Рынок и государство:
необходимость государственного вмешательства
в экономику
Рыночная система
хозяйствования, основанная на рыночном
механизме саморегулирования и
управления экономической жизнью, признается
экономистами наиболее эффективной
формой организации экономики. Это
объясняется особенностями самого
рынка, который без вмешательства
сторонних сил обеспечивает: эффективное
распределение ресурсов за счет применения
наиболее эффективных технологий, лучших
методов организации и управлении
производством; экономическую свободу,
как для производителей, так и
потребителей (в других экономических
системах абсолютная свобода выбора невозможна).
Также рынок обладает высокой степенью
приспособляемости и адаптивностью к
любым изменениям, как внешним, так и внутренним;
может успешно функционировать при весьма
ограниченной информации (основную информацию
в рыночной системе несут цены); обеспечивает
оптимальное использование достижений
НТП (в условиях конкуренции производители,
стремясь максимизировать прибыль, идут
на риск, связанный с нововведения- ми);
способен удовлетворять самые разнообразные
потребности, стимулируя улучшение качества
продукции.
Вместе с тем, как
показывает практика, рынок как саморегулирующаяся
система не всегда справляется с
рядом проблем, решение которых
необходимо обществу. Речь идет о ситуациях,
когда рыночный механизм, являющийся
самонастраивающимся механизмом, побуждает
субъектов рыночных отношений принимать
неоптимальные или нежелательные
экономические решения. Причем эти
решения — не результат ошибок
отдельных рыночных субъектов, а
результат функционирования самого
рыночного механизма, и порождены
они его природой. В экономической
теории эти неудачи рынка обозначаются
словом «failures» — «провалы», «фиаско»,
«несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы»
рыночной системы и составляют объективные
обстоятельства, обуславливающие необходимость
государственного вмешательства в экономику.
Среди основных «провалов» рынка можно
упомянуть: воспроизводство значительного
неравенства в распределении доходов;
ориентация в основном не на производство
социально-необходимых товаров, а на удовлетворение
запросов тех, кто имеет деньги; неспособность
устранять так называемые внешние эффекты,
например рынок не решает экологические
проблемы; общественные блага либо не
производятся, либо производятся в недостаточном
количестве (примеры общественных благ
— национальная оборона, поддержание
правопорядка, служба «скорой помощи»,
объекты общедоступной инфраструктуры);
невозможность обеспечить полной занятости
экономических ресурсов, что проявляется,
в первую очередь, в таком явлении, как
безработица; подверженность нестабильному
развитию с присущими этому рецессионными
и инфляционными явлениями; в рамках рыночной
системы могут ослабнуть отношения конкуренции
(возникают олигополистические и монополистические
рынки); неспособность ставить и решать
крупные общенациональные задачи, проблемы
политического характера; некоторые необходимые
элементы функционирования экономики
рынок сам создать не может (различные
виды законодательства, выпуск денег и
пр.).
Итак, рыночная система
не безупречна. В этой связи возникает
необходимость стороннего осуществления
внешней коррекции «провалов» рынка,
т. е. того, что не в состоянии сделать
изнутри рыночный механизм саморегулирования.
Эти функции берет на себя государство.
Кроме того, государство — инициатор
и проводник разного рода экономических
преобразования и реформ в странах с транзитивной
(переходной) экономикой. В этих
странах государство осуществляет функции
по созданию основ рынка.
К сведению. Объективный
подход к исследованию функционирования
современных экономических систем
смешанного типа требует упомянуть
и о недостатках государственного
регулирования, порождаемых спецификой
и природой такого экономического субъекта,
как государство. Речь идет о так
называемых «провалах» государства, когда
через государственные органы принимаются
решения нежелательные или неоптимальные
с точки зрения общественных интересов.
В частности:
• государство не
всегда обладает полной и объективной
информацией для принятия оптимальных
с точки Зрения общества экономических
решений;
• бюрократизм в
принятии решений, когда длительные
и трудные согласования между
отдельными ведомствами оборачиваются
неспособностью государства принять
своевременные и необходимые
меры по корректировке текущей экономической
ситуации;
• недостаток контроля
общества за деятельностью государственных
подразделений часто приводит к
тому, что решения, принимаемые государственными
органами, отражают интересы государственного
аппарата, а не общества в целом.
Вмешательство государства
в экономику не должно быть чрезмерным.
Чтобы не подавить рыночные механизмы
функционирования экономической системы,
не лишить ее гибкости и адаптивности,
не снизить экономической эффективности,
государству следует сосредоточить
свои усилия там, где рынок обнаруживает
свою несостоятельность. Это и предопределяет
основные экономические функции государства.