Шведская модель смешанной экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы смешанной экономики 5
1.1 Понятие «Смешанная экономика» 5
1.2Двухсекторная модель смешанной экономики 13
2.Особенности экономики Швеции 17
2.1Частный сектор 17
2.2 Государственный сектор 19
2.3Кооперативы 22
3.Характеристика шведской модели 24
3.1 Понятие «Шведская модель» 24
3.2 Становление «Шведской модели» 27
Заключение 36
Приложение А 37
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

        Хотя "общественный" сектор, охватывающий предприятия и учреждения, находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточно велик, определяющим является частный.

       

      

       2.1. Частный сектор 

      Ведущую роль в производстве товаров и  услуг в Швеции  играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно  и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже.

  Институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций - учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании.

     Некоторые крупные пакеты акций возникли в  результате долгосрочного тесного  сотрудничества фирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 г.

      Вместе  с тем резко возросло и число  шведов, владеющих акциями. Это объясняется  как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных фондов.

         В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.

         Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%.

      В  последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз”  (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

          В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном “Вольво”. 

       2.2. Государственный сектор 

      Важнейшая роль государственного сектора в  Швеции - аккумуляция и перераспределение  значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции  шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

      Размер  государственного сектора может  измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.

      Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их  основная цель - расширение производства с достижением прибыльности.

      Государственная собственность принимает форму  либо акционерных компаний, либо государственных  предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и  кадровых вопросах. Решения в области  цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

      Предприятия государственного управления предназначены  для выполнения особых целей и  в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и  связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железных дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

      Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

      В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный  сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

      Оставшиеся  после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное  потребление и инвестиции. На государственное  потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

      Основа  шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.

      Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют имеют собственные  источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги1 и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

      В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на социальное страхование.

      В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов.

      Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

      Государственный сектор важен для повышения эффективности  экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные  услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко  видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор. 

       2.3.  Кооперативы 

      Особенностью  шведской экономики является роль и  значение кооперативного движения в  стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные  позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

      Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

      В смешанной экономике кооперативное  движение действует в качестве “третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

      На  кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

      Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

      Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.

      Таким образом, кооперативы играют очень  важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах. 
 

       3. Характеристика Шведской  модели 

       3.1.  Понятие «Шведская  модель» 

      При анализе данного феномена нужно  иметь в виду ряд обстоятельств.

Информация о работе Шведская модель смешанной экономической системы