Социальные программы Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Опыт Швеции пытаются повторить и другие страны. Так или иначе, идея всеобщего благосостояния волнует многих экономистов. Тем не менее, до сих пор Швецию не смогла превзойти ни одна европейская страна.

Файлы: 1 файл

Социальные программы Швеции.docx

— 905.80 Кб (Скачать)

    Разницу в оплате труда мужчин и женщин зачастую можно объяснить выбором  профессии, сектором занятости, занимаемой должностью, стажем работы и возрастом. Однако не всегда она объяснима этими  факторами и может быть связана  с полом работника. В таком  случае говорят о необоснованной разнице в оплате труда. В среднем  месячная зарплата женщин, с учетом различий в выборе профессии и  сектора занятости, составляет 93% от заработка мужчин. Наиболее заметна  эта разница в частном секторе.

    Экономическая и политическая власть

    Политика  правительства в области гендерного равенства преследует двоякую цель: обеспечить справедливое распределение властных полномочий и ресурсов между полами и создать условия, при которых мужчины и женщины обладают равным влиянием и равными возможностями.

    В профессиональной сфере растет доля женщин, занимающих руководящие должности. В Швеции доля женщин, управляющих частными акционерными компаниями, имеющими, помимо директора, более одного наемного работника, составила в 2007 г. 26%. Это на 17% больше, чем в 1990 г. Растет и процент женщин в советах директоров компаний, котирующихся на бирже; с 6% в 2002 г. эта доля возросла до 18% в 2008 г. Соответствующие цифры в общественном секторе еще выше. На муниципальном и областном уровнях, а также в центральных органах государственного управления женщины на руководящих постах составляют большинство — 52%. Почти половина депутатов шведского парламента (47%) и 10 из 22 министров в правительстве страны — женщины. В выборных органов муниципалитетов и областных советов женщины составляют 41%.

    Насилие против женщин

    В 2008 г. было зарегистрировано около 28 тыс. случаев насилия над женщинами  со стороны мужчин. Число заявлений  на протяжении ряда лет растет, так  как женщины все чаще осмеливаются заявлять о подобных случаях. В 1980-е  гг. в соответствующий раздел законодательства были внесены изменения, согласно которым  женщина не может отозвать поданное ею в полицию заявление.

    Женщины, нуждающиеся в помощи, могут обратиться во всешведскую организацию дежурных служб помощи женщинам и девочкам Roks, в ассоциацию дежурных служб помощи женщинам Kvinnojuren или в крупнейшую шведскую организацию, предоставляющую убежище женщинам, Alla Kvinnors Hus («Дом женщины»).

    Всего в Швеции около 160 убежищ и дежурных служб помощи женщинам, работающих преимущественно на добровольной основе. Проводимая в Стокгольмском лене операция «За неприкосновенность женщины» (Operation Kvinnofrid) также способствует координации усилий всех органов и организаций, чья деятельность связана с помощью женщинам, подвергшимся насилию. 
 
 
 
 
 
 
 

6.Здравоохранение в Швеции

    В Швеции медицинское обслуживание одинаково  доступно всем. Шведская система здравоохранения  финансируется налогоплательщиками  и отличается высокой степенью децентрализации. По сравнению с системами других стран того же уровня развития, она  весьма эффективна и обеспечивает результативное медицинское обслуживание при умеренных  капиталовложениях и контролируемых расходах.

    Средняя продолжительность жизни в Швеции продолжает расти. В 2008 году она составляла 78,6 лет у мужчин и 83,2 года у женщин. В известной мере это объясняется  сокращением смертности от сердечных  приступов и инсультов. Доля людей  в возрасте 80 лет и старше составляет в Швеции несколько более 5%. Это  значит, что в Швеции, наряду с  Италией, самый высокий процент  престарелого населения в Европе. Вместе с тем рождаемость в  Швеции непрерывно растет с конца 1990-х  гг. — демографический сдвиг, который  приведет к снижению относительной  доли престарелых в составе населения.

    Большую нагрузку на систему представляют хронические  заболевания, требующие постоянного  наблюдения и лечения — и зачастую медикаментозной терапии на протяжении всей жизни. К числу положительных  факторов относится сравнительная  непопулярность курения: почти 85% населения  Швеции не курят.

    Разделение  ответственности

    Шведская  система здравоохранения строится на принципе разделения ответственности  за охрану здоровья и медицинское  обслуживание населения между государством, областными советами (ландстингами) и  муниципалитетами. Обязанности ландстингов  и муниципалитетов определены Законом  об охране здоровья и медицинской  помощи (Hälso- och sjukvårdslagen, HSL). Закон предоставляет им значительную свободу выбора форм работы, тогда как централизующая роль государства сводится к установлению основополагающих принципов и формированию актуальной политики в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания. Способ осуществления этого — использование законов и декретов, а также выработка соглашений с Ассоциацией органов муниципального и областного самоуправления Швеции (SKL), представляющей ландстинги и муниципалитеты. 

    Децентрализация здравоохранительных  функций

    Ответственность за предоставление медицинских услуг  населению децентрализована и делегирована ландстингам, а в отдельных случаях  — муниципалитетам. Ландстинг —  это политический орган, представители  в который избираются гражданами Швеции раз в четыре года в связи  со всеобщими выборами. В соответствии с политическими установками Швеции ландстинг каждого лена обязан обеспечивать охрану здоровья и качественное медицинское обслуживание всего населения, а также способствовать улучшению состояния здоровья всего населения. В вéдении областных советов находится также предоставление зубоврачебной помощи местным жителям в возрасте до 20 лет.

    Разделение  функций медицинского обслуживания

    Швеция  разделена на 290 муниципалитетов, 18 ленов и два региона — Вестра Гёталанд и Сконе. (На острове Готланд, расположенном в Балтийском море, здравоохранительные функции ландстинга переданы муниципалитету.)

    Между муниципалитетами, ландстингами и регионами  нет никаких иерархических отношений, поскольку все они являются самостоятельными органами местного самоуправления и  сами отвечают за различные виды деятельности. Деятельность ландстингов примерно на 90% состоит в организации медицинского обслуживания, однако у них есть и другие функции, в частности, в области культуры и инфраструктурного строительства.

    Муниципалитеты  Швеции также отвечают за уход за престарелыми непосредственно по месту их проживания или в специализированных учреждениях. В их задачу входит и предоставление помощи лицам с физическими и психическими нарушениями. Кроме того, муниципалитеты отвечают за предоставление помощи и услуг пациентам в послебольничный период, а также за медицинское обслуживание в школах. 

    Безопасность  пациентов

    Швеция  участвует в обсуждении вопросов здравоохранения и медицинского обслуживания и за пределами ЕС, в частности, в рамках ВОЗ, ОЭСР, Совета Европы и Совета министров Северных стран. Многие проблемы, стоящие перед  здравоохранением Швеции, дают о себе знать и в других странах. Сюда относятся такие вопросы, как  доступность, качество, эффективность  и финансирование. К числу приоритетных сфер принадлежит безопасность пациентов: Ассоциация органов муниципального и областного самоуправления Швеции в сотрудничестве со всеми регионами  и ландстингами энергично осуществляет национальную кампанию, цель которой  — обеспечить пациентам защиту от несчастных случаев, неправильного  лечения и других инцидентов. Еще  одной целью является сокращение вдвое случаев больничной инфекции к 2010 г.

    Гарантия  помощи в течение 90 дней

    Длительные  сроки ожидания запланированного лечения, например, удаления катаракты или  замены тазобедренного сустава, долгое время были причиной недовольства пациентов. Поэтому в Швеции была введена  гарантия своевременного лечения.

    В 2005 г. между ландстингами и государством было достигнуто соглашение о введении гарантии своевременного лечения. Суть ее в том, что ни один пациент не должен ожидать назначенного ему  лечения более 90 дней. В случае, если срок ожидания превышен, пациенту предоставляется лечение в другом месте за счет своего ландстинга, который обязан оплатить также и дорожные расходы.

    С принятием этой гарантии положение  дел улучшилось. Сводные данные о  сроках ожидания по состоянию на 31 декабря 2008 г. свидетельствуют, что 75% пациентов  получили лечение в течение 90 дней. С целью дальнейшего улучшения  ситуации правительство, по согласованию с Ассоциацией органов муниципального и областного самоуправления Швеции, приняло решение ежегодно в период с 2010 по 2012 г. выделять на эти нужды  дополнительно по одному миллиарду  крон (ок. 4 млрд. руб.).

    Ландстинги  смогут получить свою долю от этого  миллиарда при условии, что они  обеспечат лечение в установленные  сроки не менее чем 80 процентам  своих пациентов. Они также обязаны  предоставлять сведения о сроках ожидания в новую государственную  базу данных.

    Расходы на здравоохранение

    Расходы на здравоохранение и медицинское  обслуживание составляют в Швеции около 9% валового внутреннего продукта (ВВП) — показатель, остающийся довольно стабильным с начала 1980-х гг.

    Эти расходы сопоставимы с соответствующими показателями большинства других европейских  стран. Напротив, в США затраты  на здравоохранение почти вдвое  выше. Основная часть расходов на здравоохранение  и медицинское обслуживание оплачивается в Швеции из бюджета ландстингов  и муниципалитетов, формируемого за счет налогов. Другим источником финансирования являются государственные дотации, тогда как плата, взимаемая с  пациентов, составляет лишь незначительный процент от общей суммы расходов.

    Наиболее  затратна первичная медицинская помощь

    Расходы ландстингов на здравоохранение  и медицинское обслуживание, включая  и зубоврачебную помощь, составили  в 2008 г. 186 миллиардов крон. Это на 9,2 миллиарда или 5,2% больше, чем в 2007 г. Наибольшая доля в росте расходов приходится на первичное медицинское обслуживание — сфера, в которой по сравнению с предшествующими годами отмечается возросшая потребность в общемедицинской и физиотерапевтической помощи.

    Растет  частный сектор медицинского обслуживания

    В последнее время становится более  обычной практика покупки ландстингами услуг у частных медицинских  предприятий: 10% объема медицинского обслуживания, финансируемого ландстингами, приходится ныне на долю частного сектора. По условиям договора на этот сектор распространяются те же правила и ставки оплаты, какие  действуют в государственных  учреждениях здравоохранения. 

    Сопоставительный  анализ: инструмент совершенствования

    Основу  финансирования здравоохранения и  медицинского обслуживания составляют муниципальные налоги, что жестко ограничивает допустимый рост расходов. Необходима строгая финансовая дисциплина, а это требует максимально  эффективного использования имеющихся  ресурсов. Измерение показателей  работы ландстингов помогло добиться улучшений, однако весьма высокая степень  децентрализации нередко приводит к ощутимому недостатку сводных  данных на национальном уровне. По этой причине Государственное управление здравоохранения и социальной защиты и Ассоциация органов муниципального и областного самоуправления Швеции разрабатывают модель сравнения  целей и оценки результатов, которая:

    • создаст надежную платформу для  общественной дискуссии и принятия политических решений; 
• облегчит ландстингам и муниципалитетам организацию, управление и эффективизацию здравоохранения; 
• обеспечит общественности и пациентам более широкий доступ к релевантной информации.  
Уже получены статистические данные общегосударственного уровня по таким показателям, как качество медицинского обслуживания, безопасность пациентов, сроки ожидания лечения, мнения пациентов и стоимость лечения, а также влияние на здоровье населения таких факторов, как образ жизни, питание и состояние окружающей среды. Тем самым становится возможным сравнение между ландстингами. По ряду показателей уже наблюдаются улучшения. Один из них, смертность от инфарктов и инсультов, почти во всех ленах уменьшился более чем на два процента как среди мужчин, так и среди женщин. Со времени начала проекта растет выживаемость пациентов с раком груди.

    Организация здравоохранения

    Медицинская помощь населению предоставляется прежде всего поликлиниками, располагающими медицинским персоналом разных категорий. В их числе врачи, медицинские сестры, акушерки, физиотерапевты и другой персонал. Такая организация делает обслуживание пациентов более эффективным и способствует коллективизму в работе. Пациент вправе выбрать себе врача по своему усмотрению. Существуют специализированные детские и женские консультации, а также консультации для молодежи различного профиля, включая планирование семьи.

    Свободный выбор

    Правом  свободного выбора лечебного учреждения население Швеции пользуется с 2003 г. Это значит, что пациент может  обратиться в любое лечебное заведение  страны и лечиться там на тех же условиях, как и в своем лене. К январю 2010 г. во всех ленах завершится внедрение т.н. системы первого  выбора при обращении в учреждения первичной медицинской сети. Соответствующее  решение принято риксдагом, парламентом  Швеции, в феврале 2009 г. Эта система  позволяет пациентам по своему выбору обращаться в частные либо в муниципальные  поликлиники. Любой провайдер медицинских  услуг, удовлетворяющий требованиям  ландстинга, вправе основать поликлинику, чьи затраты возмещаются из бюджета  ландстинга. Поликлиники, в частности, обязаны предоставлять услуги социальных работников или психологов, общую медицинскую помощь на дому и неотложную помощь до 9 часов вечера. Все поликлиники получают одинаковое возмещение за прием каждого пациента.

Информация о работе Социальные программы Швеции