Роль внешней торговли России в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение направлений, форм и методов, проблем совершенствования экономического сотрудничества России с западноевропейскими странами, перспектив его развития, выработка предложений и рекомендаций для повышения эффективности взаимодействия.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     Если  дипломатия не служит войне, она служит торговле, и поэтому создание благоприятных  условий для российских экспортеров  на мировом рынке призвано стать  одной из центральных задач российской внешней политики.

     Традиционные  инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые обычно в  странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Последовательный отказ от экспортного тарифа (не применяемого, кстати, в промышленно  развитых государствах) должен, безусловно, сопровождаться стимулированием экспортной деятельности, которая, в конечном счете, обеспечит увеличение бюджетных доходов от внешней торговли. Одновременно регулирование экспорта будет осуществляться через общепринятую в мировой практике систему прогрессивного налогообложения, а не путем использования экспортных пошлин.

     Рыночной  системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические  инструменты регулирования ВТД. Но эффективность их использования  имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

       Однако активное применение административного  регулирования ни в коем случае  не должно сводиться к использованию  наиболее жестких инструментов  репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Её целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием. Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отставания от стран-лидеров даёт две базовые модели ВЭП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западно - европейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

     Наиболее  действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортёрам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта может быть достигнуто положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены проблемы погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Динамика экспорта  в России.

       По данным таможенной статистики  в январе-ноябре 2008 года внешнеторговый  оборот России составил 685,2 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем-ноябрем 2007 года увеличился на 39,6%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 584,7 млрд.долларов США (рост на 40,2%), со странами СНГ – 100,5 млрд.долларов США (рост на 35,7%).

       В январе-ноябре 2008 года сальдо  торгового баланса сложилось  положительное и составило 193,6 млрд.долларов США, что выше  аналогичного показателя 2007 года  на 57,4 млрд.долларов США. Со странами  дальнего зарубежья сальдо торгового баланса  составило 162,1 млрд.долларов США (116,1 млрд.долл.США в январе-ноябре 2007 года), со странами СНГ –31,5 млрд.долларов США (20,1 млрд.долларов США).

       Экспорт России в январе-ноябре 2008 года составил 439,4 млрд.долларов  США и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 40,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 373,4 млрд.долларов США (рост на 40,1%), в страны СНГ – 66,0 млрд.долларов США (рост на 40,2%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья – на 54,4%, в страны СНГ – на 44,5%), нефтепродукты (соответственно на 56,2% и 67,2%) и природный газ (соответственно на 54,6% и 28,4%).

  Ежемесячная динамика экспорта в январе-ноябре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд.долл.США в январе до 47,0 млрд.долл.США в июле. Однако, начиная с августа 2008 года с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд.долл.США в августе до 29,8 млрд.долл.США в ноябре. 

Динамика, характеризующая российский экспорт  показана на графике:

Рис.1 «Динамика, характеризующая российский экспорт» 
 

Составляющая Россия СНГ Дальнее зарубежье
Товарооборот

Экспорт

Импорт

25,7

17,0

8,7

 
2,4

1,1

 
14,6

7,6

 

      Таблица № 1

      Общие итоги мировой торговли млрд. долл. за 2009 г. 
 
 
 
 

2.4 Динамика импорта  в России

       В конце марта Секретариат Всемирной торговой организации (ВТО) опубликовал аналитический обзор по итогам развития международной торговли в 2008 г. и перспективам ее развития в 2009 г. Обзор включает предварительные статистические данные по мировой торговле товарами и услугами за 2008 г. в страновом разрезе.

     По  оценкам аналитиков ВТО, прирост  мировой торговли в 2008 г. в реальном выражении составил только 2,0% (самый  низкий показатель в текущем десятилетии) по сравнению с 5,5% в 2007 г. Реальный рост торговли ВТО рассчитывает с учетом инфляции в разных странах и динамики курсов валют на основе прогнозов статистических служб ООН и МВФ. При этом номинально вывоз товаров вырос на 15% и составил 15,8 трлн долл., а экспорт услуг – на 11%, или до 3,7 трлн долл.

     Германия  сохранила в 2008 г. место крупнейшего в мире экспортера товаров (1,47 трлн долл.), за ней следует КНР (1,43 трлн долл.) и США (1,31 трлн долл.). Эти же страны лидируют и в списке крупнейших импортеров: США – 2,17 трлн, Германия – 1,21 трлн и Китай – 1,13 трлн.

     Прогнозируется, что объем международной торговли в 2009 г. может уменьшиться на 9%. Это самое серьезное сокращение в послевоенный период, что обусловлено глобальной рецессией и растущими протекционистскими тенденциями.

     Согласно  рейтингу ВТО (по предварительным данным), в 2008 г. Российская Федерация заняла 9-е место в мире по стоимостным объемам экспорта товаров – 472 млрд долл. При этом номинальные темпы годового прироста выросли до 33%. Удельный вес России в глобальном вывозе составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (292 млрд долл.; темпы прироста - 31%) Россия осталась на 16-й позиции, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,8% (в 2007 г., соответственно, 16-е место и 1,6%).

     Без учета внутрирегиональной торговли 27 стран ЕС и отдельных членов группировки Россия заняла 5-е место  по товарному экспорту и 10-е –  по импорту товаров в мире (в 2007 г., соответственно, 7-е и 10-е места).

В рейтинге стран – поставщиков коммерческих услуг в 2008 г. (50 млрд долл.; темпы прироста – 29%) Российская Федерация заняла 22-е место, а ее удельный вес составил 1,3% (в 2006 г., соответственно, 25-я позиция и 1,2%). В сфере импорта коммерческих услуг (75 млрд долл.; темпы прироста – 29%) Россия сохранила 16-е место в мире, а ее удельный вес составил 2,2% против 1,9% в 2007 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5  Россия в ВТО:  плюсы и минусы

     Тема  вступления России в ВТО на сегодня  является исключительно важной и  актуальной для России. Переговоры об этом идут с 1994 года. Но именно сейчас вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, поскольку наступила фаза конкретного определения условий, на которых это присоединение должно происходить.

Что говорит за вступление?

       Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях.

Притом, что национальная безопасность все  более зависит от безопасности технологической. Она же, в свою очередь, определяется состоянием экономики в целом, а не только военно-промышленного комплекса.

  Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.

       В-третьих, ВТО выступает в  роли верховного арбитра в  многочисленных международных хозяйственных  спорах. Членство в ВТО автоматически  избавит нас от американской  поправки Джексона-Вэника, с 1974 года  ограничивавшей номенклатуру импорта  в нашу страну – из-за тогдашних проблем с еврейской эмиграцией.

  В-четвертых, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему "утечки мозгов".

       В-пятых, адаптация страны к  нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта.

Что говорит против вступления?

   Во-первых, на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем – объем и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Поэтому нет смысла вступать в ВТО прежде, чем повысится их конкурентоспособность. Иными словами, нам поставят то, что захотят и сколько захотят, а мы – то, что всегда.

       Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего. К тому же это далеко не основная функция Всемирной торговой организации.

       В-третьих, членство в ВТО негативно повлияет на внутренний рынок страны, лишит нашу экономику социально и исторически обусловленной самостоятельности.

При "открытых дверях", а это – один из главных  принципов ВТО, дело может закончиться  полным вытеснением российского  малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения.

В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей.

       В-четрвёртых, интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

     В-пятых, ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом - известным лоббистом интересов США. "Внедряясь" в "американоцентричную" мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.

     Поэтому мы оказываемся ближе к не самым  актуальным для России проблемам  тех же энергопоставок с Ближнего и Среднего Востока. Иными словами, приобщение к международным торгово-экономическим стандартам подспудно усиливает нашу зависимость от преимущественных интересов других стран.

Информация о работе Роль внешней торговли России в мировой экономике