Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 03:33, курсовая работа
Международная торговля нужна для большинства стран, как в экономическом, так и в социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли;
проанализированы динамика и структура внешней торговли РФ.
Введение…………………………………………………………………….
1. Основные методологические аспекты внешней торговли………………
1.1.Понятие внешней торговли……………………………………………...
1.2. Внешнеторговый мультипликатор…………………………………..
1.3. Государственное регулирование внешней торговли………………..
2. Особенности современного развития внешней торговли России……………
2.1.Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ………………………………………………………………
2.2. Динамика и перспективы развития внешней торговли России…….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...
Приложения…………………………………………………………………
Механизм воздействия экспорта на экономический рост состоит в следующем. Экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и вместе с тем повышает расход заработной платы работников экспортного производства. Образовавшиеся здесь доходы (заработная плата и прибыль) поступают в смежные отрасли хозяйства, в которых возрастает выпуск средств производства для экспортных предприятий и расширяется изготовление предметов потребления для работников этих предприятий. В свою очередь средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в сопряженные с ними фирмы третьего эшелона и т.д. Общий положительный эффект расширения экспорта таков:
Что касается импорта, то он оказывает на национальное хозяйство прямо противоположное воздействие по сравнению с экспортом.5
Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, показатели уровня международной специализации производства отрасли (соответственно вида производства) — коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС) и экспортная квота в производстве отрасли. КОЭС определяется по формуле:
Ко = Эо / Эм,
где Эо — удельный вес товара (совокупности товаров отрасли) в экспорте страны; Эм — удельный вес товаров (товаров-аналогов) в мировом экспорте. Если соотношение превышает единицу, появляются основания говорить об отнесении данной отрасли (товара) к международно специализируемым, и наоборот.
Что касается экспортной квоты Кэ, то она является ориентиром, характеризующим уровень открытости национальной промышленности для внешнего рынка:
Кэ = Э/ ВВП,
где Э — стоимость экспорта.
Увеличение экспортной
квоты свидетельствует как о во
Общий положительный эффект внешней торговли — чистый экспорт (ЧЭ):
ЧЭ = Э - И.
Чистый экспорт может иметь три числовых значения:
1.2. Внешнеторговый мультипликатор
Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие внесли Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и другие экономисты.
Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта (Мх) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):
Мх = 1/MRS = 1/(1 - MRC).
Влияние увеличения экспорта ∆Х на объем производства определяется на основании формулы:
ВНП= Мр* ∆Х,
где Мр — внешнеторговый мультипликатор.
Но международная торговля — это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (MRM) как отношения изменения объема импорта к изменению дохода формула мультипликатора принимает вид:
Мр = 1/[(MRS + MRM) ∆Х].
А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать как:
∆ ВНП = 1/[(MRS+ MRM) ∆Х].
Действие
мультипликатора внешней
1.3. Государственное регулирование внешней торговли
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами; ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции; усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия экономического сотрудничества с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.8
Часто государства идут на торговые соглашения о принципе наибольшего благоприятствования. Каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставлять своему партнеру такие же права и льготы, которые оно уже дало другим партнерам. Поэтому отказ предоставить режим наибольшего благоприятствования какой-либо стране фактически означает, что против нее применяются экономические ограничения.
Далее рассмотрим методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (рис. 1.)
Рис. 1. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).
Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина -
разновидность акцизного
фискальную - пополнение госбюджета;
протекционистскую - защита отечественных производителей;
регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:
По товарному обращению:
Ввозная (импортная) - пошлина,
взимаемая при перевозке
Вывозная (экспортная) - пошлина, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.
Провозная (транзитная)
- пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих
национальную территорию транзитом. Международный
транзит – это перевозки
По основе начисления:
Адвалорная - взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.
Специфическая - взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара.
Комбинированная - сочетает оба вида таможенного обложения.
По происхождению:
Автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
Договорная – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.
Преференциальная - льготная
пошлина, вводимая в пониженных размерах
для поощрения импорта
По характеру применения:
Специальная - пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.
Антидемпинговая – пошлина,
устанавливаемая для
Таможенные пошлины объединяютс
Нетарифные методы регулирования внешней торговли означают применение различных инструментов внешнеторгового регулирования, отличных от таможенной пошлины. К ним относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.
Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты:
· Общая квота определяется для государственных нужд;
· Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
· Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
· Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
· Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.
· Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.
Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара – в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Лицензирование может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Основными видами лицензий являются:
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта. Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.
Информация о работе Роль золота в современной валютной системе