Шведская модель смешанной экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы смешанной экономики 5
1.1 Понятие «Смешанная экономика» 5
1.2Двухсекторная модель смешанной экономики 13
2.Особенности экономики Швеции 17
2.1Частный сектор 17
2.2 Государственный сектор 19
2.3Кооперативы 22
3.Характеристика шведской модели 24
3.1 Понятие «Шведская модель» 24
3.2 Становление «Шведской модели» 27
Заключение 36
Приложение А 37
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Институт  менеджмента и внешнеэкономической  деятельности

Кафедра экономической теории 

               КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория» на тему:

«Шведская модель смешанной  экономической системы» 
 

Выполнила: студентка гр. 2-ВД21

Локтева Ю.В.

Преподаватель: доц. Баканова Е.С. 
 
 
 

   Санкт-Петербург

   2011 
 

Содержание 

Введение 3
1.Теоретические основы смешанной экономики 5
     1.1 Понятие «Смешанная экономика» 5
      1.2Двухсекторная модель смешанной экономики 13
2.Особенности экономики Швеции 17
      2.1Частный сектор 17
     2.2 Государственный сектор 19
      2.3Кооперативы 22
3.Характеристика шведской модели 24
     3.1 Понятие «Шведская модель» 24
     3.2 Становление «Шведской модели» 27
Заключение 36
Приложение  А 37
Список  литературы 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Термин  “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

      Сейчас  этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей в себе рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

      Другая  характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между  трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц.

      Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

      Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного  толкования.

      Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени  были полная занятость и выравнивание доходов. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.

      Стремление  к равенству сильно развито в  Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев. 

      К числу специфических факторов присущих именно Швеции, надо отнести:

  • неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814
  • неучастие в обеих мировых войнах
  • рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии
  • исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму
  • длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики
  • доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.)
  • поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

      На  экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

      Успешное  функционирование экономической системы  зависит от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция, угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

      С середины 70-х годов в связи  с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим  кризисом положение страны заметно  осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность. 

      Шведская  модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

      Это привело к очень значительной роли государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

1. Теоретические основы  смешанной экономики

1.1. Понятие «смешанная  экономика»

         Термин «смешанная экономика» насколько был запретен в советский период, настолько  же активно приобретает права гражданства на современном этапе  общественного развития. Причем этот термин нередко используется не по назначению. Для одних смешанная экономика - синоним переходной экономики, а теперь и транзитной. Для других смешанная экономика – это "разнообразие и взаимодействие форм собственности"'. Для третьих – "экономика переходного периода характеризуется одновременным функционированием плановых и рыночных механизмов и состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, в силу чего ее можно назвать смешанной”. Это перечисление можно продолжать, но дело не в перечислении, а в выявлении теоретических и методологических основ познания исследуемого явления, где, прежде всего надо выявить его содержательные основы.

     Авторы  отдельных теорий формирования смешанной экономики выводят ее из следующего положения. "В развитых странах складывается смешанная, отличная от классического капитализма, цивилизация". Можно было бы согласиться с приведенными последующими положениями, но понятие “смешанная экономика” – не порождение только сегодняшнего дня. О смешанной экономике начали писать более 100 лет назад такие авторы как А. Шеффле и А. Вагнер. Для них основой высказывания о формировании смешанной экономики послужила наметившаяся практика государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. А для сегодняшних авторов теории смешанной экономики такой основой служит “...многосложность системы экономических интересов и наличие альтернативных вариантов их реализации на базе высокой технологичности, гибкости, плюрализма и постоянной диверсификации производства и индивидуализации производства". Авторы этих строк, как и А. Шеффле, А. Вагнер, А. Зомбарт выводят понятие не из внутренних закономерностей функционирования общественного производства, а из внешней видимости. Соответственно и рекомендации по формированию смешанной экономики носят поверхностный, разноплановый характер, который не имеет логической последовательности, проистекающей из действий органов власти. Почти все авторы различных концепций видят в смешанной экономике внешнюю форму, выражающуюся в "разрешении общественных и частных интересов", в "сочетании государственного и частного начала", в “государственной и частной собственности".

     Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основе. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

     Совершенно  ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.

     Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение их негативного воздействия государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

     Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью  рыночного механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И нельзя утверждать, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат, людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.

     Очевидна  необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать  на требования, которые выдвигают  новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ.

Информация о работе Шведская модель смешанной экономической системы