Роль золота в современной валютной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 03:33, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля нужна для большинства стран, как в экономическом, так и в социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли;
проанализированы динамика и структура внешней торговли РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
1. Основные методологические аспекты внешней торговли………………
1.1.Понятие внешней торговли……………………………………………...
1.2. Внешнеторговый мультипликатор…………………………………..
1.3. Государственное регулирование внешней торговли………………..
2. Особенности современного развития внешней торговли России……………
2.1.Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ………………………………………………………………
2.2. Динамика и перспективы развития внешней торговли России…….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...
Приложения…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая -Внешняя торговля России тенденции и перспективы развития.doc

— 530.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию 

 

Негосударственное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Поволжский институт бизнеса»

_________________________________________

Факультет Менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория» на  тему:

«Роль золота в современной валютной системе»

 

 

 

 

     

Автор: студент 2 курса 

заочной формы обучения

                                                                                         Дмитрова О.И.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Крутова  Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара  2012

Введение…………………………………………………………………….

3

1. Основные  методологические аспекты внешней  торговли………………

6

1.1.Понятие внешней торговли……………………………………………...

6

1.2.  Внешнеторговый  мультипликатор…………………………………..

11

1.3. Государственное регулирование  внешней торговли………………..

12

2. Особенности  современного развития внешней  торговли России……………

20

2.1.Торгово-экономическое  сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ………………………………………………………………

20

2.2. Динамика и перспективы  развития внешней торговли России…….

28

Заключение…………………………………………………………………

32

Список использованной литературы…………………………………...

33

Приложения…………………………………………………………………

 



 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная торговля нужна для большинства стран, как в экономическом, так и  в социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных  вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Внешняя торговля способствует более эффективному использованию, как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов.

В современной мировой  экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

• определение объема и структуры мирового производства

• развитие международного разделения труда

• посредничество в различных  видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

Каждая страна старается  получить максимальную выгоду, как  от экспорта, так и от импорта. Но в то же время всем государствам необходимо выполнять определенные правила торговли, вырабатывавшиеся в течение десятилетий участниками внешнеэкономических сделок.

          Центром, координирующим все процессы внешней торговли и поведение ее участников, является государство. В этом случае говорят, что государство проводит свою политику.

Три обстоятельства ответят  на вопрос « Почему страны торгуют?»

• Экономические ресурсы  – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно  различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.

• Эффективное производство различных товаров с учетом использования  передовых технологий или комбинаций ресурсов.

• Максимальное удовлетворение безграничных потребностей всех живущих  на Земле.

Многие государства, имеющие ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок, не в состоянии производить с достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления. Для таких стран внешняя торговля выступает способом получения желаемых товаров и поэтому он может достигать 25-35% и более от их ВНП. Другие страны, например, Россия и США, обладают богатой ресурсной базой и емким внутренним рынком и поэтому менее зависимы от международной торговли.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере остается вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров.

Сложность и неоднозначность  ситуации с внешней торговлей  России повлияли на выбор данной темы курсовой работы.

Объектом исследования курсовой работы является внешняя торговля России.

Предмет исследования - статистические данные внешнеторгового баланса, структура  импорта и экспорта.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.

Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие  задачи:

определены методологические аспекты внешней торговли;

проанализированы динамика и структура внешней торговли РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

В первой главе рассматриваются  методологические аспекты внешней  торговли, а именно освещаются такие  вопросы как понятие внешней  торговли, внешнеторгового мультипликатора, структура импорта и экспорта, понятие, методы государственного регулирования внешней торговли. Во второй главе проводится анализ динамики и структуры внешней торговли за период 2005 г. – сент. 2009 г. в целом, в также торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ.

Информационную базу исследования составляют публикации в периодической печати, монографическая литература, а также официальный сайт Госкомстата России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные методологические аспекты внешней торговли

    1. Понятие внешней торговли

 

Внешняя торговля — важнейшая форма международных экономических отношений; наряду с международным производственным, научно-техническим и другими формами (подготовка кадров, туризм и т.д.) сотрудничество.

Основные  формы международного производственного сотрудничества:

  • совместная координация производства и сбыта на основе специализации и кооперирования;
  • совместное   владение   предприятиями   (совместные предприятия);
  • подрядное строительство;
  • научно-техническое сотрудничество.

Особо значимым для современного развития мирового хозяйства становится научно-техническое сотрудничество, наиболее рациональными и эффективными формами которого выступают:

  • создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей конструирования, маркетинговых исследований и технико-экономических расчетов;
  • совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических показателей работы фирмы;
  • совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;
  • текущая координация и консультации по вопросам научно- 
    технической политики;
  • организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.

Необходимость и целесообразность (выгодность) свободной внешней торговли в противовес взглядам меркантилистов обосновали еще классики политической экономии А.Смит и Д.Рикардо на основе преимуществ международного разделения труда.1

Совокупность  внешней торговли всех стран образует международную торговлю.

Международная (внешняя) торговля – торговля товарами и услугами между странами.

Структурно мировой рынок товаров можно подразделить в соответствии с несколькими международными классификациями товарных групп. Наиболее распространенными являются Стандартная промышленная классификация ООН (СПК), Брюссельская таможенная номенклатура (БТН), Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Согласно СПК, товары и услуги распределены на девять основных групп по видам отраслей:

сельское  хозяйство, животноводство, лесоводство, рыболовство;

добыча минерального сырья и угля;

перерабатывающая промышленность;

энергетика, газо- и водоснабжение;

строительство;

торговля, общественное питание, гостиницы;

транспортировка, складирование, связь;

финансовые услуги, страхование, недвижимость, бизнес-услуги;

коммунальные, услуги связи, общественные и личные виды услуг.

С определенной степенью достоверности можно утверждать, что многие товары первых трех групп можно достаточно легко экспортировать. Товары из других товарных групп являются большей частью неэкспортируемыми. Они могут потребляться только там, где произведены. Их нельзя экспортировать и импортировать. Развитие НТП приводит к тому, что постепенно ранее неэкспортируемые товары становятся экспортируемыми. Это относится к строительству, некоторым видам транспорта, многим видам финансовых услуг.

Основными факторами, влияющими на экспортируемость товаров, являются транспортные затраты и торговые ограничения. Чем меньше удельный вес транспортных затрат в издержках производства товара, тем легче ему попасть на мировой рынок. Это справедливо для товаров с высокой ценой на единицу веса: драгоценных металлов, сложной техники и т.п. На них складываются примерно одинаковые цены в разных частях мирового рынка благодаря низким удельным расходам на транспортировку. Торговые ограничения в виде тарифов и торговых квот приводят к повышению цен на импортные товары, снижению их конкурентоспособности.

Территориально-географический мировой  рынок подразделяется на региональные и континентальные секторы.

Для получения выгод  от участия в международной торговле страна должна располагать конкурентными экспортными товарами, средствами для оплаты импорта, а также иметь внешнеторговую инфраструктуру. 2

Внешнеторговая  инфраструктура включает прежде всего, материально-техническую базу внешней торговли — склады, оснащенные специальным оборудованием, которое обеспечивает сохранность товаров и манипулирование ими (погрузка, разгрузка, сортировка, маркировка и т.д.). Перемещением товаров из одной страны в другую занимаются, как правило, специализированные транспортные организации.

Денежные расчеты по внешнеторговым операциям и их кредитование производятся банковскими учреждениями, в том числе и специализированными. Важной финансовой операцией является страхование грузов: ею занимаются особые учреждения страхового бизнеса.

Если страна не обладает внешнеторговой инфраструктурой (а это относится к большинству развивающихся государств), то она испытывает дополнительные трудности. Ей приходится нести большие расходы, чтобы обеспечить доступ к инфраструктуре других стран, — по оплате услуг иностранных транспортных, страховых, банковских учреждений, торговых домов (компаний), обслуживающих их товарооборот.3

Для оценки международной  торговли анализируется либо суммарный объем экспорта, импорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, т.е. покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.4

В современный  период значительно возросла роль экспорта в обеспечении экономического роста национального хозяйства. Это, в частности, подтверждается тем, что экспорт всех стран дает около 1/5 совокупного мирового ВНП (в западноевропейских странах этот показатель выше).

Информация о работе Роль золота в современной валютной системе