Собственность: экономическое содержание и юридические формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие собственность, ее экономическое содержание и юридические формы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I Экономическое и юридическое содержание отношений собственности…………..4
1.1 Собственность как экономическая система………………………………………………...4
1.2 Правовые отношения собственности………………………………………………………6
1.3 Теории прав собственности………………………………………………………………....8
Глава II Классификация форм собственности и статистика распределения российских предприятий………………………………………………………………………………………11
2.1 Юридические формы собственности……………………………………………………….11
2.2 Распределение предприятий и организаций по формам собственности …………………19
Глава III Особенности преобразования собственности в России и перспективы ее развития……………………………………………………………………………………………28
3.1 Приватизация: понятие и этапы в России…………………………………………………..28
3.2. Современные тенденции развития собственности…………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………...32
Список литературы ……………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

собственност юрид.формыи экономич хар-ка.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

Источники: (Правительство Российской Федерации, 2010, 2009, 2008, 2007; ИЭПП, 2010, гл. 5.1, табл. 4, 5 и 7), подготовленные на основе планов приватизации российского правительства в предыдущие годы.

* За исключением тех компаний, в которых государство владеет  только «золотой» акцией (последняя  строка).

** Указано число предприятий  с «золотой» акцией федерального  правительства, в которых оно  не владеет обыкновенными акциями. Для 2003 и 2004 гг. доступно только общее число «золотых» акций, находящихся в собственности федерального правительства (542 - на 1 августа 2003 г. и 750 - на 1 января 2004 г.). Число фирм с «золотыми» акциями указано на 1 января 2005 и 2006 гг.

Как показано в п. 2.1, в некоторых случаях правительство также старалось в последние годы выкупать ранее приватизированные фирмы и, в большинстве случаев, устанавливать мажоритарный контроль над этими предприятиями. В целом, данные табл. 2 отражают политику российского правительства в области приватизации миноритарных долей в фирмах из нестратегических секторов и установлению или поддержанию контроля над стратегическими активами. В 2010 г. 61% всех пакетов федерального правительства в ОАО составляли мажоритарные (превышающие 50%) по сравнению с 25,2% в 2007 г. и только 16% в 2003 г.

Данные о размере государственных  пакетов могут быть дополнены  информацией из обследования ВШЭ 2007 г.: среди 93 фирм в выборке, принадлежащих федеральному правительству 32 (34,4%), были мажоритарными. Это отличается от ситуации, которая складывается в компаниях, где владельцами акций являются региональные или муниципальные органы власти. Из 63 таких компаний в выборке только в 10 (15,9%) этот пакет превышал 50%. Большинство пакетов регионального или муниципального правительства на самом деле представляли собой малые миноритарные пакеты (58,7 из них были меньше 10%), тогда как пакеты федерального правительства были меньше 10% лишь в 20,4% случаев.

Картина доли государственные предприятия  станет более полной, если мы рассмотрим данные о доли предприятий с государственным участием в общей занятости, основном капитале, инвестициях и промышленном производстве. В табл. 3 приводятся данные о занятости за период с 1990 по 2010 г.

Доля людей, занятых в компаниях  с государственной и смешанной (российской) собственностью, стабильно снижалась с 86% в 1990 г. до 38% в 2010 г. Стоит вспомнить, что категория «государственных» включает государственные учреждения, когда они представляют собой самостоятельные юридические лица, например университеты или больницы.                                                                                                      

                                                                                                                                    Таблица 3

                                 Число занятых на предприятиях с разными формами собственности

Показатели

1990

1997

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общая среднего довая численность  занятых, в тыс. чел.

75325

66330

64517

64980

65574

65979

66407

66792

67174

68019

68458

В том числе по формам собственности:

                     

государственная и муниципальная, в %

82,6

42,2

37,8

37,3

36,9

36,3

35,5

33,7

32,8

32,1

31,4

смешанная государственная и частная, российская, в %

4,0

22,2

12,6

11,6

9,6

9,3

8,5

7,8

7,2

6,7

6,3

частная, российская, в %

12,5

34,3

46,1

47,7

49,6

50,2

51,8

54,1

55,4

56,3

57,3

общественные и религиозные  организации, в %

0,8

0,7

0,8

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,5

иностранная и совместная российская и иностранная, в %

0,1

0,6

2,7

2,6

3,1

3,5

3,5

3,8

4,0

4,3

4,5


Источник: (Росстат, 2005, 2011)                                                                   

 

                                                                                                                                  Таблица 4

                              Основной капитал - доли частной и государственной собственности*

Показатели

1990

1998

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Основные фонды (на начало года)

1834

13072

20241

24431

30329

2541

38366

43823

54246

60473

в том числе, % государственная собственность

91

23

26

27

30

23

23

23

25

24

частная собственность

9

77

74

73

70

77

77

77

75

76


*Данные за1990 г. - в млн руб., 1998-2003 гг. - в трлн руб., 2004-2010 гг. - в млрд руб.

Источник: (Росстат, 2005, 2011).

Для определения доли государственные  предприятия в совокупном капитале российской экономики, Росстат использует иную классификацию государственные  предприятия. Тут государственная  собственность охватывает государственные  учреждения, государственные унитарные предприятия, а также предприятия с долей участия государства более 50% (прямой или косвенной). Основные фонды - средства, которые используются для производства товаров и услуг, например, строительства зданий, оснащения оборудованием, транспортными средствами и т.п. В таблице 4 представлены данные о доли государственных и частных компаний в общем объеме основных фондов российской экономики.

Взвешенное по основному капиталу присутствие государства в российской экономике на протяжении последних четырех лет оставалось неизменным - приблизительно на уровне 23%. Эта картина подтверждается анализом капиталовложений в российскую экономику (табл. 5). Тут мы возвращаемся к исходной классификации полностью государственной, смешанной, частной, зарубежной и совместной иностранной и российской собственности.

Данные таблицы 5 демонстрируют  стабильное снижение доли государственные  предприятия в капиталовложениях, хотя за последние годы этот процесс  замедляется. Таблица 5 дает лучшее представление о государственной доле в корпоративном секторе российской экономики из всех, представленных до сих пор данных (с учетом оговорок, относящихся к уместности классификации собственности для измерения масштаба государственной собственности выше). Данные о капиталовложениях не пострадают от переоценки совокупного капитала, так как капиталовложения должны быть менее важны в государственных учреждениях, которые «отвечают» за значительную долю занятых.

В идеале хотелось бы измерить долю государственные  предприятия в экономике как часть ВВП, которую они производят. К сожалению, эти данные в России недоступны. Официальная статистика предоставляет данные по промышленному производству, но только до 2006 г.В таблице 6 приводится классификация промышленного производства по формам собственности. Снова наблюдается снижение доли государства.

                                                                                                                               Таблица 5

                                                                    Капиталовложения по формам собственности

Показатели

1997

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Инвестиции в основной капитал*

267,0

1165,2

1504,7

1762,4

2186,4

2865,0

3611,1

4730,0

6716,2

8764,9

В том числе по формам собственности, %

государственная

31,3

23,9

22,1

20,2

21,0

17,1

18,8

17,5

17,7

17,4

муниципальная

6,3

4,5

4,9

4,7

4,3

4,1

3,8

3,8

4,4

4,1

смешанная госу дарственная и частная, российская

46,2

27,8

21,6

18,6

17,4

15,5

12,9

12,0

11,1

9,8

частная российская

13,4

29,9

36,7

42,0

41,2

46,5

44,9

49,1

49,7

53,8

общественных и религиозных  организаций**

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

иностранная -

1,5

2,3

3,6

4,1

6,9

8,2

7,3

7,1

6,6

совместная российская и иностранная

2,7

12,2

12,2

10,7

11,8

9,7

11,2

10,1

9,8

8,2


*Данные за 1997 г. - в трлн руб., 2002-2010 гг. - в млрд руб. * Включает потребительские кооперации. Источник: (Росстат, 2005, 2011). Все данные приводятся на 1 января года.

                                                                                                                                  Таблица 6

                                       Доля промышленного производства по формам собственности

Показатели

1996

2001

2003

2004

2005

2006

2007

Государственная

19,9

8,2

8,2

8,1

8,2

7,9

6,7

Муниципальная

1,6

1,2

1,1

1,2

1,3

1,4

1,3

Смешанная государственная и частная, российская

60,9

51

33,1

29,9

24,3

22,4

20,4

Частная, российская

15

29,6

41,1

43,2

43,8

45,2

47,2

Общественные и религиозные  организации

0,2

0,2

0,2

0,3

0,2

0,3

0,3

Иностранная и совместная российская и иностранная

2,4

9,8

16,3

17,3

22,2

22,8

24,1


Источник: (Росстат, 2005, 2011).

Подведем итоги: совокупные данные о числе компаний, занятости, основных фондах, капиталовложениях и промышленном производстве демонстрируют снижающуюся  роль государства в российской экономике. Этот вывод противоречит широко распространенному представлению о том, что российское правительство в последние годы занимает более активную позицию в российской экономике.

Информация о работе Собственность: экономическое содержание и юридические формы