Собственность: экономическое содержание и юридические формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие собственность, ее экономическое содержание и юридические формы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I Экономическое и юридическое содержание отношений собственности…………..4
1.1 Собственность как экономическая система………………………………………………...4
1.2 Правовые отношения собственности………………………………………………………6
1.3 Теории прав собственности………………………………………………………………....8
Глава II Классификация форм собственности и статистика распределения российских предприятий………………………………………………………………………………………11
2.1 Юридические формы собственности……………………………………………………….11
2.2 Распределение предприятий и организаций по формам собственности …………………19
Глава III Особенности преобразования собственности в России и перспективы ее развития……………………………………………………………………………………………28
3.1 Приватизация: понятие и этапы в России…………………………………………………..28
3.2. Современные тенденции развития собственности…………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………………………...32
Список литературы ……………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

собственност юрид.формыи экономич хар-ка.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

Принципами кооперативной собственности  являются:

  • долевая основа формирования фондов и средств кооперативных предприятий;
  • участие членов кооператива в его деятельности своим трудом. Это относится ко всем видам кооперации;
  • право вхождения и выхода с возвращением имущества.

Разновидностью коллективной формы  собственности является акционерная  собственность. Она является коллективной и по способу возникновения, функционирования, и по экономическим формам реализации. Особенностью акционерной формы собственности является то, что объект собственности не средства производства, а лишь представляющие их ценные бумаги. Акционерная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств различных слоев населения. Такое объединение становится основой совместного коллективного создания доходов в процессе функционирования акционерного предприятия и их индивидуального присвоения в виде дивидендов. В пределах индивидуального пакета акций акционер получает свободу самостоятельно принимать решения, оказывая тем самым соответствующее воздействие на перспективу развития предприятия.

Акционерная собственность – это  собственность многих физических и юридических лиц на единый процесс присвоения с неравномерно распределенными правами. Одни физические лица имеют право на пользование имуществом (средствами производства) и на доход в форме зарплаты. Другие физические и юридические лица имеют право только на доход (владение привилегированными акциями). Третьи имеют право на доход и участие в управлении. Все участники акционерного общества так или иначе уступают права управления специальному органу и специальным людям, что в крупных компаниях, особенно с распыленным пакетом акций, приводит к обособлению функции управления и концентрации частной экономической власти в руках менеджеров.

На сегодняшний день можно выделить 2 модели акционерной собственности, в различной степени влияющие на емкость рынка ценных бумаг:

1. Англосаксонская, когда у постоянных  акционеров находятся 20-30% акций  (контрольные пакеты), а 70-80% —  поступают на фондовый рынок.

2. Континентальная, характеризуется  обратным соотношением — 70-80% акций у постоянных акционеров, 20-30%— свободно обращаются на фондовом рынке.

В РФ в результате массовой приватизации сформировалась континентальная модель (65% акций находились у постоянных акционеров), так как:

этому способствуют условия акционирования по Госпрограмме приватизации;

окончательно не сформирован рынок ценных бумаг;

государство участвует в собственности  приватизируемых предприятий;

в приватизации участвуют широкие  слои населения.

Акционерная собственность, возможно, является наиболее совершенной, гибкой и соответствующей крупному общественному производству. По способу возникновения и функционирования она является общественной формой собственности, одновременно выступая и как индивидуальная. В этом ее достоинство и универсализм.

 

         2.2 Распределение предприятий и организаций по формам собственности

В данной работе используются официальные  данные Росстата для оценки роли государственных  предприятий в России, а также  результаты обследования 822 предприятий, проведенного исследователями Высшей школы экономики и Института  экономических исследований университета им. Хитоцубаши в Токио в 2007 г. (далее - исследование ВШЭ). Что касается официальных статистических данных Росстата, необходимо предупредить о ряде факторов, которые следует учитывать при оценке доли государственных предприятий в российской экономике. Росстат классифицирует формы собственности предприятий следующим образом:

  • российское предприятие, находящееся в полной собственности государства;
  • российское предприятие, находящееся в смешанной государственной и частной собственности;
  • российское предприятие, находящееся в частной собственности;
  • иностранная форма собственности;
  • смешанная иностранная и российская форма собственности.

Однако Росстат не дает точных долей  собственности и их среднего распределения  по фирмам. Эта классификация имеет ряд недостатков для оценки роли государственной собственности.

  • классификация Росстата отражает только непосредственную государственную собственность. Предприятия, находящиеся в собственности компании, контролируемой государством, считаются частными. Например, Газпромнефть: на 74% под разделение Газпрома будет считаться частной компанией, не смотря на то что Газпром и, следовательно, Газпромнефть полностью контролируются федеральным правительством.
  • поскольку Росстат не различает мажоритарные и миноритарные доли в категории внутренней, смешанной собственности, мы не можем определить, контролируются ли данные фирмы государством или нет.
  • категория смешанной внутренней и иностранной собственности может включать государственные предприятия, если у них также есть иностранные акционеры. Например, Газпром и Роснефть контролирует правительство, но в этих компаниях есть иностранные акционеры. Таким образом, они подпадают под эту категорию.

Учитывая эти тонкости, рассмотрим сначала долю государственных предприятий в общем числе зарегистрированных фирм и организаций в России. Информация основана на данных официальной регистрации юридических лиц. Фирмы и организации включают крупные и малые коммерческие фирмы, за исключением индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций, а также государственных учреждений, если они зарегистрированы как самостоятельные юридические лица. 
Доля фирм и организаций с участием государства (т.е. сумма государственной, муниципальной а также смешанной российской государственной и частной собственности) в 2008 г. составляла 11% и с тех пор несколько снизилась. В обследовании ВШЭ 2007 г. в 11,6% фирм была доля государственного участия и в 7,9% - регионального или муниципального. Доля фирм с участием правительства любого уровня составляла 17,7% (некоторыми фирмами владели и федеральные, и региональные/муниципальные правительства). Большая доля государственного участия в обследовании может объясняться тем, что государственные предприятия в России в среднем крупнее частных, а также секторальным распределением выборки ВШЭ. Медианное число сотрудников государственные предприятия в выборке было 880 млн чел., а в частных фирмах 414 млн чел., медианный объем продаж в государственных предприятий - 350 млн руб., а в частных фирмах - 195 млн руб. Таким образом, в этой выборке государственные предприятия приблизительно вдвое крупнее частных. 
Анализируя долю частных российских компаний и организаций (таблица 1), можно отметить некоторый рост частной собственности с 2003 г. Более точная официальная информация доступна для числа фирм, находящихся во владении федерального правительства. В таблице 2 приводятся данные о числе федеральных унитарных предприятий и ОАО с государственным участием, а также о размере государственно го пакета в этих ОАО. В ней также показано число компаний, в которых правительство наделено специальным правом, которое называется «золотая» акция. Это правило позволяет правительству назначить представителя в совет директоров даже в тех случаях, когда оно не владеет обыкновенными акциями, а также дает право накладывать вето на некоторые решения совета директоров. «Золотые» акции часто создавались в процессе приватизации на предприятиях стратегического значения.

Хотя число федеральных государственных унитарных предприятий с 2005 г. стабильно сокращалось, число ОАО с государственным участием сократилось с 2004 до 2007 г., но в данный момент находится на уровне 2007 г. Обе тенденции объясняются продолжающимся процессом акционирования унитарных предприятий в ОАО со 100% долей правительства. В 2008 г. 368 унитарных предприятий были включены в план приватизации, но 254 из них не могли быть приватизированы в течение этого года12. Это означает, что приватизация унитарных предприятий составляла лишь малую часть общего сокращения их числа в этом году.                                                                                                                        

                                                                                                                                        Таблица 1

Число зарегистрированных фирм и организаций  с распределением по форме собственности

Показатели

1997

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Общее число фирм и организаций, в тыс.

2250

3346

3594

3845

4150

4417

4767

4507

4645

4772

В том числе по формам собственности, в %

                   

государственная

14,3

4,5

4,3

4,1

3,9

3,6

3,4

3,3

3,0

2,8

муниципальная

8,8

6,5

6,4

6,2

5,9

5,6

5,3

5,9

5,6

5,4

частная российская

63,4

75,0

75,8

76,9

78,0

79,2

80,5

80,7

82,5

83,3

общественные и рели гиозные организации

4,2

6,7

6,6

6,4

6,1

5,7

5,3

5,3

4,6

4,1

прочие формы соб ственности, включая смешанную россий скую, иностранную, совместную россий скую и иностранную

9,3

9,3

7,3

6,8

6,4

6,1

5,6

4,8

4,3

4,4

В том числе (среди прочих форм собственности)

                   

смешанная государ ственная и частная, российская

         

2,8

2,5

1,8

   

Источник: (Росстат, 2005, 2011). Все данные приводятся на 1 января года.

                                                                                                                                        Таблица 2

Собственность федерального правительства: унитарные предприятия, доли в АО и их размеры, «золотые» акции

Показатели

Январь 2003 г.

Январь 2004 г.

Июнь 2005 г.

Июнь 2006 г.

Июнь 2007 г.

Июнь 2008 г.

Январь 2009 г.

Январь 2010г.

Число федеральных государ ственных унитарных пред приятий

Нет данных

9394

9860

9222

8293

7178

6533

5709

Число АО с долей федераль ного правительства*

3524

4407

4205

3905

3524

3481

3816

3674

АО с долей федерального пра  вительства в размере (в %)

               

Менее 25%

49,5

51,5

51,1

49,9

43,8

30,5

24,4

21,0

От 25 до 50%

34,4

31,8

31,8

30,3

31,0

25,4

21,3

17,6

Более 50%, но меньше 100%

14,4

14,7

14,3

12,8

13,5

11,4

9,6

7,3

100%

1,7

2,0

2,8

7,0

11,7

32,6

44,6

54,1

Число компаний, в которых государство владеет «золотой» акцией (только)**

   

118

251

259

243

181

 

Информация о работе Собственность: экономическое содержание и юридические формы