Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
С каждым годом в российской экономической науке все актуальнее потребность в разработке и практическом применении теории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государственное регулирование экономики может служить одним из главных инструментов развития социально-экономического потенциала страны, вхождения России в мировое сообщество и определения ее места в мировом хозяйстве.
Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы
Кафедра экономической теории
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии АПК»
Дисциплина «Экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
2006
Содержание
Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы
Проблемы государственного регулирования экономикой в XX в. вышли на первый план в большинстве стран мира.
За последние 10 лет реформ экономика России претерпела существенные изменения, как в количественном, так и в качественном отношении. Объем производства сократился примерно на 40%, усилилась зависимость государства от зарубежных поставок продовольствия, потребительских товаров, почти в четыре раза снизились размеры инвестиций в экономику, что привело к значительному старению производственного аппарата и отставанию России от индустриальных стран в технологическом развитии. Коренным образом изменился социальный облик общества. С появлением класса собственников произошла резкая дифференциация населения, образовался значительный слой малоимущих и бедных Граждан. Неотъемлемыми чертами современной России стали инфляция, безработица, падение уровня жизни, депопуляция населения. Негативные моменты переходного периода во многом можно объяснить переоценкой саморегуляции рыночных механизмов и непониманием роли и места государства в управлении процессами развития национального хозяйства.
С каждым годом в российской экономической науке все актуальнее потребность в разработке и практическом применении теории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государственное регулирование экономики может служить одним из главных инструментов развития социально-экономического потенциала страны, вхождения России в мировое сообщество и определения ее места в мировом хозяйстве.
Государство является основным субъектом (исполнителем) экономической политики. На современном этапе развития России оно может проявить себя как наиболее важное институциональное образование, способное привести к экономическому росту и повышению благосостояния населения страны.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) на протяжении многих десятилетий было самым важным инструментом управления национальным хозяйством. После 1917г. российская экономическая система формировалась, главным образом, под воздействием государства.
Рассмотрим одно из важных понятий ГРЭ — «экономическую систему». В соответствии с определением И. Бернара и Ж-К Колли, экономическая система — это совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности. [7, с.17-18]
В зависимости от выбранных критериев по-разному можно классифицировать когда-либо существовавшие экономические системы. В советский период главным критерием различия экономических систем было господство какого-либо вида собственности на средства производства. Поэтому выделялись первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первый этап — социалистическая) социально-экономические формации. Если за основу классификации взять популярную идею экономического равновесия, то выделяются следующие экономические системы: экономика домашнего хозяйства, экономика феодального поместья, бюргерское хозяйство, ремесленное производство, автаркическое хозяйство. В товарной экономике в зависимости от экономического режима обычно выделяют рыночную (капиталистическую), централизованную плановую (СССР с 1928 по 1985 гг.) и рыночную коллективистскую экономику (бывшая Югославия, скандинавские страны). В настоящее время все популярней становится принцип разделения экономических систем XX в. на капитализм, ориентированный на максимизацию прибыли, и этатизм, ориентированный на максимизацию власти.
Россию 2000-х годов нельзя отнести ни к одной из существовавших ранее экономических систем. Если в начале реформ многие российские экономисты говорили о России как о государстве с рыночной экономикой, то сейчас все чаще современный период развития страны называют переходным, а экономику — смешанной. В связи с этим ГРЭ в Российской Федерации, по всей видимости, должно отличаться от характера воздействия государства на национальные хозяйства в стабильных, эволюционно развивающихся системах.
В переходный период государственное регулирование экономики должно быть количественно определенным, нормативным воздействием на все хозяйствующие субъекты. Как и при любом виде управления, процессу регулирования должен предшествовать анализа сложившейся хозяйственной ситуации с учетом исторических, и национальных, психологических особенностей развития (менталитета) общества. Только после этого могут быть сформулированы, приняты цели и задачи дальнейшего функционирования экономики. При этом необходимо изучать опыт государств, находящихся на более высокой стадии экономического развития, а также стран с низким экономическим потенциалом, но близких России по-своему национальному и историческому тип.
При принятии первых основных законов капиталистических стран вопросы социально-экономического развития ограничивались, как правило, декларацией о неприкосновенности частной собственности, а основное внимание в конституциях уделялось проблемам взаимоотношения государства и общества по поводу организации и функционирования власти. По мере укрупнения производства, индустриализации в законодательных актах начали обращаться к вопросам регулирования социально-экономической сферы. Уже в конце XIX в. были приняты законы об антитрестовском регулировании, организации рыночной конкуренции, защите внутреннего рынка от внешнеэкономической экспансии и т.д. Качественно новый этап в управлении экономикой государственная власть получила при переходе к бумажно-денежному обращению. С середины 50-х годов по мере наступления кризиса индустриального общества, застоя и крушения коммунистической формации в конституции и законодательные акты разных государств вносились ограничения по вмешательству исполнительной власти в хозяйственную жизнь и социальный процесс. При этом отдельные функции государственной власти, например налогообложение, бюджетно-денежная политика, наоборот, стали получать детальную конкретизацию при принятии и изменении конституций, кодексов, законов современных стран. Нормативно-правовую базу индустриальных государств можно условно разделить на три типа: 1) минимальное вмешательство государства в экономику (либерализм) и нейтральность основных законов и принимаемых нормативных актов по отношению к социально-экономическим проблемам; 2) увеличение государственного регулирования хозяйственной жизни, вплоть до всеобщей государственной собственности и полного отрицания частной (социализм); 3) расширение социального аспекта в управленческих функциях государства и свобода выбора за организацией типа хозяйствования (социальная демократия).
Рассматривая законодательную систему государственного регулирования в России, нельзя обойти вниманием, существование на протяжении нескольких десятилетий советских конституций и соответствующей политической системы, которая и сейчас имеет большие корни в российском обществе и менталитете. Уже с 1918 г. в первой конституции российского государства появился раздел — один из первых в мировой конституционной практике, — который напрямую регулировал экономические вопросы. Правда, основное внимание в нем было уделено абсолютному отрицанию частной собственности, но среди положительных аспектов этого нормативного документа можно отметить формулирование проблем формирования бюджета, планирования, декларирование социальных прав отдельных слоев общества. При принятии других отечественных конституций все больше внимания уделялось централизованному плановому руководству народным хозяйством, а также распространению социальных прав на все слои общества. В мировой законодательной практике так называемая сталинская конституция (1936 г.) и ее отдельные статьи о регулировании экономики получили признание в некоторых развитых европейских государствах (например, во Франции, скандинавских странах), что было вызвано успехами Советского Союза в экономическом развитии в 30—50-е годы.
В конце 80-х — начале 90-х годов, когда в современном обществе наметился переход к построению многоукладного хозяйства, большие надежды связывались с расширением роли законов и других государственных актов в организации власти и функционировании народного хозяйства. В Советском Союзе, нормативно-правовая база, которого относилась ко второму типу организации, многие юридические документы так и остались на уровне деклараций. Значительная часть общества считала, что в случае принятия законов, регламентирующих вопросы разделения власти, организации выборов, защиты собственности, а также регулирующих социально-экономическую жизнь, будет обеспечен выход из застоя в экономике и решены вопросы повышения уровня жизни и роста эффективности производства.
Одновременно перед российской государственной властью встала проблема формирования политической и экономической систем. Как признает большинство специалистов новейшей истории, это оказалось непосильным для современных органов российской власти. В результате были допущены крупные ошибки. Если в последние годы существования Советского Союза при М.С. Горбачеве правовые решения принимались в основном в виде законов, то в начале 90-х годов формирование нормативно-правовой базы российского государства пошло вспять. Уже на второй год существования Российской Федерации Б.Н. Ельцин потерял поддержку парламента и управление государством стало осуществляться на основе его указов, т.е. актов, имеющих ограниченный период действия. Так, за один 1993г. президентом было подписано свыше 2300 указов, которые, естественно, отличались слабой проработанностью и часто вступали в противоречие друг с другом.
В 1992г. в соответствии с указами Президента РФ был осуществлен переход к «радикальному» реформированию экономики. Изменения в ее управлении и функционировании можно свести к трем направлениям:
• либерализация цен и отказ от контроля над ценами на большинство потребительских товаров;
• разгосударствление и приватизация государственной собственности, равенство всех форм собственности;
• ликвидация монополии государства на внешнеэкономическую деятельность.
Принятые указы при внешнем декларировании соблюдения прав всех граждан общества и повышения уровня жизни фактически решали только политические задачи по укреплению власти отдельных слоев, групп населения и даже определенных лиц (олигархов). Не случайно все они получили оформление в виде законов только через несколько лет после начала действия, когда были достигнуты позитивные, по мнению правящей, элиты, результаты.
С точки зрения экономического развития государства, последствия этих указов крайне отрицательны. К примеру, Указ Президента РФ от 3 декабря 1991 г. о либерализации цен привел за несколько месяцев к фактической утрате всех денежных накоплений у 92% населения. [7, с. 28]
На протяжении почти всех 90-х годов краткосрочные популистские решения господствовали над принятием продуманных и рассчитанных на долгое время законодательных документов. Очень многие из принятых Государственной думой законов и программ, утверждаемых правительством, с самого начала не имели финансового обеспечения и в основном были направлены на решение текущих проблем выживания общества.
С середины 90-х годов Государственная дума развернула активную деятельность по формированию современной нормативно-правовой базы России. Почти по каждому направлению социально-экономической жизни были приняты базовые законы. Их количество за 1994—2000 гг. составило порядка 1800. Естественно, невозможно дать развернутую характеристику принятых федеральных законов, других нормативных актов, но в совокупности они имеют следующие особенности:
противостояние президентской власти и законодательной, приведшее к тому, что за восемь лет так и не были приняты все конституциональные федеральные законы, составляющие основу правовой системы государства;
отсутствие документов, гарантирующих разделение ветвей власти. По-прежнему законодательная и, особенно, судебная ветви власти зависят от решений исполнительных органов, в частности, по социальным вопросам, размерам заработной платы, пенсий и т.п.;
противоречия в формировании частного и государственного секторов экономики. Быстрое разгосударствление госсобственности не дало эффективного частного сектора, что заставляет постоянно возвращаться к правовым вопросам функционирования базовых отраслей национального хозяйства;
Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве