретическое освещение влияния трудовой миграции на страну-импортера рабочей силы
◦Характеристика ДФО как субъекта привлечения иностранной рабочей силы
Введение
Глава 1. Понятие трудовой миграции. Проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы………………………………...…………5
1.1 Понятие трудовой миграциии …………..……………………..…………….5
1.2 Порядок привлечения иностранной рабочей силы в РФ………….……..…7
1.3 Проблема незаконной трудовой миграции…………………...……………12
1.4 Опыт привлечения иностранной рабочей силы за рубежом…………...…14
Глава 2. Влияние иностранной рабочей силы на экономику принимающей страны……………………………………………………………………..…..……….17
2.1 Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы…..…17
2.2 Инструменты регулирования международной иммиграции………….…..21
Глава 3. Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ…..23
3.1 Состояние рынка труда в ДФО. Оценка целесообразности привлечения ИРС …………………………………………………………………………..………..23
3.2 Масштабы, формы и сферы привлечения ИРС в ДФО…………...……….26
3.3 Политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы………………………………………………………...…30
3.4 Государственое регулирование иностранной рабочей силы………….…..33
Заключение
Список использованных источников
Возникли
и усилились политические, демографические
и социальные факторы, которые в
той или иной степени содействовали
перемене места жительства на время
или же даже навсегда. Трудовая миграция
превратилась в сложный и многофакторный
процесс перемещения населения.
Это стало причиной обострения политических
и социально-экономических
Глава
2. Влияние иностранной
рабочей силы на экономику
принимающей страны
2.1.
Оценка эффективности
использования иностранной
рабочей силы
Международная миграция оказывает экономическое воздействие как на страны, принимающие рабочую силу, так и на отдающие ее. Во всем мире миграция населения все больше воспринимается как ресурс, от эффективного использования (или неиспользования) которого может в значительной степени зависеть успех экономического развития страны.16
Анализ взаимодействия миграции населения и экономического развития страны включает изучение следующих аспектов:17
- миграция и макроэкономические процессы: взаимосвязь миграции и роста валового внутреннего продукта, уровня заработной платы, инфляционных процессов, инвестиционной активности, спроса на товары, объемов собираемых налогов, взаимосвязь с другими макроэкономическими показателями; влияние денежных переводов мигрантов на платежный баланс страны;
-миграция и рынок труда: влияние миграционных процессов на уровень безработицы, спрос и предложение рабочей силы, конкуренцию за рабочие места между местным населением и мигрантами;
- миграция и занятость населения: структурные изменения в сфере занятости населения (по квалификации, сферам приложения труда, отраслям экономики), влияние миграции на численность трудовых ресурсов;
- миграция и латентные (скрытые) процессы: влияние миграции на теневую экономику, объемы незаконной занятости;
- миграция и социальная политика: государственные расходы на прием и социальную адаптацию мигрантов, их социальное обеспечение, создание дополнительной инфраструктуры.
Наиболее распространенными методами экономического анализа развития миграционных процессов являются: экономико-математическое моделирование, корреляционный и факторный анализ, сценарное прогнозирование, экспертные оценки.
Экономическая эффективность – это отношение результатов к затратам. Экономический эффект – это разница между результатами и затратами, величина не относительная, а абсолютная.
Применительно к миграции населения, экономическая эффективность представляет собой сопоставление в той или иной форме затрат государства на проведение миграционной политики с получаемыми социально-экономическими выгодами.
В общем виде экономический эффект от международной миграции населения для стран, принимающих иностранную рабочую силу можно представить в таблице. (таблица 1)
Табл.1. Возможные социально-экономические последствия миграции для стран-импортеров рабочей силы
Позитивные | Негативные |
1.Расширение
сферы приложения труда за
счет заполнения свободных |
1.Блокирование
внедрения трудосберегающих |
2.Повышение
конкурентноспособности |
2. Осложнение
ситуации на внутреннем рынке
рабочей силы, усиление конкуренции
за рабочие места. Снижение
заработной платы местных |
3. Мультипликационный
эффект за счет роста |
3. Отток денежных средств из страны, полученных мигрантами в виде доходов. |
5. Стимулирование
вертикальной мобильности |
5. Возникновение
дополнительных условий для |
6. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий. | 6. Расходы на социальные, языковые, обучающие адаптационные программы для мигрантов, возникновение иммигрантских гетто. |
Источник: Томилов
В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей
силы. Уч. пособие. М., 2004.
Органы исполнительной власти субъектов РФ ежегодно проводят оценку эффективности использования иностранной рабочей силы (ИРС), которая предполагает анализ влияния ИРС на экономику и социальную сферу субъекта Российской Федерации и производится в целях выработки политики в сфере привлечения и использования ИРС.18
Направления оценки эффективности использования ИРС
Оценка
эффективности использования
1.Оценка влияния ИРС на экономическое развитие субъекта Российской Федерации и расходы бюджета, связанные с привлечением и использованием ИРС.
2.Оценка влияния ИРС на рынок труда субъекта Российской Федерации.
3.Оценка прочих показателей, связанных с пребыванием иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации.
Показатели для оценки эффективности использования ИРС:
1.Вклад
ИРС в экономическое развитие
региона в целом и по
2. Вклад ИРС в доходную часть бюджетов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с привлечением и использованием ИРС.
Совокупные бюджетные расходы, связанные с привлечением и использованием ИРС(расходы бюджета на оказание медецинской помоши иностранным гражданам, содержпние детей иностранных граждан в образовательных учреждениях, на поддержание инфраструктуры, на депортацию и административное выдворение иностранных работников).
3. Оценка доли ИРС в численности занятых в субъекте Российской Федерации.
4.Динамика
привлекаемой ИРС в
5. Влияние ИРС на напряженность рынка труда.
5.
Прочие показатели, связанные с
пребыванием иностранных
2.2.
Инструменты регулирования
международной иммиграции
Экономическое
регулирование проводится с целью
определения необходимых
Анализ
зарубежного опыта
-
предъявление требований к
-
введение возрастного ценза
-
проверка состояния здоровья
потенциальных мигрантов (
-
прямое квотирование импорта
рабочей силы, выражающееся в
законодательно
-
национально-географические
-
специальные программы,
-
система санкций, действующая
в отношении незаконных
рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
К
основным методам регулирования
внешней трудовой миграции относят
административно-правовые, экономические
и оперативные. Первые включают в
себя меры национального
Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую функции, а также осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.
Процесс международной трудовой миграции в настоящее время в той или иной степени регулируется практически во всех странах мира.
В
целом каждая страна вырабатывает свои
инструменты регулирования
1)
политики, базирующейся на ограничении
пребывания иммигрантов в
Информация о работе Современные демографические процессы и рынок труда на ДВ