Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:09, курсовая работа
Задачи написания курсовой работы:
раскрыть основные причины и виды безработицы.
пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.
- проанализировать ситуацию на рынке труда г. Магнитогорска.
- рассмотреть задачи и меры государственного регулирования занятости.
Введение.
1. Рынок труда.
1.1Роль рынка труда.
1.2 Структура и сущность рынка труда.
1.3 Регулирование рынка труда.
1.4 Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России.
2. Занятость в системе рыночных отношений.
2.1 Основные задачи государственного регулирования занятости.
2.2 Причины и формы безработицы.
Заключение
Список литературы
Основные задачи государственного регулирования занятости
Основные задачи государственного
регулирования на рынке труда.
Можно выделить следующие основные задачи,
стоящие перед государством на рынке труда. Во-первых, достижение такого
соотношения между спросом и предложением
труда, а также его активной и резервной
частями, при котором, с одной стороны,
обеспечивается необходимый уровень жизни
основной массы населения, а с другой -
сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой,
квалифицированно - образовательной и
географической мобильности трудовых
ресурсов, что создает предпосылки для
повышения эффективности всей рыночной
экономики. В-третьих, необходимость интеграции
России в международную систему разделения
труда, что предполагает активную международную
конкуренцию в сфере производства, науки
и техники, организации управления. Государство
на рынке труда должно осуществлять систему
мер целенаправленного воздействия на
количественные и качественные аспекты
развития и потребления работников, достижение
большего соответствия их профессиональной
подготовки современному уровню производства.
Кроме того, в настоящее время появились
новые противоречия, такие как противоречия
между достигнутым уровнем образования
и квалификации основной массы работников
и невозможностью их применения в условиях
экономического спада, изменение статуса
от "полностью и всегда занятого"
до "возможно безработного", возросла
конкуренция между отдельными группами
трудоспособных по полу и возрасту, положению
в иерархической системе российского
общества.
Согласно российскому закону о занятости,
государственная политика занятости заключается
в содействии полной, продуктивной и свободно
избранной занятости путём обеспечения
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождающихся
граждан, сдерживания массовой долгосрочной
(хронической) безработицы, повышения
эффективности государственной службы
занятости и реализации других мер, направленных
на обеспечение социальной защиты граждан
на рынке труда. Формой реализации государственной
политики занятости на всех уровнях управления
являются федеральные, территориальные
и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в российском обществе
должно стать сохранение и до известных
пределов повышение уровня занятости
населения, одновременно не блокируя высвобождение
лишней рабочей силы с предприятий. В "Федеральной
целевой программе содействия занятости
населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена
необходимость обеспечения в ближайшей
перспективе взвешенности в политике
занятости с тем, чтобы, с одной стороны,
не допустить массовой безработицы, а
с другой, - не препятствовать высвобождению
излишней рабочей силы в связи со структурной
перестройкой экономики. Государственное
регулирование рынка труда целесообразно
рассматривать как многоуровневый процесс.
В обобщённом виде иерархию процесса можно
представить в виде трёх уровней: макроуровня,
регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие органы
законодательной и исполнительной власти
призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово -
кредитной, структурной, инвестиционной,
внешнеэкономических политик с системой
целей регулирования рынка труда. К этой
задаче относятся вопросы принятия решений
о государственных заказах и закупках
продукции, в первую очередь оборонного,
инфраструктурного, экологического и
социального назначения, о государственных
инвестиционных программах, дотациях,
субвенциях, кредитах и налоговых льготах,
направленных на поддержание и развитие
производства в приоритетных отраслях.
Особая задача - регулирование внешнеэкономических
связей в интересах занятости.
2.Согласование социальной,
демографической, миграционной политик
с целями и приоритетами регулирования
рынка труда. В число задач этого блока
входят минимизация оттока квалифицированных
кадров за рубеж, ограничение нежелательных
и нелегальных форм иммиграции, содействие
занятости зарегистрированных беженцев
и вынужденных переселенцев, регулирование
доходов, рассматриваемых в данном контексте
как цена труда.
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки незанятого населения.
В число задач данного блока входят организационное
развитие Министерства труда и социального
развития, в том числе службы занятости
и других структур. Основой данного блока
является политика Министерства труда
и социального развития (службы занятости)
на рынке труда.
В основе государственной системы занятости
лежит сеть служб и фондов занятости различных
уровней. На федеральном уровне - это Государственный
Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом
из субъектов Федерации существуют региональные
или республиканские фонды и службы занятости,
а в городах и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной службы занятости
подчиняются соответствующим вышестоящим
органам и органам исполнительной власти.
Функции, права, обязанности службы занятости
нацелены на проведение мероприятий по
ее увеличению. Органы службы занятости
на безвозмездной основе предоставляют
органам государственной статистики,
налоговым органам и получают от них сведения,
необходимые для выполнения своих функций.
Службы занятости имеют право запрашивать
на безвозмездной основе у органов исполнительной
власти, у предприятий, организаций, учреждений
все сведения, необходимые для разработки
программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов
экономического развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после согласования
утверждаются представителями соответствующих
органов власти. Органы исполнительной
и представительной власти вместе со службами
занятости контролируют реализацию принятых
программ. Взаимодействие служб занятости
с предприятиями - работодателями, работниками
или их представителями - строится на принципах
социального партнерства.
Служба занятости наделена широким кругом
прав и обязанностей:
1. анализировать и прогнозировать
состояние рынка труда;
2. вести учет свободных рабочих
мест и граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства;
3. информировать обращающихся работников
и работодателей о возможности получения
работы и обеспечения рабочей силы;
4. оказывать гражданам помощь
в подборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых работников;
5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
7. регистрировать безработных и оказывать
им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские
и региональные программы занятости;
9. подготавливать предложения
об использовании труда иностранных работников,
привлекаемых на основе межправительственных
соглашений;
10. оплачивать стоимость профессиональной
подготовки и переподготовки, если трудоустройство
требует получение новой профессии, также
выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии с законом,
пособие по безработице, устанавливать
к ним надбавки с учетом иждивенцев и других
обстоятельств;
12. публиковать статистические
данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной
службы, связанные с обеспечением занятости
граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование
мероприятий, связанных с разработкой
и реализацией государственной политики
занятости, происходит за счет средств
ГФЗН, которые являются государственной
федеральной собственностью и находятся
в оперативном управлении и распоряжении
Госкомстата РФ, а также его территориальных
органов. Кроме того, служба занятости
имеют право хранить средства ГФЗН на
депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать
краткосрочные государственные ценные
бумаги. Доходы от такой деятельности,
поступающие в фонд занятости, освобождаются
от налогообложения и направляются на
цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляются
на:
1. оплату расходов по профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки
и переподготовки безработных, включая
выплату им стипендий;
2. организацию общественных
работ;
3. выплату пособий по безработице и материальной помощи;
4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
5. мероприятия по созданию и сохранению
рабочих мест;
6. расходы по анализу рынка
труда, разработке программ занятости,
информационного обеспечения, рекламы,
научно - исследовательской деятельности
и на содержание органов занятости.
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.8
Причины и формы безработицы.
Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; . экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; . политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; . сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; . изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.
Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска".
Добровольная безработица
связана с увольнением
собственному желанию, в связи с неудовлетворительной
заработной платой или условиями труда.
Структурная безработица
связана с изменением в
товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся
спросом. В этой связи
предприятия пересматривают структуру
своих ресурсов и, в частности,
ресурсов труда. Как правило, внедрение
новых технологий приводит к
увольнению части рабочей силы либо к
переобучению персонала. Вынужденная
безработица связана с сокращением объемов
производства.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
Сезонная безработица
связана с неодинаковыми
Циклическая безработица
связана с недостаточным
Скрытая безработица
характерна для отечественной экономики.
Ее суть заключается в том, что
в условиях неполного использования
ресурсов
предприятия, вызванного экономическим кризисом,
предприятия не увольняют работников,
а переводят на сокращенный режим рабочего
времени (неполная рабочая неделя или
рабочий день), либо отправляют в вынужденные
неоплачиваемые отпуска. Формально таких
работников нельзя признать безработными,
однако фактически они являются таковыми.
Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать.
Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной.
Естественная безработица характеризует
наилучший для экономики резерв рабочей
силы, способной достаточно быстро совершать
межотраслевые и межрегиональные перемещения
в зависимости от
колебаний спроса и обусловленных им потребностей
производства. Таким образом, безработица
является характерной чертой рыночной
экономики. Она должна быть поставлена
в определенные рамки, в пределах
которых достигается режим оптимального
роста и состояние экономической
стабильности.9
Наблюдается тенденция к увеличению числа безработных среди людей, получивших высшее образование. Это вызвано большим количеством узко специализированных профессий, которым обучают в ВУЗах. Дипломированные специалисты не могут найти себе работу из-за невостребованности полученных знаний.Тем не менее, процент безработных с высшим образованием ниже чем со средне-специальным или неполным средним. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю февраля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2011г. составила 75,2 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 69,5 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев (см. приложение №1).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в феврале 2011г. составил 7,6%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2011г. составил 62,7%.Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,4 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1666 тыс.человек. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2011г. составил 17,7%, в том числе среди городского населения - 16,2%, среди сельского населения - 21,1%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,3 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 33,7% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских, и в феврале 2011г. составила, соответственно, 35,6% и 32,7%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 26,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (12,8% - за счет молодежи до 20 лет, 47,9% - от 20 до 24 лет, 20,6% - 25-29 лет).
В феврале 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,4%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При правильной организации
рынка труда и его составных
элементов затраты мгновенно
окупают соответствующие