Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 03:33, курсовая работа
Международная торговля нужна для большинства стран, как в экономическом, так и в социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли;
проанализированы динамика и структура внешней торговли РФ.
Введение…………………………………………………………………….
1. Основные методологические аспекты внешней торговли………………
1.1.Понятие внешней торговли……………………………………………...
1.2. Внешнеторговый мультипликатор…………………………………..
1.3. Государственное регулирование внешней торговли………………..
2. Особенности современного развития внешней торговли России……………
2.1.Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ………………………………………………………………
2.2. Динамика и перспективы развития внешней торговли России…….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...
Приложения…………………………………………………………………
Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.
Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.9
Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:
внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства.
Истинную картину, характеризующую реальный эффект внешней торговли, отражает платежный баланс страны.
Платежный баланс — это выраженное в валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу, за тот или иной период (год, квартал, месяц). Структура платежного баланса приведена в таблице 1.
Таблица 110
Структура платежного баланса.
I Счет текущих операций | |
1. Товарный экспорт |
2. Товарный импорт |
Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс | |
3. Экспорт услуг (доходы от иностранного туризма и т.д., исключая кредитные услуги) |
4. Импорт услуг (платежи за туризм за рубежом и т.д., исключая кредитные услуги) |
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг) | |
6. Чистые трансферты | |
Сальдо баланса по текущим операциям | |
II. Счет движения капитала | |
7. Приток капитала |
8. Отток капитала |
Сальдо баланса движения капитала | |
Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала | |
III. Изменение официальных резервов |
Все сделки между данной страной и остальным миром включают текущие операции и операции с капиталом. Соответственно платежный баланс включает три составных элемента:
Глава 2. Особенности современного развития внешней торговли России
2.2.Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (раздел «Внешнеэкономическая политика») и «Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года». Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.
В ноябре 2008 года одобрена «Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года». Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.
Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.
К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций.
Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.
Значительное влияние на развитие внешней торговли России со странами СНГ в рамках двустороннего сотрудничества в 2008 году оказали деятельность межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству со странами СНГ, организация встреч на высшем и высоком уровнях, а также проведение экономических форумов и конференций. В ходе этих мероприятий приняты решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности интеграционных процессов во взаимной торговле, являются объём и динамика внешнеторгового оборота.
По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе экспорт – 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт – 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).
Для торговли России практически со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).
Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно – 32,1% и 18,5%).
Рис. 2. Географическая структура торговли России со странами СНГ в 2008 году (2007 год) в % от общего объема товарооборота страны.11
Структура российских закупок в странах СНГ в определенной степени также отражает взаимодополняемый характер экономик стран Содружества: на долю продукции машиностроения в 2008 году приходилось почти 32,3%, на металлопродукцию – 20,7%, продовольственные товары – 14,8%, продукцию химической промышленности – 8,9%.
ЭКСПОРТ
(млрд. долларов США, в % от общего объема экспорта России в СНГ)
Рис. 3. Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2008 году.
ИМПОРТ
(млрд. долларов США, в % от общего объема импорта России из стран СНГ)
Рис. 4. Товарная структура импорта Российской Федерации в 2008 году.
В целом структура внешней
Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное негативное влияние на состояние взаимной торговли. Анализ помесячной динамики в последнем квартале прошедшего года (таблица 2) свидетельствует о значительном замедлении темпов роста экспорта и импорта России с государствами Содружества.
Таблица 2
Внешняя торговля России со странами СНГ по месяцам
(млн. долл. США)
Месяц |
2007 год |
2008 год |
2008 г. в % к 2007 г. |
В % к предыдущему месяцу в 2008 году | ||||||||
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Оборот |
Экспорт |
Импорт | |
Январь |
4 893,8 |
3 066,8 |
1 827,0 |
7 189,9 |
5 021,2 |
2 168,7 |
146,9 |
163,7 |
118,7 |
85,2 |
90,3 |
75,3 |
Февраль |
5 541,6 |
3 504,4 |
2 037,2 |
7 840,5 |
5 193,3 |
2 647,2 |
141,5 |
148,2 |
129,9 |
109,0 |
103,4 |
122,1 |
Март |
6 333,2 |
4 029,7 |
2 303,5 |
8 751,1 |
5 760,0 |
2 991,1 |
138,2 |
142,9 |
129,9 |
111,6 |
110,9 |
113,0 |
Апрель |
6 506,9 |
4 146,2 |
2 360,7 |
9 898,4 |
6 560,5 |
3 337,9 |
152,1 |
158,2 |
141,4 |
113,1 |
113,9 |
111,6 |
Май |
6 911,1 |
4 430,1 |
2 481,0 |
10 279,7 |
6 981,9 |
3 297,8 |
148,7 |
157,6 |
132,9 |
103,9 |
106,4 |
98,8 |
Июнь |
6 680,0 |
4 083,0 |
2 597,0 |
10 544,5 |
6 820,4 |
3 724,1 |
157,9 |
167,0 |
143,4 |
102,6 |
97,7 |
112,9 |
Июль |
7 106,8 |
4 562,2 |
2 544,6 |
10 881,4 |
6 993,1 |
3 888,3 |
153,1 |
153,3 |
152,8 |
103,2 |
102,5 |
104,4 |
Август |
7 447,7 |
4 704,2 |
2 743,5 |
10 462,0 |
6 737,6 |
3 724,4 |
140,5 |
143,2 |
135,8 |
96,1 |
96,3 |
95,8 |
Сентябрь |
6 945,9 |
4 420,9 |
2 525,0 |
9 666,6 |
5 952,6 |
3 714,0 |
139,2 |
134,6 |
147,1 |
92,4 |
88,3 |
99,7 |
Октябрь |
7 877,2 |
5 014,8 |
2 862,4 |
8 978,1 |
5 939,0 |
3 039,1 |
114,0 |
118,4 |
106,2 |
92,9 |
99,8 |
81,8 |
Ноябрь |
7 844,6 |
5 137,0 |
2 707,6 |
6 066,7 |
4 086,3 |
1 980,4 |
77,3 |
79,5 |
73,1 |
67,6 |
68,8 |
65,2 |
Декабрь |
8 443,0 |
5 561,6 |
2 881,4 |
5 900,5 |
3 815,6 |
2 084,9 |
69,9 |
68,6 |
72,4 |
97,3 |
93,4 |
105,3 |
Источник: ФТС России
Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.
Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.
Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.
Таблица 3
Инвестиции из России в страны СНГ (январь-декабрь 2008 года) (тыс. долл. США)
Страна |
Прямые инвестиции |
Портфельные инвестиции |
Прочие инвестиции |
Инвестиции - всего |
Азербайджан |
10.37 |
11.23 |
997.70 |
1019.30 |
Армения |
675949.19 |
0.20 |
615.80 |
676565.19 |
Беларусь |
1323191.28 |
109.93 |
181691.80 |
1504993.02 |
Грузия |
0.04 |
- |
3810.45 |
3810.50 |
Казахстан |
79058.12 |
159.74 |
95076.15 |
174294.01 |
Кыргызстан |
73.06 |
- |
39774.33 |
39847.39 |
Молдова |
151414.32 |
0.27 |
17949.39 |
169363.98 |
Таджикистан |
1143.51 |
- |
26907.94 |
28051.45 |
Туркменистан |
0.55 |
- |
3991.00 |
3991.55 |
Узбекистан |
699.82 |
250050.04 |
134320.34 |
385070.21 |
Украина |
122507.63 |
463277.60 |
512144.29 |
1097929.50 |
ВСЕГО |
1017279.20 |
2354047.90 |
713609.02 |
4084936.11 |
Информация о работе Роль золота в современной валютной системе