Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачи написания курсовой работы:
раскрыть основные причины и виды безработицы.
пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.
- проанализировать ситуацию на рынке труда г. Магнитогорска.
- рассмотреть задачи и меры государственного регулирования занятости.

Оглавление

Введение.
1. Рынок труда.
1.1Роль рынка труда.
1.2 Структура и сущность рынка труда.
1.3 Регулирование рынка труда.
1.4 Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России.
2. Занятость в системе рыночных отношений.
2.1 Основные задачи государственного регулирования занятости.
2.2 Причины и формы безработицы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике Рынок труда и занятость населения.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные задачи государственного регулирования занятости

Основные задачи государственного регулирования на рынке труда.  
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда. Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления. Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от "полностью и всегда занятого" до "возможно безработного", возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.  
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. В "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.  
     На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:  
    1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.  
     2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.  
    3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.  
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.  
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

      Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:  
     1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;  
     2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

     3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;  
     4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

     5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

     6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

     7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;  
     8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;  
    9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;  
   10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

   11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;  
   12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.  
    Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов. Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения  
Средства фонда занятости направляются на:

      1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;  
     2. организацию общественных работ;

     3. выплату пособий по безработице и материальной помощи;

     4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

     5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;  
     6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

       Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины и формы  безработицы.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины  данного явления разнообразны: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; . экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; . политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; . сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; . изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.

 Фрикционная безработица  связана с перемещением людей  с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска".

Добровольная безработица  связана с увольнением работника  по  
собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.

 Структурная безработица  связана с изменением в технологиях,  а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые  
товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи  
предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности,  
ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к  
увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала. Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.

 Институциональная  безработица возникает, когда  сама организация рынка труда  недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.

 Сезонная безработица  связана с неодинаковыми объемами  производства, выполняемыми некоторыми  отраслями в различные периоды  времени, т.е. в одни месяцы  спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся, прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица  связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица  характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что  в условиях неполного использования  ресурсов  
предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка  людей, которые не хотят работать.

Оптимальная безработица  – это безработица, уровень которой  равен естественной, нормальной.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от  
колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной  
экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах  
которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической 
стабильности.9

Наблюдается тенденция  к увеличению числа безработных среди людей, получивших высшее образование. Это вызвано большим количеством узко специализированных профессий, которым обучают в ВУЗах. Дипломированные специалисты не могут найти себе работу из-за невостребованности полученных знаний.Тем не менее, процент безработных с высшим образованием ниже чем со средне-специальным или неполным средним. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю февраля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2011г. составила 75,2 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.  В численности экономически активного населения 69,5 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев (см. приложение №1).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в феврале 2011г. составил 7,6%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2011г. составил 62,7%.Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,4 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс.человек. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2011г. составил 17,7%, в том числе среди городского населения - 16,2%, среди сельского населения - 21,1%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 33,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских, и в феврале 2011г. составила, соответственно, 35,6% и 32,7%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 26,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (12,8% - за счет молодежи до 20 лет, 47,9% - от 20 до 24 лет, 20,6% - 25-29 лет).

В феврале 2011г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,4%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.10

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

При правильной организации  рынка труда и его составных  элементов затраты мгновенно  окупают соответствующие издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д. Следовательно, отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения