Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель – изучить основополагающие элементы налоговой системы и саму систему в целом и рассмотреть проблему создания эффективной налоговой системы в РФ.
Для достижения цели следующие задачи требуют решения:
1. Исследовать понятие, основные элементы и функции налогов;
2. Разобрать принципы налогообложения, изучить и охарактеризовать систему налогообложения;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения 5
1.1. Понятие, элементы и функции налогов 5
1.2. Принципы и система налогообложения 12
1.3. Классификация налогов. 19
Глава 2. Система налогов Российской Федерации 23
2.1. Изменение системы налогообложения в условиях финансового кризиса ..23
2.2. Проблема создания модели эффективной налоговой системы в РФ 28
Заключение 35
Список используемых источников 37
Довольно часто в российских экономических книгах выделяют еще один принцип налогообложения – научный подход к формированию налоговой системы. Авторы считают, что этот принцип заключается в том, что величина налогового бремени налогоплательщика должна давать ему возможность иметь доход после уплаты налогов, способный обеспечить нормальную жизнь. Недопустимо ставить на первый план интересы по увеличению объема государственной казны при определении cтавки налога, не учитывая интересы налогоплательщиков.
Следует отметить, что применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Наряду с этим существуют неоспоримые принципы, которые расцениваются в качестве аксиомы.
Существуют принципы, выполнение которых не вызывает у государства никаких трудностей: удобство, множественность налогов, экономность. И наоборот, есть принципы, следовать которым невозможно, к примеру, принципы равенства и соразмерности, но государству необходимо стремиться к их соблюдению при создании действенной системы налогов.
В.Г. Пансков выделяет два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
2. Вывод:
Таким образом, можно выделить следующие основные принципы налогообложения для современной экономики: принцип законности налогообложения; принцип всеобщности и равенства; принцип справедливости; принцип публичности; принцип экономической обоснованности; принцип определенности налоговой обязанности; принцип единства системы налогов.
Создание эффективной налоговой системы без использования вышеупомянутых принципов невозможно. Однако государство не в силах соблюдать все из них, следовательно, необходимо ориентироваться в соответствии с ситуацией и пренебрегать следованием одним принципам в пользу других.
В наше время выделяют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
1.3 Классификация налогов
В условиях современной экономики виды налогов очень разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Классификация по методу взимания налога:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налоги на имущество юридических и физических лиц.
Косвенные налоги, так же их часто называют, налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги для переноса реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъект налога – продавец товара (работы, услуги), а объект – потребитель. К косвенным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, однако они неудобны для налогоплательщика, так как уклониться от их уплаты довольно сложно. Так же косвенный налог выгоден государству потому, что его поступление в бюджет страны прямо не связано с финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, вследствие этого фискальный эффект достигается даже в условиях убыточной работы предприятия.
Однако, из-за такой специфики косвенных налогов государство вынуждено прибегать к использованию прямых налогов. Это необходимо для того, чтобы налогообложению подверглось наибольшее количество объектов деятельности налогоплательщиков. Взаимодействие двух видов налогов в целом обеспечивает устойчивость налоговых выплат и одновременно с тем укрепляет связь между объемом выплачиваемого налогоплательщиком налога и эффективностью eго деятельности.
Другой подход к разделению налогов основан на форме налогообложения, экономическом содержании объекта налогообложения и уровне государственных структур, которые устанавливают налоги.
Устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы
налоги и сборы субъектов
местные налоги и сборы.
Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством, устанавливаться не могут. Местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов.
Экономист Е.Ю Жидков так же подразделяет налоги на:
общие;
специальные.
Здесь критерием выступает цель, с который взимается тот или иной налог.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их основной отличительной чертой является обезличивание при поступлении в казну — они расходуются на цели, запланированные государственным бюджетом.
Специальные налоги, в свою очередь, имеют строго целевое назначение и «прикреплены» к определенным видам расходов.
В соответствии с предусмотренными ставками налогообложения налоги подразделяют на:
твердые;
процентные (пропорциональные, прогрессивные и регрессивными).
«В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
относимые на издержки обращения и затраты производства;
относимые на финансовые результаты;
уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
закрепленные;
регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством».[12]
Таблица 2
Классификация налогов в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения | Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами | Налог на прибыль Налог на имущество организаций |
Налоги, уплачиваемые физическими лицами | Налог на доходы физических лиц Налог на имущество физических лиц |
Смешанные налоги | Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость Транспортный налог Налог на игорный бизнес |
3. Выводы:
Таким образом, существуют косвенные и прямые налоги, критерием при этой классификации выступает способ взимания. Так же есть федеральные, местные и налоги субъектов, главный критерий здесь – это уровень, на котором установлен тот или иной налог. И наконец, твердые и процентные налоги (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) – здесь разделение проходит в соответствие со ставками. Классификация налогов имеет большое количество критериев, именно поэтому существует такое разнообразие видов налогов, применимых в различных ситуациях, для различных целей. Разграничение налогов помогает государству структурировать систему налогообложения и более эффективно запланировать бюджетные расходы.
2.1. Изменение системы налогообложения в условиях финансового кризиса
Как и в большинстве стран, налоговая политика в Российской Федерации на нынешнем этапe претерпела кардинальные изменения вследствие тяжелой социально-экономической ситуации, вызванной экономическим спадом и падением цен на энергоносители. В результате реформ в сфере налогообложения в 2009г. налоговое бремя практически по всем формирующим бюджет налогам было снижено.
За 2009 г. снижение поступления налоговых доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, по налогам, администрируемым Федеральной налоговой службой, в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составило 21,2 %, в консолидированный бюджет РФ – 24,9 %. Следует отметить, что снижение налоговых поступлений продолжается.
В основном спад наблюдается в поступлении налогов на прибыль организаций. В федеральный бюджет за 2009 г. поступило 23,1% налога по сравнению с уровнем прошлого года, а в консолидированные бюджеты регионов – 56,7%.
Основные факторы, которые оказали воздействие на поступления налога на прибыль организаций в бюджет РФ, являются:
1) снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2%;
2) увеличение количества убыточных предприятий;
3) рост цены заемных средств и увеличение числа займов у теx налогоплательщиков, которые ранее обходились собственными ресурсами или использовали краткосрочные дешевые кредиты, а сегодня вынуждены использовать долгосрочные дорогие кредиты;
4) включение в состав затрат всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в рамках социальных обязательств;
5) изменение амортизационной политики. В 2009 г. методика расчета амортизации в целях налогообложения существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерского учета. Теперь налогоплательщики имеют возможность отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы для инвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы, но уменьшает сумму налога на прибыль.
Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ за 2009 г. составили 104,8 % в сравнении с аналогичными данными за прошлый год, однако темпы поступлений последовательно снижаются, так как продолжается падение объемов производства.
Преобразован порядок уплаты НДС. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит к снижению налоговых поступлений.
Существенные сбои налогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Срок сбора документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270 дней. При этом на 2009 г. для подтверждения применения льготы предоставлено право подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестры таможенных деклараций. Был принят также ряд частных решений, упрощающих уплату НДС в отдельных ситуациях.
Поступления акцизов немного выросли (на 3,4 %), но при этом в федеральный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступление снизилось на 35,2 %, а поступления в региональные бюджеты увеличились на 28,9 %. Это связано с ростом поступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФ практически не сократилась, а цены если и упали, то незначительно.
В 2009 г. были сохранены без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторное масло, однако существенно увеличена ставка акциза на прямогонный бензин, что позволяет создать невыгодные условия для получения автомобильного бензина путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число бензина, поскольку чаще всего в результате получается автомобильный бензин низкого качества.
Акцизы на автомобили целиком поступают в федеральный бюджет, однако сокращение выпуска отечественных автомобилей и падение показателя реализации импортных автомобилей обусловили снижение соответствующих поступлений на 26%.