Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

Оглавление

Введение 3
1. Рыночная экономика 5
1.1. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 6
1.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм) 7
2. Роль государства в рыночной экономике 10
2.1. Причины возникновения рыночно-регулируемых систем 10
2.2. Эволюция системы регулирования 14
2.3. Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и функции государства 15
2.4. Функции государства при регулировании рыночной экономики на данном этапе 21
2.5. Роль государства в рыночной экономике 23
3. Способы оценки государственного регулирования рыночной экономики 29
3.1. Методика комплексной оценки эффективности государственного регулирования экономики 30
Заключение 33
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 296.58 Кб (Скачать)

6.  В  90 гг. XX в. (стадия корпоративного  регулирования) влияние государства  на экономику было ослаблено.  В таких условиях крупный бизнес, представленный в том числе  в виде могущественных транснациональных  корпораций, берет на себя часть  функций правительства, фактически  формируя стратегии развития  целых секторов экономики.

7.  В  начале XXI века (стадия государственного  регулирования) в экономике на  первый план выдвинулись проблемы, порождаемые изменениями, происходящими  в современном мире, возникла  необходимость существенного усиления  государственного регулирования  экономики. 

При  анализе  исторических  аспектов  смены  преобладающих  уровней  регулирования экономики можно  выявить закономерность в их временной  продолжительности, заключающаяся  в том, что каждая последующая  стадия регулирования экономики  была примерно в два раза короче предыдущей. 

2.3. Несостоятельность рыночного  регулирования в современных  условиях и функции государства

Рыночное  регулирование, или саморегулирование  экономики, осуществляется через механизм свободной конкуренции и свободного ценообразования, полной свободы экономической  деятельности хозяйственных субъектов. Суть его заключается в том, что  вследствие внутриотраслевой и межотраслевой  конкуренции происходит стихийное  переливание капитала, структурные  сдвиги в экономике, устанавливаются  пропорции между сферами и  отраслями народного хозяйства  и т. п.

Такой механизм без особенных сбоев функционировал в течение почти трех столетий. Впервые он проявил свою несостоятельность  во время экономического кризиса  1825 г. Кризис показал, что сбалансированность национального рынка и прежде всего равновесие между спросом и предложением достигаются вследствие разрушения, уничтожения части национального богатства, стагнации производительных сил. При этом соответствующая сбалансированность народного хозяйства периодически (через каждых 10—11 лет) восстанавливалась в течение почти 50 лет. Окончательный  крах система рыночного саморегулирования потерпела во время кризиса 1929-1933 гг.

Каковы  же причины несостоятельности механизмов рыночного регулирования? К наиболее важным и наиболее общим относятся9:

— появление  новых элементов в системе  производительных сил, в частности, науки и необходимость государственного регулирования фундаментальных  научных исследований. В настоящее  время в системе производительных сил появился еще один структурный  элемент — информация, который  также требует усиления регулирующей роли государства;

— повышение  качества рабочей силы (уровня образования, квалификации, потребностей и т., п.). В современных условиях уровень  развития техники, технологии, организации  производства, рост безработицы и  расширение рынков рабочей силы, другие факторы вынуждают государство  тратить огромные средства на развитие в общенациональном масштабе образования, здравоохранения, переквалификацию рабочей  силы и т.д. Государство берет  на себя также функции обеспечения  населения услугами почты, транспортными  коммуникациями и системами связи, организации национальной обороны  и т. д.

— угроза экологического кризиса. Рынок не может  учитывать экологический фактор, поскольку его невозможно выразить в рыночной цене, а значит, он лишен  таких внутренних рычагов, которые  бы стимулировали предпринимателей беречь природу и не наносить своей  деятельностью ущерб окружающей среде;

— неспособность  равномерно развивать регионы той  или иной страны, их производительные силы, обеспечивать занятость их населения  и т. д.;

— неспособность  обеспечить справедливое распределение  и социальную защиту населения. Чрезмерные масштабы социальной несправедливости усугубляют противоречия экономической  системы, снижают ее эффективность  и неминуемо обостряют социальные противоречия, вызывают социальные революции;

— ограниченность механизма рыночного регулирования  экономики вследствие углубления процесса обобществления производства и труда, включающего отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства, его концентрации и т. д. Результатом развертывания данного процесса является рост количества отраслей, усиление межотраслевых связей, для координации которых в масштабах всего хозяйства необходим единый центр управления;

— несоответствие рыночного механизма требованиям  времени, обусловленное значительным усложнением отношений собственности. Чтобы обеспечить конкурентоспособность  сложной экономической системы, государство должно выработать единые для всех участников правила игры: сформировать единую нормативную базу, выработать научно обоснованную политику налогообложения и т. п.; — несовместимость  сущности рынка с необходимостью выработки и проведения единой экономической  политики развития всей социально-экономической  системы, сбора, обработки и использования  для этого разветвленной системы  информации, осуществления экономического программирования и прогнозирования;              

— неспособность  обеспечить народное хозяйство требуемым  количеством денег и проводить  через центральный банк единую денежно-кредитную  политику;

— стихийное  действие экономических регуляторов (колебания спроса и предложения, перелива капитала, экономических кризисов и др.), что требует продолжительного времени для устранения диспропорций;

— несостоятельность  в преодолении монополизма, монополистических  тенденций в экономике, инфляции, кризисов перепроизводства, безработицы  и других негативных явлений, рынком же порожденных. Таким образом, он не может самостоятельно обеспечить стабильный экономический рост.

Отмеченные  выше причины (наряду с менее важными  и менее существенными) обусловливают  кризис рыночной системы в пределах отдельных государств и в масштабах  мировой системы хозяйства, где  существует острая необходимость в  регулировании мировых хозяйственных  связей (торговли, валютных отношений).

Ограниченность  рыночного механизма не означает, однако, что рыночные регуляторы в  современных экономических системах излишни. Они должны использоваться в органичном единстве с государственным  и надгосударственным регулированием, но приоритет в обеспечении сбалансированности национального и мирового рынков, в установлении (или обновлении) экономических пропорций, решении  многих других проблем развития современной  экономической системы принадлежит  государству. В будущем значение государственного регулирования еще  более возрастет. Связано это, прежде всего, с возникновением и обострением  таких глобальных проблем современности, как угроза самоуничтожения человечества вследствие ядерной войны, мировой экологический кризис и др. Необходимость их разрешения требует значительного расширения и усиления экономических функций государства.

Рассмотрим  вначале функции государства  на низшей стадии развития капитализма10.

В условиях становления и восходящего развития капиталистического способа производства функции государства, в том числе  экономические, значительно расширяются. Прежде всего, государство выполняет  функцию первичного накопления капитала. В этот период оно становится собственником  арсеналов и верфей, предприятий  по добыче меди, железной руды, изготовлению пороха, развивает мануфактурное  производство, регламентирует его деятельность. Чтобы иметь источник пополнения богатства, государство создает  водочные, соляные, табачные монополии. С XVII в. возникают государственные  и смешанные компании для управления и торговли с колониями, устанавливается  государственная собственность  на землю и недра. Важнейшими экономическими функциями государства в этот период становятся развитие конкуренции, ограничение иностранного влияния  на местную промышленность, содержание почты, портов, транспортных средств, организация  географических исследований. С помощью  соответствующего законодательства государство  также регулирует продолжительность  рабочего дня, частично — размер заработной платы.

По мере перерастания производительными силами узких границ монополистической  собственности разворачивается  процесс все большего огосударствления системы производительных сил и  производственных отношений, а также  хозяйственного механизма, то есть процесс  огосударствления экономики. Поэтому  государство из чисто надстроечного  элемента превращается и в неотъемлемый элемент базиса. Его экономические  функции значительно расширяются  и углубляются. Качественно новой  экономической функцией государства  в этот период становится функция  воспроизводства совокупного капитала. Она заключается в том, что  государство берет на себя решение  такой глобальной экономической  задачи, как целостное развитие всей экономической системы, обеспечение  ее нормального воспроизводства  на расширенной основе. О выполнении государством глобальной экономической  функции свидетельствует его  растущая роль в качестве предпринимателя, инвестора, продавца, покупателя, кредитора, должника, организатора, центральной  регулирующей силы и т. д. К основным экономическим функциям государства  относятся также создание условий  для прогресса каждого элемента системы производительных сил, ослабление, а по возможности, и предотвращение экономических кризисов, осуществление распределения и перераспределения национального богатства в пользу наиболее бедных слоев населения и др.

Иначе говоря, в современных условиях без широкомасштабного  вмешательства государства в  экономику, во все сферы общественного  воспроизводства экономическая  система не смогла бы существовать. Эту истину, а также ограниченность чисто рыночной системы хозяйствования впервые среди западных ученых осознал  Дж. Кейнс.

Если  рассматривать воздействие государства  на развитие системы производительных сил, то следует подчеркнуть экономическую  неизбежность огосударствления процесса воспроизводства каждого элемента этой системы: рабочей силы, средств  производства, предметов труда, науки, используемых людьми сил природы, форм и методов организации труда, а в современных условиях —  и информации.

Огосударствление  процесса воспроизводства рабочей  силы происходит в разнообразных  формах. К ним, в частности, относится  рост численности работников государственного сектора; организация общественных работ и создание соответствующих  государственных учреждений; увеличение расходов государства на помощь безработным, на пенсии по возрасту, ответственность  правительства за решение этой проблемы; установление минимальной заработной платы, введение шкалы заработной платы  в зависимости от квалификации работников регулирования продолжительности  рабочего дня, расходов на оплату сверхурочных работ, условий труда, принятие закона о праве работников на организацию  и др.

Формами огосударствления рабочей силы являются развитие государством образования, здравоохранения, подготовка и переквалификация работников, меры по охране окружающей среды. Без  выполнения им этих функций процесс  воспроизводства современной рабочей  силы нормального качества был бы невозможен, поскольку за счет заработной платы работников и служащих он осуществляется лишь частично. Таким образом, государство  обеспечивает качественно новые  формы развития главной производительной силы, благодаря чему осуществляется эволюция экономической системы.

Огосударствление  процесса воспроизводства средств  производства происходит путем строительства  государственных предприятий; создания совместных с частным капиталом  корпораций; финансирования передовых  наукоемких отраслей, которые обеспечивают развертывание НТР; установления ускоренных форм амортизации; реализации благоприятной  налоговой, финансово-кредитной политики и т. д.

Огосударствление  процесса воспроизводства науки  осуществляется в форме финансирования государством научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок, подготовки научных кадров, строительства  и содержания научных лабораторий, научно-исследовательских центров, формирования государственной интеллектуальной собственности (в виде патентов, лицензий и т. д.).

Специфические формы присущи огосударствлению процессов воспроизводства других элементов системы производительных сил и производственных отношений, в частности, отношений экономической  собственности. Его обобщающим результатом  является формирование и развитие государственной  собственности, качественно новой, более прогрессивной общественной формы развития производительных сил, которая дает широкий простор  развитию производительных сил, умножая  экономическое могущество государства. По оценке Дж. Гэлбрейта, доля государства в экономике США в начале XX в. составляла 8 %, а в 60-х гг. — около 30 %. Если учитывать не только долю государственной собственности, но и влияние государства на развитие экономической системы, то можно сделать вывод о доминирующей роли современного государства в экономике развитых стран Запада.

Одним из обобщающих показателей превращения  государства в доминирующий фактор экономического развития является рост доли государственной собственности  в создаваемом в обществе национальном доходе.

Динамизм  развития государственной собственности  после перерастания производительными  силами границ корпоративной собственности  обусловлен прежде всего развертыванием НТР. Развитие государственной формы  собственности, а вместе с ней  — и экономических функций  государства, происходит в соответствии с законами диалектики, прежде всего, законом отрицания отрицания. Это означает, что, несмотря на превращение государственной собственности в доминирующую общественную форму развития производительных сил, она не абсолютно, а диалектически отрицает предыдущие, менее развитые формы собственности, с сохранением их положительных сторон11.

Информация о работе Рыночная экономика