Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 18:28, реферат
Опыт Швеции пытаются повторить и другие страны. Так или иначе, идея всеобщего благосостояния волнует многих экономистов. Тем не менее, до сих пор Швецию не смогла превзойти ни одна европейская страна.
Задачи системы высшего образования
Задачи системы высшего образования Швеции определяются главным образом Законом о высшем образовании (Högskolelagen) и Положением о высших учебных заведениях (Högskoleförordningen). Этими актами устанавливается, что обучение в университетах и других высших учебных заведениях Швеции должно осуществляться в соответствии с научными принципами. Обучение должно обеспечивать студентам:
Студентам
с функциональными
Больше свободы
С 1 января 2011 г. вступила в силу реформа, расширяющая автономию шведских университетов и других высших учебных заведений. Это позволит им улучшить свои показатели в условиях жесткой конкуренции на международном образовательном рынке. К числу других новшеств, предусматриваемых реформой, относится наделение высших учебных заведений бóльшими полномочиями в определении своей собственной структуры и внутреннего распорядка. В системе высшего образования действуют два обязательных к соблюдению принципа: решения, основывающиеся на экспертном мнении, должны приниматься на основании независимых заключений двух лиц, обладающих надлежащей компетенцией в соответствующей области науки или искусства, а студенты пользуются правом представительства при принятии решений по вопросам, касающимся образовательного процесса или затрагивающим интересы студентов в других отношениях.
В
связи с реформой вводится новая
система обеспечения качества образования
для улучшения показателей
Финансирование
Финансирование шведских университетов и других высших учебных заведений на восемьдесят процентов осуществляется из государственного бюджета, причем 65% этих средств направляется им в виде прямых государственных дотаций. Еще 7% поступает из других общественных фондов. Тем самым почти 88% бюджета высшей школы составляют государственные средства. Остальное покрывается за счет частных источников финансирования и собственных доходов высших учебных заведений. По данным за 2009 г. суммарные затраты в системе высшего образования Швеции составили 54,1 млрд крон.
Студенты в библиотеке
Стокгольмского университета.
Фото: Plattform/Johnér
Единые цели Европы
В результате Болонского процесса в шведской системе высшего образования произошли существенные перемены. Цель его — создание единого европейского пространства в сфере высшего образования (ЕПВО).
Болонская декларация упростила порядок обучения за границей для европейских студентов.
Болонская
декларация получила свое название по
месту встречи европейских
ходе Болонского процесса риксдаг, парламент Швеции, проголосовал за ратификацию Лиссабонской конвенции о взаимном признании подписавшими ее государствами квалификационных документов, относящихся к высшему образованию. Еще одним результатом этого процесса является то, что все выпускники высших учебных заведений отныне получают приложение к диплому, облегчающее сопоставление степеней при продолжении образования или поступлении на работу за границей.
Новая структура
В
рамках гармонизации своей системы
высшего образования с
Дополнительную информацию о структуре высшего образования в Швеции можно получить на сайте Государственного управления высшего образования .
Растут доходы
В 2009 г. доходы университетов и других высших учебных заведений от научных исследований и подготовки научных работников составили почти 30 млрд крон – на 7% больше, чем в предшествующем году.
Большой частью этого роста они обязаны значительному увеличению государственного финансирования научноисследовательских работ на период 2009-2012 гг., но в равной мере рост доходов приходится и на поступления от негосударственных организаций.
Увеличился и вклад Евросоюза. В 2009 г. высшие учебные заведения Швеции получили от ЕС финансирование в объеме около 1.3 млрд крон.
Крупные инвестиции в НИОКР
Швеция
стремится быть в числе ведущих
стран в области НИОКР и
одной из самых наукоемких экономик
в мире, в которой
Швеция направляет около 4% своего ВВП, то есть около 8 000 крон на душу населения (около 1100 долларов США, или 850 евро) на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, благодаря чему ей удалось занять ведущее положение в ряде отраслей. Одна из них — экотехнологии, и в особенности ограничение выбросов и обработка вредных веществ в промышленности. Другой областью, в которой Швеция обладает высокой компетенцией, являются исследования и разработки в сфере нанотехнологий. Ряд шведских компаний, такие как ABB, Sandvik, Höganäs, вышли в число лидеров рынка на этом направлении.
Стремясь повысить конкурентный статус Швеции, правительство ассигновало на период 2009–2012 гг. около 110 млрд крон на научно-исследовательскую и инновационную работу.
Шведские
научно-исследовательские и
Четыре государственных учреждения непосредственно занимаются финансированием научных исследований и разработок:
Шведский совет по научным исследованиям (Vetenskapsrådet). В 2009 г. через него на поддержку исследований в области естественных наук, технологии, медицины, гуманитарных и общественных наук было направлено около 4 млрд крон.
1
шв. крона (SEK) = 0,11 долл.
США (USD) или 0,15 евро (EUR) [янв. 2011]
В Швеции приняты 16 генеральных целей в отношении качества окружающей среды, которые должны быть достигнуты не позднее 2020 года. Усилия по их реализации составляют самое существо экологической политики правительства.
Чистый
воздух и защитный озонный слой включены
в список качественных целей экологической
политики Швеции.
Фото: Johnér Bildbyrå
Швеция была одной из первых стран, где утвердилась идея устойчивого развития. Уже в 1960-х гг. здесь поняли, что нужно противодействовать быстрому истощению природных ресурсов, и выступили с инициативой проведения первой конференции ООН по проблемам окружающей среды. Она состоялась в Стокгольме в 1972 г. С тех пор Швеция неустанно борется за решение экологических проблем – как на национальной, так и на международной арене. Бюджетные ассигнования Швеции на охрану окружающей среды на 2010–2012 гг. превысили 5 млрд крон в год (744 млн долларов США, 558 млн евро).
Принципиальная задача экологической политики Швеции состоит в том, чтобы оставить в наследство следующему поколению общество, в котором основные экологические проблемы решены. Эта политика основывается на 16 целях в отношении качества окружающей среды, ЦКОС, утвержденных риксдагом (шведским парламентом) и правительством страны. Эти цели должны формулироваться исходя из критериев их достижимости, в частности, с учетом того обстоятельства, что восстановление природной среды представляет собой длительный процесс.
С
целью оказания содействия правительству
в осуществлении его
Исходя из нынешнего положения дел, правительство считает, что при внедрении некоторых дополнительных мер возможно достижение 11 из 16 ЦКОС. Ожидается, что одна из остающихся пяти целей – защитный озонный слой – также может быть достигнута в ближайшем будущем. Однако прочие четыре цели – сокращение воздействия на климат, нетоксичная окружающая среда, доброкачественная неприродная среда и богатое разнообразие растительной и животной жизни – считаются труднодостижимыми. Их реализация проблематична даже в случае принятия дополнительных мер.
Начиная с 2002 г., координацию и текущий контроль за реализацией мер по достижению ЦКОС осуществлял особый государственный орган, Совет по экологическим целям. Теперь эти функции переданы Шведскому государственному управлению охраны окружающей среды. Однако результаты работы по реализации 16 генеральных целей экологической политики будут, как и прежде, представляться на портале
www.miljomal.se.
В
настоящее время главную
На сегодняшний день уровень выбросов парниковых газов в Швеции один из самых низких по Евросоюзу и ОЭСР как в расчете на душу населения, так и по отношению к ВВП. К 2020 г. уровень выбросов в Швеции планируется сократить на 40% по сравнению с 1990.
По данным за 2008 г. объем выбросов парниковых газов в Швеции составил 64 млн тонн в пересчете на двуокись углерода, то есть несколько ниже, чем в 2007 г. – на два с небольшим миллиона тонн. Ожидается, что этот уровень останется примерно таким же на протяжении всего периода 2008-2012 гг., однако не исключено и дальнейшее снижение в результате финансового кризиса последних лет и экономического спада. Промежуточная цель на текущий период, установленная риксдагом, предполагает сокращение выбросов не менее чем на 4% по сравнению с уровнем 1990 г. По оценкам Совета по экологическим целям она, по всей вероятности, будет достигнута.
«Год
природы» – это совместный проект,
инициированный двумя десятками
государственных учреждений и заинтересованных
организаций в ознаменование
столетия со времени создания в Швеции
первых национальных парков и принятия
природоохранного законодательства. Так
как эта годовщина совпала
с Международным годом