Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель – изучить основополагающие элементы налоговой системы и саму систему в целом и рассмотреть проблему создания эффективной налоговой системы в РФ.
Для достижения цели следующие задачи требуют решения:
1. Исследовать понятие, основные элементы и функции налогов;
2. Разобрать принципы налогообложения, изучить и охарактеризовать систему налогообложения;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения 5
1.1. Понятие, элементы и функции налогов 5
1.2. Принципы и система налогообложения 12
1.3. Классификация налогов. 19
Глава 2. Система налогов Российской Федерации 23
2.1. Изменение системы налогообложения в условиях финансового кризиса ..23
2.2. Проблема создания модели эффективной налоговой системы в РФ 28
Заключение 35
Список используемых источников 37
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на 1,4 %.
Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:
1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;
2) снижения доходов, полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов;
3) уменьшения поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко сократилось число рекламных акций и кампаний;
4) появления новаций социального характера, выразившихся в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ:
- пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.
- стандартные налоговые вычеты на детей, увеличились с 600 до 1000 руб., пороговое значение дохода, дающего право на вычет, составило 280000 руб., вместо 40000 руб. Однако эта мера на демографическую ситуацию не повлияет, 130 руб. экономии на налогах не помогут родителям вырастить ребенка. На доходы бюджета указанная мера оказывает крайне негативное влияние.
- имущественный налоговый вычет в связи с приобретением или строительством) жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них увеличился с 1000000 до 2000000 руб.
Поступления налога на имущество физических лиц остались на уровне прошлого года, хотя рыночная стоимость имущества за последние годы резко выросла. Отсутствие методики оценки реальной стоимости имущества делает этот налог неэффективным и несправедливым.
Доходы местных бюджетов от поступлений земельного налога выросли благодаря достаточно современному механизму его определения.
Проблема введения налога на недвижимость и создания реестра имущества взамен ныне действующих налога на имущество физических лиц и земельного налога в настоящее время решается, но в 2010 г. налог не введен.
Растут поступления транспортного налога (на 20 %), поскольку автомобилей с каждым годом становится больше, растет и их мощность, которая является объектом налогообложения и от которой зависит величина налоговой базы.
Крайне сложная ситуация сложилась с поступлениями платежей за пользование природными ресурсами: они сократились на 45 %, при этом основная часть средств поступила в федеральный бюджет. Налоговая база налога на добычу полезных ископаемых резко уменьшилась как за счет падения цен, в основном на нефть, так и за счет сокращения объемов добычи. В результате поступления налога от добычи нефти сократились в наибольшей степени – на 47,8%.
Одновременно отменено условие применения прямого метода учета количества добытой нефти, а также сверхвязкой нефти и нефти на участках недр с высокой степенью выработанности.
Расчет налога на добычу полезных ископаемых по нефти отличается тем, что для определения налоговой базы применяется специальный коэффициент Кц, в механизме расчета которого заложен необлагаемый минимум, который повышается с 9 до 15 долл. с целью учета роста себестоимости тонны добываемой нефти. Это негативно повлияло на размер налоговых поступлений.
Произошло достаточно резкое падение налоговых поступлений от водного налога – на 33,7%. Сократившиеся объемы производства и банкротство многих крупных предприятий предопределили сокращение объема использования воды. На размер поступлений водного налога оказывают влияние низкие ставки налога, которые не меняются и не индексируются с учетом роста стоимости водных ресурсов и уровня инфляции. Для России, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительный объем налоговых поступлений (0,5% налоговых доходов федерального бюджета) недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующих ставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30% от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса.
Несмотря на то, что в 2009 г. ужесточилось законодательство, регулирующее размеры сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, поступления по этому налогу снизились.
За 2009 г. наметился резкий спад налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих в условиях специальных налоговых режимов и эта тенденция продолжается. На спад налоговых поступлений от предпринимателей повлияли две главные причины:
- спад производства, приведший к снижению налоговых баз и закрытию предприятий, уход предпринимателей в теневую экономику;
- резкое облегчение налогового законодательства, в том числе и касающегося налогового администрирования, в частности, предоставление права законодательным органам субъектов РФ уменьшать ставку налога при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения выступает доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, с 15 до 5 %.
4. Выводы:
В кризисный период был замечен существенный спад налоговых поступлений во всех сферах экономической деятельности. Больше всего была затронута сфера малого бизнеса, но следует заметить, что правительство быстро и грамотно среагировало на проблемы и начало изменение системы налогов.
2.2. Проблема создания модели эффективной налоговой системы в РФ
Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
- укрепление доходной части бюджета.
Основная цель налоговой политики – постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.
В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей, изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.
В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.
Регулирование налоговой нагрузки следует рассматривать как один из инструментов в решения стратегических задач, стоящих перед обществом и страной. Решение проблемы регулирования налоговой нагрузки требует разработки и внедрения на государственном уровне специальных механизмов организации этого процесса, эффективно обеспечивающего распределение созданной добавленной стоимости между государством, предприятием и населением.
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Бюджетная система России остается уязвимой с точки зрения фискальных рисков, в связи с чем необходимо проводить более жесткую бюджетную политику и основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2010-2012 годы значительно ухудшился по сравнению с тем, что прогнозировалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения в оценках социально-экономического развития объясняются, в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (табл. 2.5).
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении законодательно установленный объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей, в том числе в целях поддержки отраслей экономики, рынков труда, незащищенных категорий граждан в рамках антикризисных мероприятий.
Исходя из текущей оценки 2009 года, оценка поступления доходов по сравнению с Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ не изменилась, а расходы увеличились на 2,5 % (до 9,9 трлн.руб.).
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы, объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 433 млрд. рублей.
Таблица
Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета.
| 2009 | 2010 | 2011 | ||||||
| ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Оценка | Изменение % | ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Прогноз | Измене-ние % | ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Прогноз | Измене-ние % |
ВВП, млрд. руб. | 51475 | 38997 | -24,2% | 59146 | 43187 | -27% | 67610 | 48072 | -28,9% |
Накопленный рост ВВП в % к 2008 году | 106,7% | 91,5% | -15,2% | 113,7% | 93% | -20,7% | 120,8% | 95,8% | -25% |
Накопленный ИПЦ в % к декабрю 2008 г. | 108,5 | 112,0 | 3,5% | 116,0 | 123,2 | 7,2% | 124,0 | 133,1 | 9,1% |
Курс доллара среднегодовой | 24,7 | 32,7 | 32,4% | 26,0 | 33,9 | 30,4% | 27,3 | 34,8 | 27,5% |
Цены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель | 95 | 57 | -40% | 90 | 58 | -35,6% | 88 | 59 | -33% |
Цены на газ, долл. / тыс. куб. м | 421 | 242,8 | -42,3% | 363 | 252,7 | -30,4% | 358 | 254,4 | -28,9% |
Экспорт углеводородов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефть сырая, млн.т | 255,0 | 246,0 | -3,5% | 261,0 | 245,8 | -5,8% | 262,0 | 245,8 | -6,2% |
Газ природный, млрд.м3 | 213,5 | 161,9 | -24,2% | 222,7 | 190,3 | -14,5% | 227,0 | 193,8 | -14,6% |
Нефтепродукты, млн.т | 115,4 | 122,2 | 5,9% | 117,6 | 121,3 | -3,1% | 117,8 | 120,6 | -2,4% |
Добыча углеводородов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефть, млн.т | 503 | 473 | -6% | 514 | 474 | -7,8% | 518 | 474 | -8,5% |
Газ природный млрд.м3 | 700 | 580 | -17,1% | 715 | 623 | -12,9% | 725 | 634 | -12,6% |
Внешняя торговля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспорт, млрд. $ | 507 | 285 | -43,8% | 502 | 306,6 | -38,9% | 509 | 316,5 | -37,8% |
Импорт, млрд. $ | 370 | 190,3 | -48,6% | 434 | 199,6 | -54% | 490 | 214,7 | -56,2% |
Другие показатели в млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фонд заработной платы, млрд. рублей | 12888 | 10746 | -16,6% | 15200 | 11735 | -22,8% | 17708 | 13027 | -26,4% |
Прибыль по всем видам деятельности | 12105 | 5290 | -56,3% | 13550 | 5850 | -36,8% | 15155 | 6565 | -56,7% |
Амортизация для целей налогообложения | 1630 | 1856 | 13,9% | 1815 | 2023 | 11,5% | 2021 | 2260 | 11,8% |