Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа
Одним из важнейших направлений экономической науки Республики Казахстан в условиях формирования рыночных отношений является исследование проблем занятости, безработицы, рынка труда. Данные экономические категории рыночной экономики непосредственно связаны с экономическим ростом страны. Обеспечение устойчивого экономического роста взаимосвязано с достижением продуктивной занятости населения, снижением безработицы и стабилизацией ситуации на рынке труда.
Введение..................................................................................................................3
1. Сущность и структура рынка труда..............................................................5
2. Анализ современного состояния рынка труда в Республике Казахстан...............................................................................................................10
3. Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан...............................................................................................................21
Заключение...........................................................................................................26
Список используемой литературы...............................
Каковы же результаты деятельности правительства в направлении снижения безработицы и повышения занятости населения?
На 1 сентября 2008 года достигнуты следующие результаты:
- уровень безработицы во втором квартале составил 9,8%;
- по информации акимов, создано 147,4 тыс. рабочих мест (годовое плановое задание перевыполнено в 1,2 раза);
- трудоустроено 93,4 тыс. безработных (82,6% к годовому заданию);
- приняли участие в общественных работах 104,7 тыс. безработных, или 129,9% к плану;
- направлено на профессиональное обучение 11,3 тыс. безработных, или 67,3% от плана.
Доля
трудоустроенных безработных
Одновременно резко уменьшился удельный вес частично занятых граждан (не работающих в связи с вынужденными простоями производства, их частичным и полным закрытием): 0,8% к экономически активному населению против 1,5% - на соответствующую дату предыдущего года.
Во втором квартале 2008 года отмечается абсолютный рост численности занятого в экономике населения по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - с 6,1 млн. до 6,9 млн. человек, в том числе численность работающих по найму в июне (по экспертной оценке) составила 3,65 млн. человек и возросла на 12,0%.
Недостаточно эффективными и малопривлекательными как для работодателей, так и для безработных (низкая оплата) остаются пока общественные работы, на которые возлагались большие надежды. Недостаточен еще процент безработных, прошедших обучение и подготовку по вторым профессиям, - 5,7% в 2007 году.10
Продолжается повсеместная организация курсов бухгалтеров и экономистов, в то время как работодатели испытывают недостаток в высококвалифицированных кадрах рабочих специальностей (сварщики, каменщики, плотники, слесари и др.)
Какова
точка зрения работодателей на проблему
безработицы и занятости
Начнем с миссии, которая определяет основной круг ее деятельности. Миссия Конфедерации работодателей Республики Казахстан звучит так: «Мы создаем в Республике Казахстан для работодателей экономические и правовые условия, стимулирующие формирование новых производств, расширение действующих предприятий и открытие новых рабочих мест для казахстанцев». Ответ, на первый взгляд, лежит на поверхности - основной предпосылкой сокращения безработицы является развитие экономики и обеспечение занятости населения страны.
На мой взгляд, правительство должно опираться на те функции, указанные в схеме 1.
Схема
1. Пути улучшения занятости и снижение
безработицы.
Политика на рынке труда по улучшению занятости
и снижению безработицы
Политика
сбалансированное
формирования воздействие формирования
спроса на спрос предложения
на рабочую
силу и предложение
рабочей силы
Сохранение
и создание рабочих Обучение и
мест на действующих переобучение работников
предприятиях
Развитие
Создание новых рабочих самозанятости
мест на основе развития Улучшение
предпринимательства
безработицы продолжительности
Организация оплачиваемых рабочего времени
общественных работ
Создание рабочих мест Регулирование
для лиц с ограниченной миграционных
возможностью использования процессов
трудового потенциала
В то же время исследования, проводившиеся в мире, показали, что сами по себе экономические реструктурирование и рост недостаточны для снижения уровня бедности, хотя они и составляют важную его часть. «Для создания рабочих мест и лучших условий для людей необходимо, чтобы стабильный экономический рост сопровождался диверсификацией и обновлением производства.
Кроме того, высокие показатели экономического роста в стране должны, наверное, сопровождаться политикой перераспределения аккумулированных богатств, тесно связанной с проблемой бедности (по примеру Швеции).
Для сокращения безработицы в стране должен быть создан механизм поощрения предпринимателя за каждое вновь открытое рабочее место. К сожалению, в настоящее время стимулирование работодателей (предпринимателей) за создание рабочих мест не задействовано. Правительство еще только предполагает провести анализ возможностей стимулирования работодателей к созданию рабочих мест, в том числе для социально-уязвимых категорий, в частности, на предмет снижения налогового бремени за создание дополнительной занятости.
В то же время, по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, на 1 января 2006 года на учете в органах по вопросам занятости состоит 216,1 тысяч безработных. Выходит, что основная масса безработных на учет не становится.
Развитие экономики ставит жесткие условия к уровню подготовки людей, предлагающих себя на рынке труда. Работодатели вынуждены повышать квалификационные требования при приеме на работу. Молодежь без опыта работы и нужной квалификации не может найти себе применение. Женщины чаще сталкиваются с проблемами при устройстве на работу, так как работодатели предпочитают нанимать работников-мужчин.
Еще одна важная деталь в вопросах трудоустройства выпускников вузов - проблема качества высшего образования. Для работодателей важно иметь возможность заранее определить: выпускников каких ВУЗов предпочтительнее приглашать на свои предприятия, чтобы из них получились полноценные специалисты? Диплом, который получает выпускник после окончания вуза, должен быть подтвержден высоким уровнем подготовки по специальности, а также наличием конкретных профессиональных качеств, знаний, умений и развитых интеллектуальных способностей.
Наиболее актуальна проблема качества подготовки специалистов, когда речь идет о бизнес образовании. В условиях рынка получение работодателем прибыли в первую очередь зависит от таланта, умения и подготовленности менеджеров предприятия. Здесь существует прямая связь с безработицей среди молодых специалистов, получивших бизнес-образование.
Как известно, именно малый бизнес и само занятость населения являются наиболее эффективными источниками создания новых рабочих мест и снижения безработицы. Отсюда вытекает необходимость создания благоприятных условий для развития предпринимательства.
Количество
зарегистрированных малых предприятий
в Республике Казахстан возросло с 97 тыс.
в 2005 году до 400 тыс. в 2007 году. Но проблем
с, регистрацией малых предприятий еще
предостаточно. В качестве положительного
международного опыта можно привести
создание так называемых универсальных
центров МСП в Юго-Восточной Азии, где
все организационные вопросы решаются
в одном учреждении.11
Можно пойти еще дальше - создание МСП может носить уведомительный характер. Предприниматель сообщает в соответствующий орган о создании малого предприятия, и его включают в реестр налогоплательщиков. Более того, вновь созданное предприятие какое-то время работает в льготном налоговом поле.
Необходимо обеспечить доступ широких слоев населения к участию в малом бизнесе через льготное кредитование и микро финансирование. А пока основным препятствием является то, что коммерческие банки в Казахстане не хотят брать на себя риски и настаивают на очень высоких и подчас нереальных процентных ставках для малого бизнеса.
Давно
говорится об активизации
Необходимо разработать предложения по уменьшению отчислений от фонда оплаты труда, чтобы предприятиям было выгодно создавать новые рабочие места и официально выплачивать более высокую зарплату сотрудникам. Легализация заработной платы, о чем постоянно говорит президент нашей республики, зависит от размера этих отчислений.
В этом же ряду стоит и проблема легализации трудовых отношений - т.е. заключения индивидуальных трудовых договоров. В условиях избыточного количества людей, ищущих работу, работодатель предпочитает не оформлять прием на работу, а рассчитываться, как говорится, «черным налом». Данная проблема может быть решена только путем сокращения отчислений от фонда оплаты труда.
Заключение
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в Казахстане и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Установлено, что в государстве создаются условия для развития малого и среднего бизнеса, предпринимательства, что обеспечивает определенный процент занятости. В настоящее время активизирована работа центров занятости, которые в некоторой степени облегчают поиск работы. Осуществляется разработка программ содействия занятости. Социальная политика направлена на процесс борьбы с бедностью и безработицей. Но решить проблему неэффективного использования молодежного потенциала, опираясь только на разработку программ, невозможно. Необходима реальная, практическая работа с молодежью «на местах». Далеко не всегда местные органы власти заинтересовано подходят к решению молодежных проблем и, в частности, проблемы занятости.
Но
этого всего нельзя добиться без
поддержки народа Республики Казахстан.
Как сказал президент Н.А. Назарбаев
на презентации своей новой стратегии
вывода страны из кризиса «Казахстан-2030»
- «… мы (правительство) не сможем осуществить
все эти реформы без должной поддержки
народа республики, так как именно народ
Казахстана единственный кто может поднять
страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться
на то, что придет заграничный бизнесмен,
проинвестирует в страну миллионы долларов
и жить станет лучше. Такого не будет».
И думаю, что не только я соглашусь с этим
высказыванием.
Список используемой
литературы
1. Берешев А. Особенности формирования
рынка труда в Казахстане.// Труд
Информация о работе Рынок труда и занятость населения в Республике Казахстан