Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом в российской экономической науке все акту­альнее потребность в разработке и практическом применении те­ории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государ­ственное регулирование экономики может служить одним из глав­ных инструментов развития социально-экономического потенци­ала страны, вхождения России в мировое сообщество и определе­ния ее места в мировом хозяйстве.

Оглавление

Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории - Гос. регулирование.doc

— 217.00 Кб (Скачать)


 

Кафедра экономической теории

 

 

 

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

Специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии АПК»

Дисциплина «Экономическая теория»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

2006


Содержание

Содержание

Введение

1 Роль государства в регулировании экономики

1.1 Государство, как субъект экономической политики

1.2  Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики

1.3  Границы государственного вмешательства в экономику

2 Экономическая политика государства

2.1 Сущность государственного регулирования

2.2 Сельскохозяйственная политика государства

2.3. Социальная политика государства

2.4. Поддержка Ж. К. Х

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Проблемы государственного регулирования экономикой в XX в. вышли на первый план  в большинстве стран мира.

За последние 10 лет реформ экономика России претерпела существенные изменения, как в количественном, так и в качествен­ном отношении. Объем производства сократился примерно на 40%, усилилась зависимость государства от зарубежных поставок про­довольствия, потребительских товаров, почти в четыре раза сни­зились размеры инвестиций в экономику, что привело к значитель­ному старению производственного аппарата и отставанию России от индустриальных стран в технологическом развитии. Коренным образом изменился социальный облик общества. С появлением класса собственников произошла резкая дифференциация насе­ления, образовался значительный слой малоимущих и бедных Граждан. Неотъемлемыми чертами современной России стали инфляция, безработица, падение уровня жизни, депопуляция на­селения. Негативные моменты переходного перио­да во многом можно объяснить переоценкой саморегуляции рыночных механизмов и непониманием роли и места государства в управлении процессами развития национального хозяйства.

С каждым годом в российской экономической науке все акту­альнее потребность в разработке и практическом применении те­ории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государ­ственное регулирование экономики может служить одним из глав­ных инструментов развития социально-экономического потенци­ала страны, вхождения России в мировое сообщество и определе­ния ее места в мировом хозяйстве.

 

 

 

 

1 Роль государства в регулировании экономики

 

1.1 Государство, как субъект экономической политики

Государство является основным субъектом (исполнителем) эко­номической политики. На современном этапе развития России оно может проявить себя как наиболее важное институциональное образование, способное привести к экономическому росту и по­вышению благосостояния населения страны.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) на протяже­нии многих десятилетий было самым важным инструментом уп­равления национальным хозяйством. После 1917г. российская экономическая система формировалась, главным образом, под воз­действием государства.

Рассмотрим одно из важных понятий ГРЭ — «экономическую систему». В соответствии с определением И. Бернара и Ж-К Колли, экономическая система — это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к пре­обладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. [7, с.17-18]

В зависимости от выбранных критериев по-разному можно классифицировать когда-либо существовавшие экономические системы. В советский период главным критерием различия эко­номических систем было господство какого-либо вида собствен­ности на средства производства. Поэтому выделялись первобыт­но-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первый этап — социалистическая) социально-экономические формации. Если за основу классификации взять популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие экономические системы: экономика домашнего хозяй­ства, экономика феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство, автаркическое хозяйство. В товарной экономике в зависимости от экономического режима обычно вы­деляют рыночную (капиталистическую), централизованную пла­новую (СССР с 1928 по 1985 гг.) и рыночную коллективистскую экономику (бывшая Югославия, скандинавские страны). В насто­ящее время все популярней становится принцип разделения эко­номических систем XX в. на капитализм, ориентированный на максимизацию прибыли, и этатизм, ориентированный на макси­мизацию власти.

Россию 2000-х годов нельзя отнести ни к одной из существо­вавших ранее экономических систем. Если в начале реформ мно­гие российские экономисты говорили о России как о государстве с рыночной экономикой, то сейчас все чаще современный период развития страны называют переходным, а экономику — смешан­ной. В связи с этим ГРЭ в Российской Федерации, по всей види­мости, должно отличаться от характера воздействия государства на национальные хозяйства в стабильных, эволюционно развива­ющихся системах.

В переходный период государственное регулирование экономи­ки должно быть количественно определенным, нормативным воз­действием на все хозяйствующие субъекты. Как и при любом виде управления, процессу регулирования должен предшествовать анализа сложившейся хозяйственной ситуации с учетом исторических, и национальных, психологических особенностей развития (менталитета) общества. Только после этого могут быть сформулированы, приняты цели и задачи дальнейшего функционирования экономики. При этом необходимо изучать опыт государств, находящихся на более высокой стадии экономического развития, а также стран с низким экономическим потенциалом, но близких России по-своему национальному и историческому тип.

 

1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики

При принятии первых основных законов капиталистических стран вопросы социально-экономического развития ограничива­лись, как правило, декларацией о неприкосновенности частной собственности, а основное внимание в конституциях уделялось проблемам взаимоотношения государства и общества по поводу организации и функционирования власти. По мере укрупнения производства, индустриализации в законодательных актах начали обращаться к вопросам регулирования социально-экономической сферы. Уже в конце XIX в. были приняты законы об антитрестов­ском регулировании, организации рыночной конкуренции, защи­те внутреннего рынка от внешнеэкономической экспансии и т.д. Качественно новый этап в управлении экономикой государствен­ная власть получила при переходе к бумажно-денежному обраще­нию. С середины 50-х годов по мере наступления кризиса индуст­риального общества, застоя и крушения коммунистической фор­мации в конституции и законодательные акты разных государств вносились ограничения по вмешательству исполнительной влас­ти в хозяйственную жизнь и социальный процесс. При этом от­дельные функции государственной власти, например налогообло­жение, бюджетно-денежная политика, наоборот, стали получать детальную конкретизацию при принятии и изменении конститу­ций, кодексов, законов современных стран. Нормативно-правовую базу индустриальных государств мож­но условно разделить на три типа: 1) минимальное вмешательство государства в экономику (либерализм) и нейтральность основных законов и принимаемых нормативных актов по отношению к со­циально-экономическим проблемам; 2) увеличение государствен­ного регулирования хозяйственной жизни, вплоть до всеобщей государственной собственности и полного отрицания частной (со­циализм); 3) расширение социального аспекта в управленческих функциях государства и свобода выбора за организацией типа хо­зяйствования (социальная демократия).

Рассматривая законодательную систему государственного регу­лирования в России, нельзя обойти вниманием, существование на протяжении нескольких десятилетий советских конституций и соответствующей политической системы, которая и сейчас имеет большие корни в российском обществе и менталитете. Уже с 1918 г. в первой конституции российского государства появился раздел — один из первых в мировой конституционной практике, — который напрямую регулировал экономические вопросы. Правда, основное внимание в нем было уделено абсолютному отрицанию частной собственности, но среди положительных аспектов этого нормативного документа можно отметить формулирование про­блем формирования бюджета, планирования, декларирование со­циальных прав отдельных слоев общества. При принятии других отечественных конституций все больше внимания уделялось цен­трализованному плановому руководству народным хозяйством, а также распространению социальных прав на все слои общества. В мировой законодательной практике так называемая сталинская конституция (1936 г.) и ее отдельные статьи о регулировании эко­номики получили признание в некоторых развитых европейских государствах (например, во Франции, скандинавских странах), что было вызвано успехами Советского Союза в экономическом раз­витии в 30—50-е годы.

В конце 80-х — начале 90-х годов, когда в современном обще­стве наметился переход к построению многоукладного хозяйства, большие надежды связывались с расширением роли законов и других государственных актов в организации власти и функцио­нировании народного хозяйства. В Советском Союзе, нормативно-правовая база, которого относилась ко второму типу организации, многие юридические документы так и остались на уровне декла­раций. Значительная часть общества считала, что в случае принятия законов, регламентирующих вопросы разделения власти, орга­низации выборов, защиты собственности, а также регулирующих социально-экономическую жизнь, будет обеспечен выход из застоя в экономике и решены вопросы повышения уровня жизни и рос­та эффективности производства.

Одновременно перед российской государственной властью встала проблема формирования политической и экономической систем. Как признает большинство специалистов новейшей исто­рии, это оказалось непосильным для современных органов россий­ской власти. В результате были допущены крупные ошибки. Если в последние годы существования Советского Союза при М.С. Гор­бачеве правовые решения принимались в основном в виде законов, то в начале 90-х годов формирование нормативно-правовой базы рос­сийского государства пошло вспять. Уже на второй год существова­ния Российской Федерации Б.Н. Ельцин потерял поддержку парла­мента и управление государством стало осуществляться на основе его указов, т.е. актов, имеющих ограниченный период действия. Так, за один 1993г. президентом было подписано свыше 2300 указов, кото­рые, естественно, отличались слабой проработанностью и часто всту­пали в противоречие друг с другом.

В 1992г. в соответствии с указами Президента РФ был осуще­ствлен переход к «радикальному» реформированию экономики. Изменения в ее управлении и функционировании можно свести к трем направлениям:

•   либерализация цен и отказ от контроля над ценами на боль­шинство потребительских товаров;

•   разгосударствление и приватизация государственной соб­ственности, равенство всех форм собственности;

•   ликвидация монополии государства на внешнеэкономичес­кую деятельность.

Принятые указы при внешнем декларировании соблюдения прав всех граждан общества и повышения уровня жизни факти­чески решали только политические задачи по укреплению власти отдельных слоев, групп населения и даже определенных лиц (оли­гархов). Не случайно все они получили оформление в виде зако­нов только через несколько лет после начала действия, когда были достигнуты позитивные, по мнению правящей, элиты, результаты.

С точки зрения экономического развития государства, послед­ствия этих указов крайне отрицательны. К примеру, Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. о либерализации цен привел за не­сколько месяцев к фактической утрате всех денежных накоплений у 92% населения. [7, с. 28]

На протяжении почти всех 90-х годов краткосрочные популистские решения господство­вали над принятием продуманных и рассчитанных на долгое вре­мя законодательных документов. Очень многие из принятых Го­сударственной думой законов и программ, утверждаемых прави­тельством, с самого начала не имели финансового обеспечения и в основном были направлены на решение текущих проблем вы­живания общества.

С середины 90-х годов Государственная дума развернула актив­ную деятельность по формированию современной нормативно-правовой базы России. Почти по каждому направлению социаль­но-экономической жизни были приняты базовые законы. Их количество за 1994—2000 гг. составило порядка 1800. Естественно, невозможно дать разверну­тую характеристику принятых федеральных законов, других нор­мативных актов, но в совокупности они имеют следующие особенности:

противостояние президентской власти и законодательной, приведшее к тому, что за восемь лет так и не были приняты все конституциональные федеральные законы, составляю­щие основу правовой системы государства;

отсутствие документов, гарантирующих разделение ветвей власти. По-прежнему законодательная и, особенно, судебная ветви власти зависят от решений исполнительных органов, в частности, по социальным вопросам, размерам заработной платы, пенсий и т.п.;

противоречия в формировании частного и государственно­го секторов экономики. Быстрое разгосударствление госсоб­ственности не дало эффективного частного сектора, что за­ставляет постоянно возвращаться к правовым вопросам фун­кционирования базовых отраслей национального хозяйства;

Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве