Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

Оглавление

Введение 3
1. Рыночная экономика 5
1.1. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 6
1.2. Современная рыночная экономика (современный капитализм) 7
2. Роль государства в рыночной экономике 10
2.1. Причины возникновения рыночно-регулируемых систем 10
2.2. Эволюция системы регулирования 14
2.3. Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и функции государства 15
2.4. Функции государства при регулировании рыночной экономики на данном этапе 21
2.5. Роль государства в рыночной экономике 23
3. Способы оценки государственного регулирования рыночной экономики 29
3.1. Методика комплексной оценки эффективности государственного регулирования экономики 30
Заключение 33
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 296.58 Кб (Скачать)

• изменение  структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания  роли услуг. Так, в России уже в  начале 90-х гг. услуги стали преобладать  над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;

• новое  отношение к труду, так как  для высокообразованных работников характерно творческое отношение к  нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;

• повышение  внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому  развитию, т.е. ограничивающему безоглядное  использование природных ресурсов;

• гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);

• информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно  увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном  обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных  фирм) и потребителей (все общество);

• ренессанс  малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;

• глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа  фирм мир стал единым рынком, для  многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической  операцией4.

 

2. Роль государства  в рыночной экономике

Представление о роли государства, степени его  воздействия на экономику страны, различались в разные периоды  экономического развития общества. Исторически  первой концепцией о роли государства  в рыночной экономике была концепция  классической политической экономики.

В соответствии с представлениями классиков, государство  призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать  споры между участниками рыночного  процесса, все то, что отдельный  человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

2.1. Причины возникновения рыночно-регулируемых систем

В настоящее  время существует два ведущих  методологических подхода к вопросу  государственного регулирования рыночной экономики. Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

Во всех общественных системах государство  играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший  набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной  экономике государство берет  на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. В рыночной экономике  перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

С момента  своего рождения капиталистический  способ производства основывался на ручном труде и наиболее адекватной общественной формой его развития была индивидуальная собственность. Рыночная форма связи между мелкими  предприятиями абсолютно преобладала  и производство, и присвоение носили в то время преимущественно частный  характер. Но уже в этот период наряду с рыночными формами связи  как всеобъемлющими, абсолютно преобладающими, которые осуществлялись стихийно и  с начала XIX в. периодически проявлялись  через кризисы, зарождаются связи  внерыночные, приобретающие формы  организованных, планомерных, сознательно  регулируемых. Они ограничивались отдельным  предприятием и основывались прежде всего на единичном разделении труда в форме подетальней и пооперационной специализации отдельных работников. Каждый отдельный продукт их труда приобретал форму товара. Так, К. Маркс в «Капитале» приводит пример того, как при изготовлении иголок проволока проходит через руки 92 работников со специфическими навыками5.

В конце XVIII — начале XIX в. зарождается новый  технологический способ производства, который основывается на машинном труде. При этом подетальная и пооперационная специализация наемного работника в пределах единичного разделения труда обусловливает технологическую зависимость отдельных предприятий, их подчинение единому контролю. К концу XIX в. производство становится все более общественным, углубляется общественное разделение труда. Несмотря на то что сфера рыночных форм связи увеличивается и они доминируют, границы планомерности расширяются до монополистических объединений, особенно в форме трестов. Тресты, по словам В.И. Ленина, производят товары не стихийно, а по учету. Кроме того, появляются вексельные курсы, прейскуранты, развивается почтовая и телеграфная связь, возникают новые способы сообщения, государственная статистика и т. п., что дает возможность повышать информированность предпринимателей. Стихийные процессы в определенной мере ограничиваются и корпорациями6.

Что касается расширения планомерности в сфере  непосредственного производства внутри компаний, то в современных условиях эта тенденция не ограничивается гигантскими корпорациями, а пробивает  себе дорогу в их взаимоотношениях со многими мелкими и средними предпринимателями — поставщиками отдельных деталей. Так, в контрактные  отношения с американской автомобильной  корпорацией «Дженерал моторе» включено около 40 тыс. таких предприятий.

Вслед за развитием общественного характера  производства, хотя и медленнее, в  пределах частнокапиталистической  формы собственности эволюционирует коллективный характер присвоения. Сначала  коллективное присвоение осуществляется лишь в интересах предпринимателей, объединенных в акционерное общество, то есть в интересах узкой группы лиц, затем границы планомерности, сознательного регулирования и  контроля значительно расширяются.

В начале XX в. производительные силы перерастают  границы отдельных монополистических  объединений. Это обусловливает  интенсивное огосударствление экономики, усиление роли государства в развитии производительных сил.

С конца 30-х гг. XX в. доминирующей формой общественного  разделения труда становятся подетальная и пооперационная формы единичного разделения, а их материальной основой — комплексная механизация и автоматизация производства. С середины 50-х гг. формируется новый технологический способ производства, основанный на автоматизированном труде.

Если  в условиях общего и особенного разделения труда увеличение количества отраслей промышленности сопровождалось полной юридической, технологической и  экономической обособленностью  специализированных предприятий, то в  условиях господства единичной формы  разделения труда каждое из них становится технологически взаимосвязанным с  другим. Все производственные единицы, даже те, которые находятся в разных странах, должны работать по единому  технологическому плану, придерживаться единого ритма производства, количественно-качественных характеристик продукции. В условиях особенного разделения труда взаимосвязь  обособленных друг от друга сфер производства при их слиянии в совокупный общественный производственный организм и при  наличии социально-экономической  обособленности производителей сопровождалась куплей-продажей товаров и носила опосредованный характер, а при единичном  разделении труда результаты отдельных  видов обособленного труда внутри гигантских компаний перестают быть товаром. Товаром они становятся только после завершения производственного  цикла, после покупки их другими  компаниями.

Эти процессы усилили тенденцию к планомерности  развития внерыночных форм связи, расширили  масштабы сознательного регулирования  экономики. В современных условиях планомерная форма связи осуществляется в пределах различных форм собственности  во всех сферах общественного воспроизводства. На основе согласования планов своей  деятельности развиваются долгосрочные кооперационные связи между производителями  и потребителями, происходит формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с  торговыми компаниями. Кроме того, возрастает роль таких форм сотрудничества гигантских корпораций, как организация  совместных предприятий, фирм, обмен  патентами, научно-технической информацией. Высшей формой развития корпоративной  планомерности является создание широкой  сети многоотраслевых транснациональных  корпораций (ТИК). В середине 90-х гг. на 600 наиболее крупных промышленных ТНК приходилось от 1/5 до 1/4 условно  чистой продукции капиталистического мира, а на ТНК в целом —  от 1/4 до 1/3 ВНП, 2/3 экспорта и свыше 90 % прямых зарубежных инвестиций. В пределах многоотраслевых ТНК создается  своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное  управление производством, реализацию продукции и т. п. своим отделениям, филиалам, но общее распределение долгосрочных фондов развития остается у управляющего ядра. В таких концернах продолжается подрыв товарного производства, усиление непосредственных форм связи, расширение границ общего контроля. По имеющимся данным, на внутрифирменные международные поставки приходится почти 70 % всей мировой торговли, почти 90 % продажи патентов и лицензий7.

Наряду  с усилением планомерности развития негосударственного сектора нарастают  процессы огосударствления производительных сил, финансово-кредитной сферы, значительной части национального дохода, расширяется  государственное регулирование, программирование и прогнозирование капиталистической  экономики. Государство сознательно  устанавливает и регулирует такие  глобальные макроэкономические пропорции  общественного воспроизводства, как  соотношение между спросом и  предложением, производством и потреблением, между товарной и денежной массами  и т. д.

Важной  функцией государства в связи  с этим является разработка долгосрочных (на 5 и более лет) программ экономического и социального развития, которые  насыщают экономическую систему  всесторонней информацией, а значит, усиливают обратные связи и способствуют стабильности всей системы. При этом создается орган управления, формулирующий (с различной степенью адекватности) присущую системе объективную цель, ставящий общие задачи, планирующий  выделение ресурсов, устанавливающий  нормативы, сроки и т. д. Объектом государственного регулирования становится система производительных сил, в  частности, развитие средств производства (в первую очередь в отраслях, которые определяют НТП) благодаря  реализации политики ускоренной амортизации, государственного стимулирования инновационных  процессов; рабочей силы; науки, особенно фундаментальных научных исследований. Объектом регулирования выступают  и производственные отношения, или  отношения собственности, общественный способ производства в целом.

Некоторое ослабление централизованного  вмешательства государства в  экономику, наблюдающееся в последние  годы, связано, главным образом, с  преобладанием административно-хозяйственных  методов регулирования и усилением  его селективного характера —  направленностью, прежде всего, в сферу  НИОКР и отраслей, определяющих НТР. Осуществляется такое вмешательство  с помощью программно-целевого управления, контрактного и бюджетного финансирования, усиления экономических методов  стимулирования предпринимательской  деятельности.

Таким образом, планомерность из тенденции  перерастает в важнейшую закономерность экономического развития.

Однако  существует много других причин, которые  вызывают объективную необходимость  государственного вмешательства в  рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые  либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие  внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

2.2. Эволюция системы регулирования

Проанализировав анализ процесса регулирования рыночной экономики в историческом  аспекте  можно установить цикличность  смены  преобладающего уровня регулирования  в последовательности, представленной на рисунке 2.1.

Рис.2.1. Схема  цикличной смены преобладающего уровня регулирования экономики

Вышеуказанная схема подтверждается следующими историческими  аспектами смены преобладающего уровня регулирования рыночной экономики8:

1.  В  период становления капиталистических  отношений в Западной Европе XVI-XVIII вв. (стадия государственного регулирования)  господствовала теория «меркантилизма»,  которая основывалась на признании  безусловной необходимости государственного  регулирования в период первоначального  накопления капитала. 

2.  Классическая  теория регулирования рыночной  экономики (стадия рыночного саморегулирования)  складывается в XVIII-XIX вв., и полностью  формируется в странах Западной  Европы и США к 50-60-м гг. XIX в. Эта стадия связана с распространением  идей А. Смита об ограничении  государственного вмешательства  в рыночный механизм, основным  регулятором которого должна  быть цена товара, а также соотношение  спроса на товар и его предложения. 

3.  Стадия  корпоративного регулирования экономики  впервые появилась за 20-25 лет до  Первой мировой войны (конец  XIX в.). Набравшие к этому времени  силу корпорации получили возможность  целенаправленно воздействовать  на цены и объем производства,  сбыта товаров. В то же время для мелких фирм цена продолжала выступать как внешний регулятор их товарного предложения. 

4.  В  40-е гг. XX в. вновь наступает  стадия государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся после  кризиса 1929-1933 гг. в США, самого  глубокого в истории рыночной  экономики, а также вызванная  необходимостью восстановления  экономики после Второй Мировой  войны. Существовавший в то  время хозяйственный механизм  показал свою несостоятельность  в преодолении кризиса, обеспечении  стабильного состояния и развития  рыночной экономики и общества  в целом.

5.  Со  второй половины 70-х – начала 80-х гг. XX в. (стадия рыночного саморегулирования)  началась переоценка ценностей  под лозунгом отказа от методов  активного государственного вмешательства  в экономику, получают признание  идеи монетаризма. 

Информация о работе Рыночная экономика