Роль инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 07:07, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.

Оглавление

Введение
Теоретический подход к роли инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы
Понятие человеческого капитала и его виды
Основные методики оценки человеческого капитала
Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
Подходы фирм к формированию человеческого капитала
Роль инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы
Роль инвестиций в человеческий капитал
Государственное регулирование инвестиционной деятельности фирм
Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

3. Конкурентоспособность  человеческого капитала на уровне  региона выражается в реализации  имеющегося совокупного человеческого  капитала территории, с учетом  специфики развития региональной  хозяйственной системы, культурных  характеристик, исторических условий.  Способности формирования инновационной  восприимчивости на базе соответствующего  качества человеческого капитала.

4 Конкурентоспособность  человеческого капитала на уровне  национальной экономики определяется  количественными и качественными  характеристиками. К ним относятся  – совокупный уровень образования  населения страны, характеристики  здоровья нации, демографические  показатели, развитие науки и  культуры той или иной страны.

Интегральным показателем, характеризующим конкурентоспособность  человеческого капитал региона, страны, является «Индекс человеческого  развития», который рассчитывается на основе комплексных показателей  дохода на душу населения, качества системы  образования и медицинского обслуживания, а также среднего уровня продолжительности  жизни и социальной защищенности. Кроме того, учитывается уровень  преступности и действия по охране окружающей среды. При составлении  списка изучаются также уровень  грамотности, свобода, достоинство  человека и его возможность участия  в общественной жизни.

В качестве основного компонента, определяющего конкурентоспособность  человеческого капитала, выступают  инвестиции. Важно обеспечить непрерывность  данного процесса инвестирования и  его достаточность для эффективного функционирования.

В последние годы, в связи  с формированием в российской хозяйственной системе рыночной экономики происходит стремительное  самоустранение государства в решении  вопросов формирования нового качества человеческого капитала. Решение  данного вопроса практически  полностью сегодня передано на откуп  самих носителей человеческого  капитала – людей. Данный подход в  корне подрывает возможность  формирования необходимых условий  для инновационной экономики, так  как потребности общественного  производства в человеческом капитале соответствующего качества и количества зачастую не могут быть удовлетворены  отдельными группами домашних хозяйств. Государство призвано разрешать  это противоречие, создавая всем членам общества равные стартовые возможности  в формировании человеческого капитала.

Ведущая роль в инвестиционном процессе по праву должна принадлежит  государству, но вместе с тем государство  вкладывает большую часть средств  в общую подготовку, не стараясь приблизить ее в точности к потребностям частных компаний. Последнее –  дело самих компаний, которые в  процессе специализации, повышения квалификации, передачи навыков, внутрифирменного продвижения по должностям накапливают, увеличивают специфический человеческий капитал своих сотрудников, то есть знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

Таким образом, можно сделать  вывод, что сам по себе ЧК не обеспечивает ни высокой технологичности производства, ни высокой степени инновационности экономики, ни высокого уровня жизни населения, а следовательно, и конкурентоспособности. Необходимым условием конкурентоспособности ЧК по сравнению с любым другим экономическим ресурсом является создание благоприятной среды для реализации. В первую очередь это повышение доли продукции наукоемких и высокотехнологичных отраслей, а также численности занятых в ней.

Для примера Республика Татарстан (РТ) имеет все предпосылки для  успешного решения задач по формированию и развитию ЧК как конкурентного  фактора прямого воздействия  на развитие инновационной экономики. В частности это определяется следующим:

1. Геополитическое положение  РТ, дающее возможности обмена  технологиями, управленческим опытом  с другими странами и регионами  для создания совместных предприятий  и партнерств, тем самым обеспечивая  приток инвестиций;

2. Наличие в республике  предприятий, выпускающих высокотехнологичную  продукцию, наличие информационно-коммуникационных  технологий;

3. Наличие неосвоенных  природных ресурсов, переработка  которых требует высококвалифицированных  специалистов;

4. Наличие мощной технической  базы, заложенной еще в советские  времена, образовательной и научной  базы.

Таким образом, уровень конкурентоспособности  современной инновационной экономики  все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их взаимодействия и сотрудничества. В условиях инновационного развития хозяйственной системы невозможно поддерживать конкурентные позиции, особенно на мировом уровне за счет дешевизны  рабочей силы и экономии на развитии социальной сферы, в частности образования  и здравоохранения. Все более  возрастает роль человеческого капитала и увеличивается его значение для развития фирм и организаций, а как следствие и территорий в целом. Для отдельных стран, регионов, а также отдельных городов, человеческий капитал стал играть определяющую роль в повышении их конкурентоспособности, в обеспечении улучшения количественных и качественных характеристик функционирования.

 

 

 

      1. Государственное регулирование инвестиционной политики

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определённые в законодательном  порядке формы и методы административного  и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для  осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности  инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные  инвестиционные объекты [5].

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим  государственным законодательством, так и системой специальных нормативных  актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция  РФ, Гражданский и налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о  собственности, о приватизации, о  внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании  и др.

В нашей стране также приняты  специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защиту прав, интересов  и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят ряд постановлений  Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной  инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения  внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего  развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное  регулирование осуществляется:

в соответствии с государственными инвестиционными программами;

прямым управлением государственными инвестициями;

введением системы налогов  с дифференцированием налоговых  ставок и льгот;

предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных  территорий, отраслей производства;

проведением финансовой и  кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение  ценных бумаг), амортизационной политики;

контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;

антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной  собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как  административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя  регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного  воздействия выступают законодательные  и нормативные акты. Например, законом  устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической  экспертизе.

Экономические методы воздействия  государства это методы, с помощью  которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы [6].

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме  капитальных вложений, предусматриваются  следующие формы государственного регулирования:

1) Создание благоприятных  условий для развития инвестиционной  деятельности путём:

совершенствования системы  налогов, механизма начисления

амортизации и использования  амортизационных отчислений;

установление субъектам  инвестиционной деятельности специальных  налоговых режимов, не носящих индивидуального  характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам  инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и  др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

расширения использования  средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного  строительства и строительства  объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

принятия антимонопольных  мер;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении  кредитования;

развития финансового  лизинга;

проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами  инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2) Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности  путём: 

- разработки, утверждения  и финансирования инвестиционных  проектов, осуществляемых в РФ  совместно с иностранными государствами,  а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств  бюджетов всех уровней; 

формирование перечня  строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных  нужд и финансирования их за счёт средств  федерального бюджета;

предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств  федерального бюджета и средств  бюджета субъектов РФ;

размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального  бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

проведение экспертизы инвестиционных проектов;

защиты российских организаций  от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

разработки и утверждения  стандартов (норм и правил) и осуществления  контроля за их соблюдением;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной  собственности;

предоставления концессий  российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует  всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при  осуществлении инвестиционной

деятельности;

гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях  принятия законов, устанавливающих  для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали  при заключении договоров между  ними, условия этих договоров сохраняют  свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

Информация о работе Роль инвестиций в человеческий капитал в деятельности фирмы