Социальные программы Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 18:28, реферат

Краткое описание

Опыт Швеции пытаются повторить и другие страны. Так или иначе, идея всеобщего благосостояния волнует многих экономистов. Тем не менее, до сих пор Швецию не смогла превзойти ни одна европейская страна.

Файлы: 1 файл

Социальные программы Швеции.docx

— 905.80 Кб (Скачать)
 

 

 

 

Введение

 

    Швеция  считается одним из самых успешных государств Европы. Высочайшие достижения в экономической и социальной сфере показали, что методы управления этим государством вполне себя оправдывают. Социальные услуги Швеции – эталон для всего остального мира, а уровень  жизни в ней едва ли не самый  высокий в Европе. Среди экономистов  прижился термин «Шведская модель». Она сочетает в себе высокую занятость  населения, приближенную к полной и стабильное состояние цен. Достигается это ограничительной политикой в сфере экономики, контролируемыми капиталовложениями, поддержанием уровня занятости на необходимом уровне. Достижения страны формировались историческими путями, а еще и национальным характером государства. Дело в том, что территория Швеции занимает четвертое место после Украины, Франции, Испании по размерам. Государство имеет прямые выходы к морю, а более половины ее территории – леса. В Швеции – мягкий климат, умеренные осадки зимой, обильные – летом. Земля там достаточно плодородная, богатая полезными ископаемыми. Многие их них идут на экспорт, что составляет солидных доход для государства.

    В стране сравнительно небольшое население, около десяти миллионов, что совсем немного для такой территории. При этом средний доход жителя страны – около двадцати пяти тысяч  долларов США в год.

    В стране давно, еще после второй мировой  войны, сформировалась идеология общего благосостояния, которая поддерживается до сих пор. Страна поддерживает смешанную  экономику, в которой успешно  сосуществуют частная, кооперативная  и государственная системы. Капитал  накапливается внутри страны, равномерно распределяясь по всем экономически-важным точкам.

    Опыт  Швеции пытаются повторить и другие страны. Так или иначе, идея всеобщего  благосостояния волнует многих экономистов. Тем не менее, до сих пор Швецию не смогла превзойти ни одна европейская  страна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  политика

    Еще в предвоенные 30-е годы шведы выработали собственную оригинальную внутреннюю политику. Пока Англия и Франция, Бельгия  и Голландия продолжали перекачивать в метрополии богатства своих  колоний, пока Германия строила и  осуществляла планы мирового господства, Швеция руководствовалась тщательно  продуманной политикой, получившей название «Дом народа». Ее главные устои  — социальный мир, совместные и согласованные  усилия всех социальных слоев и групп, всех территориальных единиц, всей нации во имя всеобщего благополучия, благоденствия народа. Она не исключала  возможность социальных конфликтов, — и они действительно возникали, — но предусматривала набор политических инструментов для их своевременного урегулирования на основе компромисса.

    Политика  эта как нельзя лучше отвечала не только возможностям и ресурсам страны, но и традиционному шведскому  менталитету с его рациональностью, честностью, законопослушанием, человеческим достоинством, привычкой решать свои жизненные проблемы собственными силами, уважительным отношением к собственности  и мнению других. Это обстоятельство почему-то очень редко принимается  во внимание, когда рассуждают о  шведской модели. Между тем любая  национальная модель развития приносит плоды тогда и только тогда, когда  она оптимально сочетает не только общемировые тенденции, но и национальные традиции.

    В послевоенные десятилетия, прежде всего  — благодаря усилиям стоявших у власти социал-демократов, в Швеции на базе интенсивно развивающейся экономики  была создана одна из самых надежных социальных систем, которая служила  и служит эффективным средством  перераспределения доходов, надежной сетью, поддерживающей человека — с  момента рождения до гробовой доски. Скрупулезно были проанализированы все ви-ды выплат, которые приходится делать гражданам, и законодательно определены размеры пособий в зависимости от уровня доходов. Эта система, получившая название шведского социализма, была более привлекательной, чем во многих других развитых странах, и она очень быстро стала своего рода магнитом, который притягивал на Скандинавский полуостров людей из других стран и континентов.

    Тем более что социальная помощь охватывала не только собст-венно шведских граждан, но и тех, кто получал вид на жительство, политическое убежище, словом, законное право жить в Швеции.

    Статус  иммигранта (invandrare) или беженца (flykting) — в обиходе всех их называют инвандраре, — дает право на получение ежемесячного пособия на каждого ребенка до 18 лет, пособий на квартирную плату, по безработице (если проработал не менее полугода и при этом платил взносы в специальную кассу), а также индексированные пенсии по старости. После 3-х лет проживания в Швеции иммигранты имеют право (активное и пассивное) участвовать в коммунальных и областных выборах, а после 5 лет могут обращаться с просьбой о гражданстве.

    Одновременно  действовал и другой фактор — гуманная, либеральная политика в вопросах приема новых иммигрантов, предоставления убежища по-литическим и экономическим беженцам, посильная забота о них, особенно —о детях. Это — добрая шведская традиция. Сюда с 30-х годов устремились беженцы от фашизма, включая евреев, преследуемых в Германии и оккупированных странах. Сюда направились десятки тысяч финнов накануне вступления Советской Армии в Финляндию в 1944 г. А где укрывались от военного призыва американцы в годы вьетнамской войны?

    В благополучную Швецию стремились люди со всего мира в поисках работы, здесь искали убежища те, кто стал на родине жертвой межнациональных  конфликтов. До начала 70-х годов большинство  иммигрантов были рабочие, которые  в организованном порядке приезжали  на работу на шведских предприятиях из Италии, Германии, Венгрии, Югославии, Турции. В последующие годы преобладающая  часть приезжих — беженцы из районов конфликтов и гражданских войн стран Латинской Америки, Азии, Африки и Европы. Механизм человеческих конфликтов лучше любых СМИ сообщал, что в Швеции можно жить, учить детей и самим учиться, как минимум, изучать в специальных школах шведский язык, находиться под защитой закона, а если повезет — то и работать.

    Еще недавно можно было сказать, что  Швеция отличается этнической и религиозной  однородностью, хотя с давних времен в стране живет значительная группа финнов, а на севере исстари проживает  небольшая по численности (сейчас —  около 15 тыс.) народность саамов (лопарей). В настоящее время из 8,8 млн. населения  более 1 млн. являются иммигрантами или  имеют хотя бы одного родителя-иммигранта.

    Иммиграция  видоизменяет не только облик и демографический  состав городов Швеции, но и преображает  общую картину религиозной жизни.

    Если  раньше подавляющее большинст-во населения — 98% принадлежало государственной евангелическо-лютеран-ской Шведской церкви, то теперь ее членами состоят 86,5% граждан, и это число постоянно снижается, так как увеличивается удельный вес граждан, исповедующих ислам, католицизм и православие. В настоящее время в Швеции проживает примерно 250 тыс. мусульман, различающихся между собой по этническому признаку, языку и религиозной принадлежности (шииты, сунниты), 150 тыс. католиков разных национальностей и свыше 100 тыс. православных, состоящих в 13 национальных общинах.

    Нередко можно встретить утверждения, что  изменившиеся демографические пропорции  уже дают основание считать Швецию многонациональной, мультикультурной страной. Но это, конечно, преувеличение. По некоторым прогнозам, в 2000 г. каждый второй новорожденный может быть иммигрантского происхождения. Существенно и то, что новые шведские граждане концентрируются в отдельных коммунах.

    Именно  в таких местах прежде всего возникают проблемы и конфликты, связанные с взаимодействием культур, цивилизационных установок. Несмотря на значительные усилия правительства, нерешенных проблем остается много, в том числе и в обеспечении гражданам свободы религиозной деятельности. Если относительно малочисленные и бедные православные общины зачастую для своих религиозных нужд снимают на несколько часов в неделю церковные здания у местных протестантских общин, то с мусульманами дело оказывается сложнее. Местные власти сравнительно просто решают вопрос о школьной еде, соответствующей исламским традициям, об отдельных для мальчиков и девочек занятиях физкультурой в школе, но проблема мусульманских кладбищ и особенно строительства мечетей нередко вызывает недовольство шведского населения, хотя оно не всегда проявляется открыто из-за опасения обвинений в расизме. В принципе, большинство шведов — убежденные приверженцы свободы религиозной деятельности, и готовы уважать традиции своих новых сограждан.

    Однако  есть случаи, когда строительство  новых мечетей встречает открытое сопротивление шведской общественности, выступающей против сегрегации, которая  непременно следует за открытием  нового мусульманского центра, а главное  — против изменений культурно-исторического  и архитектурного облика своего района, города.

    Так, жители южного Стокгольма — Седермальма — образовали союз «Друзей Седермальма», который борется с планом возведения здесь мечети. Но мусульманская община уже приобрела расположенное здесь бывшее здание электростанции, которое в ближайшем будущем должно быть переоборудовано под мечеть.

Экономические и социальные достижения Швеции

    Швеция  выделяется среди других стран своими большими экономическими и социальными  достижениями. По объему социальных услуг  она занимает одно из первых (если не первое) мест в мире. В течение  длительного времени успешно  развивалась экономика страны. По уровню жизни она опережает почти  все государства мира. Поэтому  исторический, экономический и социальный опыт развития Швеции представляет несомненный  интерес для других стран.

    В последнее время резко возрос интерес к Швеции в широких  кругах советской общественности. Все  чаще упоминается шведская модель развития в советской литературе, в выступлениях экономистов и народных депутатов. Все чаще говорят о необходимости  ее изучения и возможного использования  некоторых ее элементов в происходящей перестройке советского общества как в экономической, так и в социальной сферах. Вместе с тем от частого и не всегда корректного применения этот термин приобрел разные смысловые оттенки, при этом зачастую трудно понять, что конкретно имеется в виду. Откуда она взялась, шведская модель, что она действительно собою представляет и какой накопленный в ее рамках опыт можно перенять? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.

    В течение длительного времени  советский читатель получал очень  мало информации о Швеции, а если она и была, то носила преимущественно  негативный характер, а объективных  данных было немного. В последнее  время в связи с развернувшимися  процессами перестройки и гласности  появилась другая крайность: превозносить достижения Швеции, упоминая ее к месту  и не к месту, а в ряде случаев  было и искажение реального положения  дел в этой стране. Поэтому советский  читатель заинтересован в реальной информации о Швеции, о ее достижениях  и проблемах.

    На  сайте использованы информационные материалы шведского института, “Скандинависка эншильда банкен”, официальных статистических справочников Швеции, северных стран и ОЭСР. При изложении сущности шведской модели учитывалась точка зрения шведских ученых, в частности Р. Мейднера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальные  программы Швеции

1.Высшее образование и наука:  
Швеция — страна интеллектуального роста

    В Швеции все больше людей, желающих получить высшее образование. Число поступающих  на учебу по полной программе за последние пять лет возросло почти  на 85 000 человек. Что же касается научных  исследований, цель Швеции — быть одной  из самых передовых стран мира в области НИОКР. 

 
В физической лаборатории  Лундского университета, Швеция.  
Фото: Микаэль Риседаль/Лундский Университет
 

    Осенью 2010 г. общее число заявлений о  приеме в университеты и другие высшие учебные заведения Швеции достигло 374 тысяч, что на 4% превысило уровень 2009 г. Из них было принято 240 тысяч. Шведская система высшего образования  финансируется преимущественно  из налоговых средств. До последнего времени это распространялось на всех студентов, независимо от их гражданства. Однако с 2011 г. для иностранных студентов, кроме граждан ЕС/ЕЭЗ и Швейцарии, установлена плата за обучение. Правительство  считает, что шведские высшие учебные  заведения должны конкурировать  с вузами других стран за счет качества обучения, а не его бесплатности.

    Привлекательные стипендиальные программы

    Чтобы сделать возможным обучение в  Швеции и для тех студентов, которые  не могут платить за него самостоятельно, правительство предусматривает  ассигнования для финансирования двух стипендиальных программ. Одну из них, в объеме 30 млн крон в год, будет администрировать Шведский институт. Стипендии в рамках этой программы, покрывающие стоимость жизни и плату за обучение, будут предоставляться перспективным студентам из стран, с которыми у Швеции существует долгосрочное сотрудничество в области развития. Другая программа ориентирована на перспективных студентов из стран, не входящих в ЕС/ЕЭЗ.

    Стипендии в рамках второй из упомянутых программ предназначены для покрытия платы  за обучение. Соответствующие средства выделяются университетам и другим высшим учебным заведениям, предоставляющим  стипендии студентам, при посредстве государственного Международного центра образовательных программ (Internationella programkontoret).

Информация о работе Социальные программы Швеции