Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель – изучить основополагающие элементы налоговой системы и саму систему в целом и рассмотреть проблему создания эффективной налоговой системы в РФ.
Для достижения цели следующие задачи требуют решения:
1. Исследовать понятие, основные элементы и функции налогов;
2. Разобрать принципы налогообложения, изучить и охарактеризовать систему налогообложения;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения 5
1.1. Понятие, элементы и функции налогов 5
1.2. Принципы и система налогообложения 12
1.3. Классификация налогов. 19
Глава 2. Система налогов Российской Федерации 23
2.1. Изменение системы налогообложения в условиях финансового кризиса ..23
2.2. Проблема создания модели эффективной налоговой системы в РФ 28
Заключение 35
Список используемых источников 37
1. Фискальная функция представляет собой главную функцию налога. Она свойственна любому налогу, и любой налоговой системе любого государства. Это абсолютно естественно, ведь главная задача взимания налога — формирование государственного бюджета путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальной базы для существования государства и выполнения им собственных функций. Благодаря фискальной функции создаются возможность для вмешательства государства в экономические отношения, и именно на фоне фискальной функции проявляются другие функций налога.
2. Как активный участник распределительных процессов налоги оказывают существенное воздействие на сам процесс воспроизводства, так проявляется стимулирующая функция. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, используя эти инструменты, вынуждает домохозяйства действовать в выгодном для государства направлении.
Немаловажное значение в осуществлении этой функции имеет и налоговая система сама по себе: когда государство вводит или отменяет какие-либо налоги, оно стимулирует развитие определенных производств в регионах и отраслях, и вместе с тем сдерживает развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно воздействует на развитие экономики. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
3. Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, a манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления. Благодаря этой функции государство имеет возможность влиять не только на экономическую, но и на социальную сферу жизни.
4. Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция. В основе этой функции лежит перераспределение государством финансовых ресурсов и производственной сферы в социальную, например от работающих к неработающим. Так же через нее государство осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных программ, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
5. С распределительной и фискальной функциями соединена контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, c другой стороны, в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства. В условияx острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику.
6. В некоторых странах вводят специальные налоги для осуществления дисциплинарной функции. Основная ее цель – повышение налоговой дисциплины незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Если же налогоплательщики перестанут уклоняться от налогов, эта функция потеряет свой смысл.
1. Выводы:
Налог — это индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Основные элементы налогообложения – это субъект налогообложения; объект налогообложения; налоговая ставка; налоговый период; способы уплаты налогов. Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью них в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Существует две основных функции налогов – это фискальная и стимулирующая. Однако есть и другие, и они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Таким образом, если налог используется ради достижения какой-то одной цели нужно учитывать, что возможны и другие эффекты от его введения.
1.2 Принципы и система налогообложения
Е.Ю.Жидков в своей книге описывает принципы, которые легли в основу современных. Он утверждает, что основной причиной их появления являются интересы самого государства, а уж потом интересы граждан. Ведь для стран было важно, чтобы поступления в бюджет были стабильными и высокими. Хочется отметить, что данные принципы являются классическими и не используются в современной экономике:
«Принцип равенства и справедливости — все граждане должны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.
Принцип определенности — налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.
Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов» [5]
Ушак Н.В. описывает разделение данных принципов на четыре группы. Они выглядят следующим образом:
«Финансовые принципы»[6]:
достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.
«Экономико-хозяйственные принципы»[7]:
надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.
«Этические принципы»[8]:
равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования:
определенность налогообложения;
удобство уплаты налогов;
максимальное уменьшение издержек взимания.
Таким образом, в системе принципов стали описываться не только интересы государства, но и граждан тоже..
Однако теория налогообложения не ограничивается только этими классическими принципами и правилами. В процессе развития и совершенствования налоговых систем на новый уровень перешла и экономика как наука. Ученые принялись формулировать новые и корректировать старые принципы и правила. В основу современной системы налогообложения были положены принципы разделенные на три направления.
«Первое – экономическое направление».[9]
Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.
Вертикальный аспект предполагает, что:
а) с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
б) больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.
Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.
В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.
Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.
Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия, как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.
«Во втором направлении описаны организационные принципы».[10]
Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.
Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа, при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа, государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.
«Третье – это свод юридических принципов».[11]
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.