Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 05:48, курсовая работа
Налогообложение в России – сложный процесс, осуществляемый Налоговой службой РФ. Налоговая система РФ – это совокупность взимаемых на территории РФ федеральных, региональных и прочих видов налогов и налоговых сборов. Различного рода налогами облагаются любые ООО, ОАО, ЗАО, ИП и прочие юридические и физические лица РФ. В России существуют три режима налогообложения.
1.Система налогообложения РФ 2
2.Виды налогов в РФ 4
3.Основные функции налогов 8
3.1. Фискальная функция 8
3.2. Распределительная функция 9
3.3. Регулирующая функция 10
3.4. Контрольная функция 14
3.5. Поощрительная функция 15
4. Принципы и концепции налогообложения 16
5.Теории Лаффера и возможности использования 20
Список использованной литературы 23
Содержание стр.
1.Система налогообложения РФ 2
2.Виды налогов в РФ 4
3.Основные функции налогов 8
3.1. Фискальная функция 8
3.2. Распределительная функция 9
3.3. Регулирующая функция 10
3.4. Контрольная функция 14
3.5. Поощрительная функция 15
4.Принципы и концепции налогообложения 16
5.Теории Лаффера и возможности использования 20
Список использованной литературы 23
1. Система налогообложения РФ
Налогообложение в России – сложный процесс, осуществляемый Налоговой службой РФ. Налоговая система РФ – это совокупность взимаемых на территории РФ федеральных, региональных и прочих видов налогов и налоговых сборов. Различного рода налогами облагаются любые ООО, ОАО, ЗАО, ИП и прочие юридические и физические лица РФ. В России существуют три режима налогообложения:
1. Налогообложению подвержены коммерческие и государственные организации независимо от их статуса (крупное, среднее или малое).
2. Упрощенная система налогообложения ("упрощенка") создана для организаций малого бизнеса, с которых взимается единый налог с совокупного дохода и с валовой выручки.
3. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – это вид налогообложения, при котором налогоплательщик по фиксированной базовой доходности рассчитывает вмененный доход и налог на него.
Для того, чтобы понять, какой вид налогообложения присущ той или иной компании, необходимо знать общепринятый критерий – субъект малого предпринимательства. Согласно Федеральному закону от 14.06.1995 № 88-Ф3 "О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации" субъектом малого предпринимательства является коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ общественных объединений, благотворительных и иных видов фондов не превышает 25 %. Численность сотрудников за отчетный период не должна превышать у субъекта малого предпринимательства в сфере промышленности – 100 человек, в сфере строительства – 100 человек, в сфере транспорта – 100 человек, в сфере сельского хозяйства – 60 человек, в научно-технической сфере – 60 человек, в сфере оптовой торговли – 50 человек, в сфере розничной торговли и бытового обслуживания населения – 30 человек, в остальных отраслях и сферах деятельности – 50 человек. В случае превышения численности сотрудников малое предприятие лишится полученных льгот приблизительно на три месяца. Субъектами малого предпринимательства также являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, собираемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных образований.
Налоговый сбор – это обязательный взнос денежных средств, взимаемых с юридических и физических лиц в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Для налоговых проверок в установленные сроки малые предприятия-налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по территориальному местонахождению обособленных подразделений. Порядок налогообложения малых предприятий регламентируется Законодательством РФ о налогах и сборах, Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления РФ [1].
2. Виды налогов в РФ
В первую очередь следовало бы остановиться на делении налогов в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). Применительно к Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью Налогового кодекса России установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов. Но они будут действовать только с момента полной отмены закона об основах налоговой системы. Пока же в России действуют статьи 19, 20 и 21 отмененного Закона об основах налоговой системы, которые предусматривают возможность взимания на российской территории 18 федеральных, 6 региональных и 22 местных налогов [2].
Федеральные налоги в Российской Федерации установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.
И в зависимости от метода взимания налогов, они делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой теме могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как (юридических, так и физических лиц) и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включатся в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перераспределения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово–хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально–техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. В российской налоговой системе преобладают косвенные налоги.
Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных, личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является налог на добавленную стоимость, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х – начала 70-х годов, в Российской Федерации – с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров.
Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.
Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе.
На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные.
К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога могут служить единый социальный налог, налог на воспроизводство минерально–сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные [3].
3. Основные функции налогов
Функции налогообложения – это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
фискальная;
распределительная (социальная);
регулирующая;
контрольная;
поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
3.1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
3.2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.