Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 18:28, реферат
Опыт Швеции пытаются повторить и другие страны. Так или иначе, идея всеобщего благосостояния волнует многих экономистов. Тем не менее, до сих пор Швецию не смогла превзойти ни одна европейская страна.
Разницу в оплате труда мужчин и женщин зачастую можно объяснить выбором профессии, сектором занятости, занимаемой должностью, стажем работы и возрастом. Однако не всегда она объяснима этими факторами и может быть связана с полом работника. В таком случае говорят о необоснованной разнице в оплате труда. В среднем месячная зарплата женщин, с учетом различий в выборе профессии и сектора занятости, составляет 93% от заработка мужчин. Наиболее заметна эта разница в частном секторе.
Экономическая и политическая власть
Политика
правительства в области
В профессиональной сфере растет доля женщин, занимающих руководящие должности. В Швеции доля женщин, управляющих частными акционерными компаниями, имеющими, помимо директора, более одного наемного работника, составила в 2007 г. 26%. Это на 17% больше, чем в 1990 г. Растет и процент женщин в советах директоров компаний, котирующихся на бирже; с 6% в 2002 г. эта доля возросла до 18% в 2008 г. Соответствующие цифры в общественном секторе еще выше. На муниципальном и областном уровнях, а также в центральных органах государственного управления женщины на руководящих постах составляют большинство — 52%. Почти половина депутатов шведского парламента (47%) и 10 из 22 министров в правительстве страны — женщины. В выборных органов муниципалитетов и областных советов женщины составляют 41%.
Насилие против женщин
В 2008 г. было зарегистрировано около 28 тыс. случаев насилия над женщинами со стороны мужчин. Число заявлений на протяжении ряда лет растет, так как женщины все чаще осмеливаются заявлять о подобных случаях. В 1980-е гг. в соответствующий раздел законодательства были внесены изменения, согласно которым женщина не может отозвать поданное ею в полицию заявление.
Женщины, нуждающиеся в помощи, могут обратиться во всешведскую организацию дежурных служб помощи женщинам и девочкам Roks, в ассоциацию дежурных служб помощи женщинам Kvinnojuren или в крупнейшую шведскую организацию, предоставляющую убежище женщинам, Alla Kvinnors Hus («Дом женщины»).
Всего
в Швеции около 160 убежищ и дежурных
служб помощи женщинам, работающих
преимущественно на добровольной основе.
Проводимая в Стокгольмском лене
операция «За неприкосновенность женщины»
(Operation Kvinnofrid) также способствует координации
усилий всех органов и организаций, чья
деятельность связана с помощью женщинам,
подвергшимся насилию.
В
Швеции медицинское обслуживание одинаково
доступно всем. Шведская система здравоохранения
финансируется
Средняя
продолжительность жизни в
Большую нагрузку на систему представляют хронические заболевания, требующие постоянного наблюдения и лечения — и зачастую медикаментозной терапии на протяжении всей жизни. К числу положительных факторов относится сравнительная непопулярность курения: почти 85% населения Швеции не курят.
Разделение ответственности
Шведская
система здравоохранения
Децентрализация здравоохранительных функций
Ответственность за предоставление медицинских услуг населению децентрализована и делегирована ландстингам, а в отдельных случаях — муниципалитетам. Ландстинг — это политический орган, представители в который избираются гражданами Швеции раз в четыре года в связи со всеобщими выборами. В соответствии с политическими установками Швеции ландстинг каждого лена обязан обеспечивать охрану здоровья и качественное медицинское обслуживание всего населения, а также способствовать улучшению состояния здоровья всего населения. В вéдении областных советов находится также предоставление зубоврачебной помощи местным жителям в возрасте до 20 лет.
Разделение функций медицинского обслуживания
Швеция разделена на 290 муниципалитетов, 18 ленов и два региона — Вестра Гёталанд и Сконе. (На острове Готланд, расположенном в Балтийском море, здравоохранительные функции ландстинга переданы муниципалитету.)
Между
муниципалитетами, ландстингами и регионами
нет никаких иерархических
Муниципалитеты Швеции также отвечают за уход за престарелыми непосредственно по месту их проживания или в специализированных учреждениях. В их задачу входит и предоставление помощи лицам с физическими и психическими нарушениями. Кроме того, муниципалитеты отвечают за предоставление помощи и услуг пациентам в послебольничный период, а также за медицинское обслуживание в школах.
Безопасность пациентов
Швеция участвует в обсуждении вопросов здравоохранения и медицинского обслуживания и за пределами ЕС, в частности, в рамках ВОЗ, ОЭСР, Совета Европы и Совета министров Северных стран. Многие проблемы, стоящие перед здравоохранением Швеции, дают о себе знать и в других странах. Сюда относятся такие вопросы, как доступность, качество, эффективность и финансирование. К числу приоритетных сфер принадлежит безопасность пациентов: Ассоциация органов муниципального и областного самоуправления Швеции в сотрудничестве со всеми регионами и ландстингами энергично осуществляет национальную кампанию, цель которой — обеспечить пациентам защиту от несчастных случаев, неправильного лечения и других инцидентов. Еще одной целью является сокращение вдвое случаев больничной инфекции к 2010 г.
Гарантия помощи в течение 90 дней
Длительные сроки ожидания запланированного лечения, например, удаления катаракты или замены тазобедренного сустава, долгое время были причиной недовольства пациентов. Поэтому в Швеции была введена гарантия своевременного лечения.
В 2005 г. между ландстингами и государством было достигнуто соглашение о введении гарантии своевременного лечения. Суть ее в том, что ни один пациент не должен ожидать назначенного ему лечения более 90 дней. В случае, если срок ожидания превышен, пациенту предоставляется лечение в другом месте за счет своего ландстинга, который обязан оплатить также и дорожные расходы.
С
принятием этой гарантии положение
дел улучшилось. Сводные данные о
сроках ожидания по состоянию на 31 декабря
2008 г. свидетельствуют, что 75% пациентов
получили лечение в течение 90 дней.
С целью дальнейшего улучшения
ситуации правительство, по согласованию
с Ассоциацией органов
Ландстинги
смогут получить свою долю от этого
миллиарда при условии, что они
обеспечат лечение в
Расходы на здравоохранение
Расходы на здравоохранение и медицинское обслуживание составляют в Швеции около 9% валового внутреннего продукта (ВВП) — показатель, остающийся довольно стабильным с начала 1980-х гг.
Эти
расходы сопоставимы с
Наиболее затратна первичная медицинская помощь
Расходы ландстингов на здравоохранение и медицинское обслуживание, включая и зубоврачебную помощь, составили в 2008 г. 186 миллиардов крон. Это на 9,2 миллиарда или 5,2% больше, чем в 2007 г. Наибольшая доля в росте расходов приходится на первичное медицинское обслуживание — сфера, в которой по сравнению с предшествующими годами отмечается возросшая потребность в общемедицинской и физиотерапевтической помощи.
Растет частный сектор медицинского обслуживания
В последнее время становится более обычной практика покупки ландстингами услуг у частных медицинских предприятий: 10% объема медицинского обслуживания, финансируемого ландстингами, приходится ныне на долю частного сектора. По условиям договора на этот сектор распространяются те же правила и ставки оплаты, какие действуют в государственных учреждениях здравоохранения.
Сопоставительный анализ: инструмент совершенствования
Основу
финансирования здравоохранения и
медицинского обслуживания составляют
муниципальные налоги, что жестко
ограничивает допустимый рост расходов.
Необходима строгая финансовая дисциплина,
а это требует максимально
эффективного использования имеющихся
ресурсов. Измерение показателей
работы ландстингов помогло добиться
улучшений, однако весьма высокая степень
децентрализации нередко
•
создаст надежную платформу для
общественной дискуссии и принятия
политических решений;
• облегчит ландстингам и муниципалитетам
организацию, управление и эффективизацию
здравоохранения;
• обеспечит общественности и пациентам
более широкий доступ к релевантной информации.
Уже получены статистические данные общегосударственного
уровня по таким показателям, как качество
медицинского обслуживания, безопасность
пациентов, сроки ожидания лечения, мнения
пациентов и стоимость лечения, а также
влияние на здоровье населения таких факторов,
как образ жизни, питание и состояние окружающей
среды. Тем самым становится возможным
сравнение между ландстингами. По ряду
показателей уже наблюдаются улучшения.
Один из них, смертность от инфарктов и
инсультов, почти во всех ленах уменьшился
более чем на два процента как среди мужчин,
так и среди женщин. Со времени начала
проекта растет выживаемость пациентов
с раком груди.
Организация здравоохранения
Медицинская помощь населению предоставляется прежде всего поликлиниками, располагающими медицинским персоналом разных категорий. В их числе врачи, медицинские сестры, акушерки, физиотерапевты и другой персонал. Такая организация делает обслуживание пациентов более эффективным и способствует коллективизму в работе. Пациент вправе выбрать себе врача по своему усмотрению. Существуют специализированные детские и женские консультации, а также консультации для молодежи различного профиля, включая планирование семьи.
Свободный выбор
Правом свободного выбора лечебного учреждения население Швеции пользуется с 2003 г. Это значит, что пациент может обратиться в любое лечебное заведение страны и лечиться там на тех же условиях, как и в своем лене. К январю 2010 г. во всех ленах завершится внедрение т.н. системы первого выбора при обращении в учреждения первичной медицинской сети. Соответствующее решение принято риксдагом, парламентом Швеции, в феврале 2009 г. Эта система позволяет пациентам по своему выбору обращаться в частные либо в муниципальные поликлиники. Любой провайдер медицинских услуг, удовлетворяющий требованиям ландстинга, вправе основать поликлинику, чьи затраты возмещаются из бюджета ландстинга. Поликлиники, в частности, обязаны предоставлять услуги социальных работников или психологов, общую медицинскую помощь на дому и неотложную помощь до 9 часов вечера. Все поликлиники получают одинаковое возмещение за прием каждого пациента.