Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом в российской экономической науке все акту­альнее потребность в разработке и практическом применении те­ории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государ­ственное регулирование экономики может служить одним из глав­ных инструментов развития социально-экономического потенци­ала страны, вхождения России в мировое сообщество и определе­ния ее места в мировом хозяйстве.

Оглавление

Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории - Гос. регулирование.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Прямые доходы большинства семей недостаточны для покуп­ки жилья, поэтому создание экономических условий, позволяющих населению приобретать квартиры и дома, — одна из важнейших задач при формировании среднего класса собственников. Регио­нальные органы должны отслеживать рост доходов населения на оплату жилья в структуре весов потребительской корзины и при­нимать меры по росту доходов, иначе жилищное строительство будет возможно для очень узкого круга лиц.

Государственную финансовую поддержку жилищного строи­тельства предполагается осуществлять по следующим направле­ниям. Из федерального бюджета будут выделяться средства на строительство жилья для военнослужащих, уволенных в запас или отставку из вооруженных сил, беженцев, лиц, выезжающих с Се­вера и из приравненных к ним местностей, на ликвидацию послед­ствий крупных техногенных аварий и стихийных бедствий, на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяй­ства межрегионального значения, на дотации отдельным регионам и отраслям. Из местного бюджета — на строительство жилых до­мов для очередников и работников бюджетных организаций, на развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, на коммунальное строительство, включая подготовку территории для нового жилищного строительства, на развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяй­ства.

Федеральными и региональными органами власти предполага­ются иные подходы к осуществлению новой программы «Жили­ще», приняты основные направления очередного этапа реализации ФЦП. Их цель — дальнейшее развитие долгосрочной государ­ственной политики по проведению жилищной реформы и повы­шению ее социальной направленности. Реализация программы возможна при привлечении долгосрочных инвестиционных ресурсов Строительство жилья, реконструкция и модернизация коммунальных предприятий смогут привести к оживлению всего инвестиционного строительства в стране, а за счет внедрения адекватных инвестици­онных механизмов возможно добиться значительного ресурсосбере­жения, который так необходим всему национальному хозяйству. Пока задача по устойчивому притоку инвестиций в жилищно-коммуналь­ный комплекс, так же как и в энергетику России, является самой сложной при осуществлении инвестиционной политики. Еще раз необходимо подчеркнуть, что решить эту проблему только за счет частных инвестиций или ресурсов коммерческих банков нереаль­но и необходимо найти соответствующие ресурсы в государствен­ных финансах. Государство и органы местного самоуправления должны создать условия для привлечения долгосрочных заемных ресурсов по финансированию инвестиционных проектов модерни­зации жилищно-коммунального хозяйства. Существующие пред­приятия жилищно-коммунальной сферы сейчас не в состоянии профинансировать даже начальные операции жилищной реформы и все риски. Осуществление организационных мероприятий в Рос­сии по-прежнему могут взять на себя только федеральные струк­туры и органы местного самоуправления.

В случае достижения успеха при реализации ФЦП «Жилище» правительство ожидает следующие результаты:

•   улучшение жилищных условий населения страны,

•   доступность приобретения жилья, при которой средняя сто­имость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;

•   сокращение к 2010 г. времени ожидания в очереди на по­лучение социального жилья малоимущими гражданами с 15—20 до 5—7 лет;

•   рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3—5% в год;

•   обеспечение жильем за счет средств федерального бюдже­та более 360 тыс. семей определенных категорий граждан,

•   адресность поддержки населения, связанной с оплатой жи­лья и коммунальных услуг;

•   повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяй­ства с 60% в 2001 г. до 30% в 2010 г.).

Вместе с такими документами, как «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)», программам по модернизации ТЭК, железнодо­рожного транспорта и некоторыми другими, ФЦП «Жилище» яв­ляется, по мнению правящих органов, одним из основных инст­рументов кардинального реформирования национального хозяй­ства. От их успехов напрямую зависит все развитие российской экономики в ближайшие 10—15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

После проделанной работы, исследовав и оценив роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве, в заключении хочется сделать некоторые выводы:

1. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделись несколько основополагающих направлений

2  Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджето-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы рынок, кредитные отношения

3   Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения либеральной или протекционистской внешнеэкономической политики.

4  Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления на доведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережении.

5  Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки и соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие    социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей)

6  Регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности

7   Особое место занимает антициклическое регулирование, которое затрагивает многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть ациклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.

Таким образом, государ­ственное регулирование экономики может служить одним из глав­ных инструментов развития социально-экономического потенци­ала страны, вхождения России в мировое сообщество, определе­ния ее места в мировом хозяйстве и именно от государственного регулирования зависит завершение трансформационного кризиса и выход на траекторию современного экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список используемой литературы

1.      Абалкин    Экономическая политика в 2005 году: определение приоритетов // Вопросы экономики.- февраль, №2,06.- 4с.

2.      Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт- М, 2002.- 384с.

3.      Грязнова А. Г. Макроэкономика: Теория и российская практика: Учебник.- М.: КНОРУС.-2004.-608с.

4.      Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Экономистъ.- 2004.-861с.

5.      Камаева В. Д. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2002.- 640с.: ил.

6.      Кучуков Р. А. Государственное регулирование экономических и социальных процессов: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2004.- 288с.

7.      Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.-480с.- (Серия «Высшее образование»).

8.      Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 520с.

9.      Песоцкая Н. 4 марта на Алтае в акции протеста участвовало свыше 28 тысяч человек // Голос труда.- № 10,06.-1с.

10. Пошкус Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // Экономика и управление АПК.- №2,06.-9с.

11. Ушачев И. Нужны новые подходы к аграрной политике // Экономика и управление АПК.-№1, 06.-

12. Шешин В. А. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. 3 Макроэкономика.- изд-во АГАУ.- 2004.- 228с.

2

 



Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве