Можно предположить, что если
механизмы конкуренции работают
достаточно эффективно, то правильное
решение можно принимать исходя из информации
о ценах.
Цены на товарных рынках дают
информацию о текущем состоянии
экономики, но часто нужна информация
о ее будущем.Такую информацию
дают финансовые рынки. Общий прогноз
развития экономики дают ставки по кредитам.
Более детальную информацию о будущем
отдельных отраслей и предприятий содержат
котировки акций. Прогноз развития самого
финансового рынка можно искать на рынке
фьючерсов и аналогичных инструментов.
На основе информации о рынке
ценных бумаг, становятся возможными перетоки
капитала из менее эффективных отраслей
в более эффективные. Тем самым повышается
эффективность экономики в целом.
5. Регулирующая функция. Эта функция означает
регулирование (посредством конкретных
фондовых операций) различных общественных
процессов. Например, путем проведения
операций с ценными бумагами регулируется
объем денежной массы, а их покупка государством,
наоборот, увеличивает этот объем. Рынок
ценных бумаг как инструмент рыночного
регулирования играет важную роль.
6. Стимулирующая функция заключается
в мотивации юридических и
физических лиц стать участниками
рынка ценных бумаг. Например,
путем предоставления права на
участие в управлении предприятием
(акции), права на получение дохода
(процентов по облигациям, дивидендов
по акциям), возможности накопления капитала
или права стать владельцем имущества
(облигации).
7. Контрольная функция предполагает
проведение контроля за соблюдением
норм законодательства участниками
рынка.
8. Функция сбалансирования спроса и предложения
означает обеспечение равновесия спроса
и предложения на финансовом рынке путем
проведения операций с ценными бумагами.
Рынок ценных бумаг – результат
многих стихийно протекающих
в рыночной экономике процессов.
Это относится, прежде всего, к процессу
инвестирования капитала. Последний предполагает,
что миграция капитала осуществляется
в виде поступления его к местам необходимого
приложения и оттока капитала из тех отраслей
производства, где имеется его излишек.
Механизм этого движения известен, растет
спрос на какие-то товары (услуги), соответственно
растут их цены, растут прибыли от производства,
и в эти отрасли переходят свободные капиталы,
покидая те отрасли производства, на продукцию
которых спрос сокращается и которые становятся
экономически менее эффективными. Ценные
бумаги являются средством, обеспечивающим
работу этого механизма, а фондовые биржи
являются сердцем этого механизма.
К специфическим функциям рынка
ценных бумаг можно отнести
следующие:
- функция страхования ценовых и финансовых
рисков.
Эта функция стала необходимой в результате
появления отдельного класса ценных бумаг:
фьючерсных и опционных контрактов.
В экономике рыночного типа
страхование выступает, с одной стороны
средством защиты бизнеса и благосостояния
людей, а с другой – коммерческой деятельностью
приносящей прибыль.
Выступая в денежной форме,
закрепляя эти отношения юридическими
документами, страхование имеет
черты, приближающие его к категории
«финансы» и «кредит».
Посредством страхования осуществляется
перераспределение ущерба, возникшего
в результате возникновения страхового
случая, с помощью специализированного
денежного страхового фонда, образуемого
за счет страховых взносов. Страховые
взносы в свою очередь являются платой
за страхование, которая вносится в соответствии
с заключенным договором страхования.
Страхование участвует в перераспределительной
функции рынка ценных бумаг.
- перераспределительноя функция. Она
условно может быть разбита на три подфункции:
- перераспределение
денежных средств между отраслями и сферами
рыночной деятельности.
- перевод сбережений,
прежде всего населения, из непроизводительной
в производительную форму.
- финансирование
дефицита государственного бюджета на
неинфляционной основе, то есть без выпуска
в обращение дополнительных денежных
средств.
В целом же функционирование
капитала в форме ценных бумаг
способствует формированию эффективной
и рациональной экономики, поскольку
он стимулирует мобилизацию свободных
денежных ресурсов в интересах
производства и их распределение в соответствии
с потребностями рынка.
Ценные бумаги абсорбируют временно
свободный капитал, где бы он
не находился, и через куплю/продажу
помогают его «перебросить» в
необходимом направлении. В практике
рыночной экономики это ведет к тому, что
капитал размещается главным образом
в тех производствах, которые действительно
необходимы обществу. В результате возникает
оптимальная структура общественного
производства( причем не только по размещению
капитала, но и по их размерам в отдельных
отраслях производства) и создается бездефицитная
экономика, то есть общественное производство
в основном соответствует общественному
спросу. Это важное достоинство рыночной
экономики.
Глава
2. Рынок ценных бумаг
в России.
2.1.
Современное состояние
рынка ценных бумаг
в России.
В России выбрана смешанная модель фондового
рынка, на котором одновременно и с равными
правами присутствуют и коммерческие
банки, имеющие все права на операции с
ценными бумагами, и небанковские инвестиционные
институты. Рынок ценных бумаг в России
- это молодой, динамичный рынок с быстро
нарастающими объемами операций, с все
более изощренными финансовыми инструментами
и диверсифицированной регулятивной и
информационной структурой.
Российский РЦБ представляет
собой достаточно непредсказуемое
явление, во многом зависящее
от ожиданий иностранных портфельных
инвесторов. Корпоративные фондовые ценности,
обращающиеся на указанном рынке, представляют
собой набор бумаг всего нескольких десятков
эмитентов, многие из которые к тому же
являются монополистами (естественными
и искусственно созданными) в той или иной
области деятельности, а следовательно,
движение цен (котировок) на эти бумаги
мало отражает фундаментальные процессы
в реальной производственно-хозяйственной
и финансовой деятельности данных компаний.
Тем не менее, именно эти бумаги могут
представлять интерес для портфельных
(спекулятивных) инвесторов на рассматриваемом
рынке, но при условии, что инвестор (в
данном случае брокер) полностью принимает
на себя соответствующие риски, в том числе
обусловленные непредсказуемостью отечественного
РЦБ и его зависимостью от иностранного
спекулятивного капитала и международных
финансовых институтов. В этой связи следует
иметь в виду, что в рыночно развитых экономиках
широкое раскрытие информации об эмитентах
ценных бумаг и сделках на организованных
РЦБ, а также данных о финансовом состоянии
кредитных организаций рассматривается
в качестве механизма, позволяющего переложить
часть ответственности за принимаемые
решения на инвесторов.
В целом финансовый рынок России
(его устройство и объемы) не
соответствуют масштабам экономики,
фактическому уровню инвестиций, как
в финансовый, так и в реальный сектор.
Причины этого следующие.
Во-первых, крупный бизнес, как известно,
привлекает капитал в основном
не на российских, а на зарубежных
площадках. К тому же расчеты
(платежи) по операциям со многими
ценными бумагами, торгуемыми на российском
рынке, фактически идут через оффшоры,
т.е. на самом деле капитал в страну не
«заходит», и такая торговля является
по сути бесполезной для экономики в целом.
Здесь сказывается влияние структурных
особенностей экономики страны. В России
в своем развитии вперед ушли, прежде всего,
сырьевые отрасли, именно ориентированные
на экспорт. Рынок сбыта этих компаний
находится не в собственной стране, а в
основном за границей. Поэтому и вся их
корпоративная, финансовая политика направлена
на внешние рынки. Это приводит к тому,
что наиболее хорошо организованные компании
сориентированы на международные рынки
и стараются работать на международных
рынках капитала.
Во-вторых, своеобразна инфраструктура
российского фондового рынка. По
сути, у нас две основные торговые площадки
— Российская торговая система (РТС) и
ММВБ. Первая была построена в свое время
за счет иностранных денег (было вложено
около 80 млн. долл.) и она устроена таким
образом, что обслуживает в основном операции
оффшорных компаний. Вторая площадка —
ММВБ — была построена с помощью государства
(не столько финансовой, сколько «направляющей»).
Так или иначе, в стране существует всего
две значимые площадки. Больше никакого
капитала в развитие фондового рынка вложено
не было.
Разумеется, изменение «лица» финансового
рынка будет зависеть от дальнейшего
успешного развития экономики.
Но даже при этом последнем
условии, как полагают авторитетные
эксперты, при фактическом уровне
открытости российской экономики,
при нынешних условиях регулирования
рынка и при той его инфраструктуре, которая
имеется сегодня, наш внутренний финансовый
рынок вряд ли ожидает блестящее будущее.
Открытость экономики предполагает
открытость конкуренции, а это
означает, что российские компании,
другие участники рынка всегда имеют возможность
выбирать, где работать и какими инструментами
пользоваться. Есть хорошо развитая мировая
система, и те, кто способен, старается
идти на внешние рынки. Получается, что
на внутренних финансовых рынках работают
только те, кто не способен выйти на международные.
И чтобы преодолеть эту ситуацию, органы
государственного управления и регулирования
должны проводить активную политику —
способствующую, прежде всего созданию
дружественной, достаточно дешевой инфраструктуры
финансового рынка и снижению рисков его
участников. При этом важно учесть, что
российский финансовый рынок в его сегодняшнем
реальном состоянии — это не та сфера,
где можно решить стоящие перед ним проблемы
одними только чисто рыночными механизмами
(конкуренция и др.).
Российский фондовый рынок характеризуется
следующим:
- небольшими
объемами и неликвидностью;
- "неоформленностью"
в макроэкономическом смысле (неизвестно
соотношение сил на фондовом
рынке и т. п.);
- неразвитостью
материальной базы, технологий торговли,
регулятивной и информационной инфраструктуры;
- раздробленной
системой государственного регулирования;
- отсутствием
государственной долгосрочной политики
формирования рынка ценных бумаг;
- высокой
степенью всех рисков, связанных
с ценными бумагами;
- значительными
масштабами грюндерства, т. е.
агрессивной политикой учреждения
нежизнеспособных компаний;
- крайней
нестабильностью в движениях
курсов акций и низкими инвестиционными
качествами ценных бумаг;
- отсутствием
открытого доступа к макро- и микроэкономической
информации о состоянии фондового рынка;
- инвестиционным
кризисом;
- отсутствием
обученного персонала и крупных,
заслуживших общественное доверие
инвестиционных институтов;
- агрессивностью
и острой конкуренцией при отсутствии
традиций деловой этики;
- высокой
долей спекулятивного оборота;
- расширением
рынка государственных долговых
обязательств и спроса государства
на деньги, что сокращает производительные
инвестиции в ценные бумаги.
В разрезе финансовых инструментов данный
рынок (биржевой и внебиржевой) представлен
в основном акциями топливно-энергетических
монополий и относительно ликвидными
долговыми обязательствами государства,
т.е. здесь торгуются следующие виды ценных
бумаг:
- корпоративные
ценные бумаги (рынок корпоративных ценных
бумаг — это рынок акций, рынок облигаций,
рынок векселей);
- государственные
(федеральные) ценные бумаги;
- ценные бумаги
субъектов РФ;
- производные
ценные бумаги;
- депозитарные
расписки российских эмитентов (германские,
Лондонская, Нью-Йоркская фондовые биржи
и внебиржевой рынок США).