Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

В общем виде рынок ценных бумаг можно представить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг не отличается, и не может отличаться от определения рынка любого другого товара. Отличия можно заметить лишь тогда, если провести сравнение самого объекта исследуемого рынка.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Восстановлен).doc

— 177.50 Кб (Скачать)

   Участниками рынка государственных ценных бумаг являются:

  1. Банк России как контролирующий орган и основной дилер по государственным ценным бумагам (ГЦБ). Действует на фондовом рынке по поручению Минфина РФ, отражает интересы государства на этом рынке;
  2. государство в лице Минфина РФ — эмитент соответствующих бумаг (их первичное размещение и погашение поручено Банку России);
  3. инвесторы — любые юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право приобретать указанные бумаги и владеть ими;
  4. дилеры — профессиональные участники РЦБ (банки и инвестиционные компании).

   Кандидаты в дилеры по ГЦБ  должны удовлетворять ряду требований. Повышенные требования предъявляет  Банк России к кандидатам в первичные дилеры.

    Формирование фондового рынка  в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим  процессом, многочисленных проблем,  преодоление которых необходимо  для дальнейшего успешного развития  и функционирования рынка ценных  бумаг. 

   Несмотря на все отрицательные  характеристики, современный российский  фондовый рынок - это динамичный  рынок, развивающийся на основе: быстро расширяющейся практики  покрытия дефицитов федерального  и местного бюджетов за счет  выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

  

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Государственное  регулирование рынка  ценных бумаг в  России.

   Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования:

  1. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг. Осуществляется оно путем издания компетентными государственными органами нормативно-правовых актов.
  2. Создание специального органа государственного регулирования. Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ представляет собой федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через регламентацию порядка их деятельности и по выработке стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия ФКЦБ определяются Законом о РЦБ, Положением о ФКЦБ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N° 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 119 "Вопросы Федеральной комиссии но рынку ценных бумаг".

   Федеральная комиссия создает  свои территориальные органы, действующие  на основании Положений о них.  Функции ФКЦБ определены статьей 42 Закона о РЦБ. К ним относятся:

  1. осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг;
  2. утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;
  3. разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  4. установление требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию, листингу;
  5. установление обязательных требований к порядку ведения реестра;
  6. установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  7. контроль за соблюдением субъектами рынка ценных бумаг законодательства;
  8. создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

   3. Лицензирование профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг. Профессиональная деятельность  на рынке ценных бумаг осуществляется  профессиональными участниками  на основании лицензии, выданной  ФКЦБ или иным лицензирующим органом, получившим генеральную лицензию от ФКЦБ.

   Порядок и условия лицензирования  определяются Порядком лицензирования  отдельных видов профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ  от 15 августа 2000 г., с изменениями от 21 марта 2001 г.) и действующими в части, не противоречащей данному акту, Положением о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50), Положением о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 19 июня 1998 г. № 24, с изм. и доп.), и др.

   Данные акты устанавливают общие  требования, предъявляемые к профессиональным  участникам. Эти требования касаются:

   минимального размера собственного  капитала участника. Например, минимальный  размер собственного капитала  брокера не может быть менее  420 000 руб., дилера - не менее 670 000 руб.;

   наличия квалификации и стажа  работы для единоличных исполнительных органов, руководителей и специалистов, отсутствия у этих лиц судимости в сфере экономики;

   наличия в штате не менее  одного специалиста по каждому  виду осуществляемой профессиональной  деятельности;

   иных условий выдачи лицензии.

   Помимо общих требований, установлены особенности лицензирования брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

   Для получения лицензии соискатель  обращается в ФКЦБ. ФКЦБ в срок  не более 30 дней со дня регистрации  полного комплекта документов принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Законодательством предусмотрены основания для отказа в выдаче лицензии, а также порядок ее продления, приостановления, аннулирования.

   4. Лицензирование саморегулируемых  организаций, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг1.

   5. Аттестация специалистов рынка  ценных бумаг. Ее проведение  регулируется Положениями о системе  квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Аттестация проводится в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квалификационный аттестат.

   6. Регулирование информационного  обеспечения рынка ценных бумаг. Законодательством устанавливаются правила раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования служебной информации. Большое внимание уделяется регламентации рекламы на рынке ценных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:

   указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;

   указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

   использовать рекламу в целях  недобросовестной конкуренции.2   
7. Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг. Это направление государственного регулирования опирается на Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

   В целях обеспечения конкуренции  на фондовом рынке нормами  данного Закона определяются  действия финансовых организаций,  органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые могут повлечь за собой ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, и ответственность за совершение таких действий. К действиям, ограничивающим конкуренцию, в частности, относятся:

   злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением. Доля организации, предоставляющей услуги на рынке ценных бумаг, определяется исходя из соотношения ее оборота к общей сумме оборота организаций данного вида. Доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуг организацией, независимо от места ее нахождения. Злоупотребления доминирующим положением могут выразиться в установлении при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую услугу, включении в договор дискриминационных условий и в других правонарушениях.

   достижение соглашений в любой  форме между организациями, предоставляющими  услуги на рынке ценных бумаг,  между собой или с органами  власти или управления, ограничивающих  конкуренцию. Такие соглашения  могут быть направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок, процентных ставок; раздел рынка по территориальному принципу др.

   В целях поддержания конкуренции  на рынке финансовых услуг  предусмотрено обязательное получение  предварительного согласия федерального антимонопольного органа на создание объединений, ассоциаций, союзов финансовых организаций; на совершение ряда сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций. Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг.

   8. Установление мер, направленных  на обеспечение государственной  и общественной защиты интересов  субъектов рынка ценных бумаг.  Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. "О защите прав  и законных интересов инвесторов  на рынке ценных бумаг" введены дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на фондовом рынке, дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, направленные на защиту прав и законных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Влияние кризиса  на рынок ценных  бумаг в России.

   Мировой финансовый кризис глубоко проник в экономику как развитых, так и развивающихся стран, принес с собой крах крупнейших финансовых институтов, снижение курсов национальных валют и повсеместное замедление темпов экономического развития. Не осталась в стороне и финансовая система России. Отечественный рынок ценных бумаг явился одним из лидеров падения. Так, по итогам 2008 года, российские фондовые индексы потеряли больше чем американские и европейские, тем самым, заняв одно из самых высоких мест с отрицательным результатом. Если проследить динамику значения отечественных биржевых индексов, то стартом кризиса российского фондового рынка необходимо считать середину мая 2008 года, поскольку именно в мае биржевые индексы перестали расти, и началось стремительное и устойчивое падение. Поначалу динамика российских фондовых индексов практически не отличалась от динамики фондовых индексов других стран, то есть российский кризис был лишь составляющей общего кризиса. Изменилось все в середине июля, когда индекс РТС за один день упал на 4,5% при незначительных колебаниях индексов мирового фондового рынка и развивающихся рынков. Импульсом к обрушению фондового рынка стал российско-грузинский военный конфликт в августе. Таким образом, происходящее в России не является исключительным событием и укладывается в тенденцию на глобальных финансовых рынках, однако российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты. Не может не беспокоить тенденция, возникшая во второй половине 2008 года, - российский фондовый рынок снова перетекает на европейские биржевые площадки. Текущая ситуация проредила сообщество участников рынка ценных бумаг, исключив значительный объем краткосрочных инвесторов, спекулянтов и участников торговавших с использованием заемных средств. А в условиях ослабления рубля по отношению к доллару США нерезиденты интенсивно выводят активы с российского фондового рынка, оказывая дополнительное давление на цены. В итоге биржевые курсы акций сейчас ничего не отражают, а фондовые индикаторы не показывают реального состояния компаний и экономики в целом. Ликвидность российского рынка заметно снизилась, снизились обороты, что в свою очередь вызвало рост волатильности. Соответственно, ценовая динамика фондового рынка не поддается анализу какими-либо формальными методами. В условиях паники возможно формирование любых ценовых уровней активов, даже ниже ликвидационной стоимости активов эмитента.

Информация о работе Рынок ценных бумаг