Роль внешней торговли России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение направлений, форм и методов, проблем совершенствования экономического сотрудничества России с западноевропейскими странами, перспектив его развития, выработка предложений и рекомендаций для повышения эффективности взаимодействия.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

  - Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;

   - Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.

   - Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт.

       Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

  • темпы роста в целом;
  • темпы роста относительно роста производства;
  • темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

  Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

     Отнесение темпов роста объёмов международной  торговли к темпам роста производства является отправным моментом для  определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

       Последний из названных показателей представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть

2.1 Роль внешней торговли России в мировой экономике

  Даже самый общий взгляд на процессы, протекающие в мировой экономике и во внешней торговле России, позволяет увидеть, насколько они сложны и противоречивы, и понять необходимость диалектического подхода к ним, который представляет всякое явление как единство двух противоположных тенденций. По отношению к внешней торговле эти тенденции упрощенно можно выразить следующим образом: объединение, интеграция, унификация, рост открытости и либерализация, с одной стороны, и регионализация, специализация, социально- экономическая дифференциация, диверсификация, сепаратизм и протекционизм с другой.

     Действительно, с одной стороны, роль внешней  торговли в развитии мировой экономики  России трудно переоценить: обмен товарами и услугами позволяет одним странам  удовлетворять потребности в  дефицитном сырье, дешевых потребительских  товарах и тем самым снижать издержки производства и контролировать инфляцию; другим странам - реализовывать естественный избыток природных ресурсов, технологическое превосходство и расширять конечный спрос своей экономики, выходя за пределы узких национальных границ и получая дополнительные доходы, прибыль; тем самым придается импульс дальнейшему развитию производства. Но особенно возросло значение внешней торговли России в последние десятилетия, когда с развитием средств транспорта и связи крупнейшие мировые производители получили возможность эффективно размещать и регулировать производства, разбросанные по всему земному шару, а большинство развивающихся стран выбрало в качестве базовой стратегию экспортно-ориентированного роста, которая принесла успех странам Юго-Восточной Азии. В то же время потребители получили возможность покупать товары и услуги без посредников, у РФ, даже в других странах мира (через сеть Интернет). Однако, с другой стороны, эти, безусловно, позитивные сдвиги сопровождаются массой негативных последствий, которые ставят под сомнение саму возможность и целесообразность дальнейшего развития в том же направлении. Оказывается, что либерализация внешней торговли для России несет, скорее, отрицательные результаты в виде изъятия свободных финансовых ресурсов и деградации производств. Вместо повышения эффективности экономики фактически происходит извлечение финансовых ресурсов. Кроме того, все явственнее проступают минусы экспортно-ориентированной стратегии развития: чем большее число стран становится на этот путь, тем меньше у них шансов достичь успеха по причине перепроизводства сырьевых и продовольственных товаров. Все это вместе взятое несет в себе угрозу мировой экономике в целом, так как рикошетом отражается и на развитых странах, благополучие которых в известной мере базируется на источниках дешевого сырья и рабочей силы и рынках сбыта третьих стран. Все более явной становится угроза классического кейнсианского кризиса перепроизводства из-за ограниченного спроса в мировом масштабе.

     Поэтому возникают и укрепляются противоположные  тенденции, направленные в конечном итоге на то, чтобы ограничить влияние  международных связей и внешней  торговли России на экономическое развитие стран, сгладить негативные последствия, выражающиеся, прежде всего, в перераспределении добавленной стоимости в пользу развитых стран с технологически продвинутой структурой экспорта.

     Остановимся подробнее на анализе вышеназванных  тенденций и противоречий. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Внешнеторговая политика России и ее регулирование

   Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

  Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

     Внешнеторговая  политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

  Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

       Однако большинство современных  мер регулирования внешней торговли  относится к так называемым  нетарифным инструментам, роль которых  в плане оказания влияния на  структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.

     К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д.

       Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные  на ограничение внешней торговли  и относящиеся больше к административным  формальностям, действие которых,  тем не менее, ограничивает  торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.

  В условиях разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России, целесообразно руководствоваться следующими принципами:

1) импорт - традиционный источник таможенных  доходов государства, но он  не должен определяться сугубо  фискальными соображениями. Чрезмерное  обложение импорта (пошлины, НДС,  акцизы) и усложненная бюрократическая  процедура могут привести к его резкому сокращению и вздорожанию, что подстегивает инфляцию и усиливает диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан дифференцированный подход в зависимости от экономической и социальной значимости того или иного конкретного товара;

2) регулируя  импорт, ограничивая ввоз в страну  продукции, которая может нанести  ущерб национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее  и антимонопольное значение импорта,  не дающего дремать нерадивым  отечественным производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.

       Для формирования эффективной внешнеэкономической политики необходимо чётко и ясно определить ее основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников, с тем чтобы оно отвечало общегосударственным интересам.

       Раньше, в условиях государственной  монополии на ВЭД, когда в  СССР господствовала государственная  собственность, а число участников  ВЭС не превышало несколько  десятков, практически вся эта  деятельность управлялась из  одного центра на базе государственного плана, что и приводило к незаинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.

  В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка ВЭП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.

     Основными принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности (ВТД) в Российской Федерации являются:

1) единство  внешнеторговой политики как  составной части внешней политики  России;

2) единство  системы государственного регулирования  ВТД и контроля за её осуществлением;

3) единство  политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство  таможенной территории РФ;

5) приоритет  экономических мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство  участников ВТД и их недискриминация; 

7) защита  государством прав и законных интересов участников ВТД;

8) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов во ВТД, нанесения  ущерба её участникам и экономике  РФ в целом. 

     Отношения РФ с иностранными государствами  в области ВТД строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

     В целях интеграции экономики РФ в  мировую экономику РФ в соответствии с общепризнанными принципами и  нормами международного права участвует  в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли.

Информация о работе Роль внешней торговли России в мировой экономике