Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:03, курсовая работа
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
Введение 3
1. Рыночная экономика 5
1.1. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 6
1.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм) 7
2. Роль государства в рыночной экономике 10
2.1. Причины возникновения рыночно-регулируемых систем 10
2.2. Эволюция системы регулирования 14
2.3. Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и функции государства 15
2.4. Функции государства при регулировании рыночной экономики на данном этапе 21
2.5. Роль государства в рыночной экономике 23
3. Способы оценки государственного регулирования рыночной экономики 29
3.1. Методика комплексной оценки эффективности государственного регулирования экономики 30
Заключение 33
Библиография 35
6. В
90 гг. XX в. (стадия корпоративного
регулирования) влияние
7. В
начале XXI века (стадия государственного
регулирования) в экономике на
первый план выдвинулись
При анализе исторических аспектов смены преобладающих уровней регулирования экономики можно выявить закономерность в их временной продолжительности, заключающаяся в том, что каждая последующая стадия регулирования экономики была примерно в два раза короче предыдущей.
Рыночное
регулирование, или саморегулирование
экономики, осуществляется через механизм
свободной конкуренции и
Такой механизм
без особенных сбоев
Каковы
же причины несостоятельности
— появление
новых элементов в системе
производительных сил, в частности,
науки и необходимость
— повышение качества рабочей силы (уровня образования, квалификации, потребностей и т., п.). В современных условиях уровень развития техники, технологии, организации производства, рост безработицы и расширение рынков рабочей силы, другие факторы вынуждают государство тратить огромные средства на развитие в общенациональном масштабе образования, здравоохранения, переквалификацию рабочей силы и т.д. Государство берет на себя также функции обеспечения населения услугами почты, транспортными коммуникациями и системами связи, организации национальной обороны и т. д.
— угроза
экологического кризиса. Рынок не может
учитывать экологический
— неспособность равномерно развивать регионы той или иной страны, их производительные силы, обеспечивать занятость их населения и т. д.;
— неспособность
обеспечить справедливое распределение
и социальную защиту населения. Чрезмерные
масштабы социальной несправедливости
усугубляют противоречия экономической
системы, снижают ее эффективность
и неминуемо обостряют
— ограниченность
механизма рыночного
— несоответствие
рыночного механизма
— неспособность обеспечить народное хозяйство требуемым количеством денег и проводить через центральный банк единую денежно-кредитную политику;
— стихийное действие экономических регуляторов (колебания спроса и предложения, перелива капитала, экономических кризисов и др.), что требует продолжительного времени для устранения диспропорций;
— несостоятельность в преодолении монополизма, монополистических тенденций в экономике, инфляции, кризисов перепроизводства, безработицы и других негативных явлений, рынком же порожденных. Таким образом, он не может самостоятельно обеспечить стабильный экономический рост.
Отмеченные
выше причины (наряду с менее важными
и менее существенными) обусловливают
кризис рыночной системы в пределах
отдельных государств и в масштабах
мировой системы хозяйства, где
существует острая необходимость в
регулировании мировых
Ограниченность
рыночного механизма не означает,
однако, что рыночные регуляторы в
современных экономических
Рассмотрим вначале функции государства на низшей стадии развития капитализма10.
В условиях
становления и восходящего
По мере
перерастания производительными силами
узких границ монополистической
собственности разворачивается
процесс все большего огосударствления
системы производительных сил и
производственных отношений, а также
хозяйственного механизма, то есть процесс
огосударствления экономики. Поэтому
государство из чисто надстроечного
элемента превращается и в неотъемлемый
элемент базиса. Его экономические
функции значительно
Иначе говоря, в современных условиях без широкомасштабного вмешательства государства в экономику, во все сферы общественного воспроизводства экономическая система не смогла бы существовать. Эту истину, а также ограниченность чисто рыночной системы хозяйствования впервые среди западных ученых осознал Дж. Кейнс.
Если
рассматривать воздействие
Огосударствление
процесса воспроизводства рабочей
силы происходит в разнообразных
формах. К ним, в частности, относится
рост численности работников государственного
сектора; организация общественных
работ и создание соответствующих
государственных учреждений; увеличение
расходов государства на помощь безработным,
на пенсии по возрасту, ответственность
правительства за решение этой проблемы;
установление минимальной заработной
платы, введение шкалы заработной платы
в зависимости от квалификации работников
регулирования
Формами
огосударствления рабочей силы являются
развитие государством образования, здравоохранения,
подготовка и переквалификация работников,
меры по охране окружающей среды. Без
выполнения им этих функций процесс
воспроизводства современной
Огосударствление процесса воспроизводства средств производства происходит путем строительства государственных предприятий; создания совместных с частным капиталом корпораций; финансирования передовых наукоемких отраслей, которые обеспечивают развертывание НТР; установления ускоренных форм амортизации; реализации благоприятной налоговой, финансово-кредитной политики и т. д.
Огосударствление
процесса воспроизводства науки
осуществляется в форме финансирования
государством научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Специфические
формы присущи огосударствлению
процессов воспроизводства
Одним из обобщающих показателей превращения государства в доминирующий фактор экономического развития является рост доли государственной собственности в создаваемом в обществе национальном доходе.
Динамизм развития государственной собственности после перерастания производительными силами границ корпоративной собственности обусловлен прежде всего развертыванием НТР. Развитие государственной формы собственности, а вместе с ней — и экономических функций государства, происходит в соответствии с законами диалектики, прежде всего, законом отрицания отрицания. Это означает, что, несмотря на превращение государственной собственности в доминирующую общественную форму развития производительных сил, она не абсолютно, а диалектически отрицает предыдущие, менее развитые формы собственности, с сохранением их положительных сторон11.