Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение направлений, форм и методов, проблем совершенствования экономического сотрудничества России с западноевропейскими странами, перспектив его развития, выработка предложений и рекомендаций для повышения эффективности взаимодействия.
1.3 Основные понятия и проблемы международной торговли
Переход к рыночным отношениям предполагает включение России во всемирный рынок или мировое хозяйство. Всемирный рынок-это сфера обмена товаров, услуг, капиталов между различными странами. Международное регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров.
Каждая страна постоянно вступает в различные экономические и политические отношения и эти отношения принято называть международными. Международные экономические отношения - это деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, транспорта, связи, туризма, интеллектуальной собственности, трудовых ресурсов и т.д.
Основу
международного экономического сотрудничества
составляют многосторонние и двусторонние
международные договора. В современном
мире центр тяжести постепенно смещается
в сторону многостороннего
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.
Таким
образом, международное экономическое
сотрудничество - широкое понятие, включающее
в себя различные аспекты
Смысл
внешнеэкономических связей состоит
в обеспечении экспортных поставок
для федеральных
Под
внешнеэкономической
К товарам во внешнеторговой деятельности России относится любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесённые к недвижимому имуществу воздушные, морские, речные суда и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности.
Услуги
- это предпринимательская
К интеллектуальной собственности законодательство относит исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом.
Внешняя (международная) торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами, и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых трудностей для фирм и предпринимателей, участвующих в нём. Следует изучать и понимать характер этих трудностей, а также роль банков, транспортных, рекламных и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.
Наряду с обычными проблемами коммерческой деятельности, которые возникают в любых сферах бизнеса, в международной торговле существует целый ряд дополнительных проблем:
- время
и расстояние-это кредитный
- изменение курсов иностранных валют, а значит валютный риск;
- различия в законах и правилах стран покупателей и продавцов;
- правительственные постановления и ограничения;
- обычаи, традиции, языковые барьеры и другие проблемы.
Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связана с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документации для перевозки.
Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортёр обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования (прежде всего экспортеру, придется нести издержки по подготовке и, возможно, по доставке товаров за границу). Поэтому приходится обращаться в банк за дополнительной финансовой поддержкой.
Контроль за отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняются, если клиент находится в другой стране.
Если товар был доставлен за границу, а затем возникла проблема безнадежного долга, экспортёр должен решить, что делать с товаром, который сейчас находится в другой стране: товар находится у покупателя, а он отказался заплатить за него - возникают судебные расходы и трудности, связанные с осуществлением юридических процедур в иностранном суде. Если покупатель отказался принять товар после того, как он был доставлен в его страну, экспортёр имеет несколько вариантов, но все они, непривлекательны и, как правило, связаны с убытками. Можно отправить товар назад в отечественный порт или осуществить поиск другого покупателя (если это возможно), то, скорее всего, товар будет продан по цене, недостаточной для покрытия рациональной доли понесенных расходов.
В любом случае в международной торговле необходимо время для перевозки (транзита), поэтому экспортёр всегда подвержен риску и неудобствам, связанным со временем, которое требуется для перевозки товара за границу и получения платежа. В зависимости от методов расчеты могут длиться от одного до трёх месяцев, а иногда и более.
В международной торговле экспортёр должен выставить счет покупателю в иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма из Китая может продать товары покупателю в России и попросить оплатить их в долларах США. Поэтому одной из проблем импортёра является необходимость получения иностранной валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена полученной иностранной валюты на валюту своей страны. Банки обеспечивают услуги для импортёров и экспортёров при покупке и продаже иностранной валюты, но стоимость импортных товаров для получателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменений валютных курсов.
Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск" из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах. Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует и реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, порождают серьёзный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных контрактах по купле или продаже. Валютный риск не возникает там, платежи и поступления осуществляются в одной и той же валюте, поскольку платежи в этой валюте могут быть выполнены из поступлений наличным в той же валюте.
Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортёра или экспортёра приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений.
Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли. В этом и состоит одна из задач Международной торговой палаты, которая публикует унифицированные правила или методы ведения международной торговли. Если покупатели, продавцы и банки согласны следовать этим правилам, то устраняются недоразумения и неопределенность.
Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием во внешнеторговой деятельности. Существуют различные постановления и ограничения:
а) постановления по валютному регулированию;
б) лицензирование экспорта;
в) лицензирование импорта;
г) торговые эмбарго, когда экспорт и импорт некоторых товаров из страны может быть запрещен по политическим и иным причинам;
д) импортные квоты, когда страна может наложить ограничение на суммарное количество некоторых товаров (или некоторых товаров из конкретных стран), которые могут быть импортированы в течение каждого месяца или года;
е) правительственные постановления, касающиеся: законодательных стандартов безопасности, качества или спецификации на все товары, продаваемые внутри этой страны; законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках (например, потребительская информация о составе или опасности для здоровья на некоторых упакованных или консервированных продуктах или напитках);
ж) документация, необходимая для таможенного клиринга (очистки товара от пошлины на экспорт) при купле-продаже товаров, может быть очень объемной, а, следовательно, стать существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;
з) пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.
Язык является не только
Одна из языковых проблем касается многообразия ассоциаций, которые может вызвать одно название на разных языках. Так, компания "Дженерал моторс" полагала, что её модель под названием "Нова" хорошо будет воспринята в Латинской Америке, поскольку по-испански это слово означает "звезда". Но жители стали произносить это название в два слова "но ва" (no va), что в переводе с испанского означает "не работает". Компания "Кока-Кола" старалась использовать свои фирменные товарные знаки в глобальном масштабе, однако вскоре выяснилось, что термин "диета", присутствующий в названии "Дайет Коук" ("Кока-Кола для диетического питания"), в немецком и итальянских языках ассоциируется с наличием какой-либо болезни. В этой связи данная марка напитка за пределами США получила название "Кока-Кола Лайт" (Лёгкая Кока-Кола).
Такие языки, как английский, французский
и испанский, настолько широко распространены
(на них преимущественно говорят в 44, 27
и 20 странах соответственно), что носители
этих языков обычно не очень расположены
к изучению других языков. Коммерцию и
другие связи через границы легче осуществлять
с теми странами, в которых официальный
язык одинаков с вашим. Когда выбирается
для изучения иностранный язык, то выбор
обычно делается на основе его полезности
в установлении отношений с другими странами.
В странах, не имеющих общего языка с другими
странами, существует гораздо большая
потребность в изучении второго языка
для работы на международном уровне. Но
английский, особенно его американский
вариант, распространён по всему миру.
С целью получения возможных преимуществ
для торговли с Россией некоторые страны,
например Франция, специально субсидируют
изучение французского языка.
Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:
Информация о работе Роль внешней торговли России в мировой экономике