Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
С каждым годом в российской экономической науке все актуальнее потребность в разработке и практическом применении теории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государственное регулирование экономики может служить одним из главных инструментов развития социально-экономического потенциала страны, вхождения России в мировое сообщество и определения ее места в мировом хозяйстве.
Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы
Прямые доходы большинства семей недостаточны для покупки жилья, поэтому создание экономических условий, позволяющих населению приобретать квартиры и дома, — одна из важнейших задач при формировании среднего класса собственников. Региональные органы должны отслеживать рост доходов населения на оплату жилья в структуре весов потребительской корзины и принимать меры по росту доходов, иначе жилищное строительство будет возможно для очень узкого круга лиц.
Государственную финансовую поддержку жилищного строительства предполагается осуществлять по следующим направлениям. Из федерального бюджета будут выделяться средства на строительство жилья для военнослужащих, уволенных в запас или отставку из вооруженных сил, беженцев, лиц, выезжающих с Севера и из приравненных к ним местностей, на ликвидацию последствий крупных техногенных аварий и стихийных бедствий, на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства межрегионального значения, на дотации отдельным регионам и отраслям. Из местного бюджета — на строительство жилых домов для очередников и работников бюджетных организаций, на развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, на коммунальное строительство, включая подготовку территории для нового жилищного строительства, на развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Федеральными и региональными органами власти предполагаются иные подходы к осуществлению новой программы «Жилище», приняты основные направления очередного этапа реализации ФЦП. Их цель — дальнейшее развитие долгосрочной государственной политики по проведению жилищной реформы и повышению ее социальной направленности. Реализация программы возможна при привлечении долгосрочных инвестиционных ресурсов Строительство жилья, реконструкция и модернизация коммунальных предприятий смогут привести к оживлению всего инвестиционного строительства в стране, а за счет внедрения адекватных инвестиционных механизмов возможно добиться значительного ресурсосбережения, который так необходим всему национальному хозяйству. Пока задача по устойчивому притоку инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, так же как и в энергетику России, является самой сложной при осуществлении инвестиционной политики. Еще раз необходимо подчеркнуть, что решить эту проблему только за счет частных инвестиций или ресурсов коммерческих банков нереально и необходимо найти соответствующие ресурсы в государственных финансах. Государство и органы местного самоуправления должны создать условия для привлечения долгосрочных заемных ресурсов по финансированию инвестиционных проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Существующие предприятия жилищно-коммунальной сферы сейчас не в состоянии профинансировать даже начальные операции жилищной реформы и все риски. Осуществление организационных мероприятий в России по-прежнему могут взять на себя только федеральные структуры и органы местного самоуправления.
В случае достижения успеха при реализации ФЦП «Жилище» правительство ожидает следующие результаты:
• улучшение жилищных условий населения страны,
• доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 м2 будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
• сокращение к 2010 г. времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15—20 до 5—7 лет;
• рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3—5% в год;
• обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета более 360 тыс. семей определенных категорий граждан,
• адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
• повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60% в 2001 г. до 30% в 2010 г.).
Вместе с такими документами, как «О программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)», программам по модернизации ТЭК, железнодорожного транспорта и некоторыми другими, ФЦП «Жилище» является, по мнению правящих органов, одним из основных инструментов кардинального реформирования национального хозяйства. От их успехов напрямую зависит все развитие российской экономики в ближайшие 10—15 лет.
После проделанной работы, исследовав и оценив роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве, в заключении хочется сделать некоторые выводы:
1. Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделись несколько основополагающих направлений
2 Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджето-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы рынок, кредитные отношения
3 Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения либеральной или протекционистской внешнеэкономической политики.
4 Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления на доведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережении.
5 Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки и соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей)
6 Регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности
7 Особое место занимает антициклическое регулирование, которое затрагивает многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть ациклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.
Таким образом, государственное регулирование экономики может служить одним из главных инструментов развития социально-экономического потенциала страны, вхождения России в мировое сообщество, определения ее места в мировом хозяйстве и именно от государственного регулирования зависит завершение трансформационного кризиса и выход на траекторию современного экономического роста.
1. Абалкин Экономическая политика в 2005 году: определение приоритетов // Вопросы экономики.- февраль, №2,06.- 4с.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт- М, 2002.- 384с.
3. Грязнова А. Г. Макроэкономика: Теория и российская практика: Учебник.- М.: КНОРУС.-2004.-608с.
4. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Экономистъ.- 2004.-861с.
5. Камаева В. Д. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений.- 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2002.- 640с.: ил.
6. Кучуков Р. А. Государственное регулирование экономических и социальных процессов: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2004.- 288с.
7. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.-480с.- (Серия «Высшее образование»).
8. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 520с.
9. Песоцкая Н. 4 марта на Алтае в акции протеста участвовало свыше 28 тысяч человек // Голос труда.- № 10,06.-1с.
10. Пошкус Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // Экономика и управление АПК.- №2,06.-9с.
11. Ушачев И. Нужны новые подходы к аграрной политике // Экономика и управление АПК.-№1, 06.-
12. Шешин В. А. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. 3 Макроэкономика.- изд-во АГАУ.- 2004.- 228с.
2
Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве