Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
С каждым годом в российской экономической науке все актуальнее потребность в разработке и практическом применении теории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государственное регулирование экономики может служить одним из главных инструментов развития социально-экономического потенциала страны, вхождения России в мировое сообщество и определения ее места в мировом хозяйстве.
Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы
минимальная бюджетная поддержка сельского хозяйства со стороны государства, приведшая к неконкурентоспособности большинства продуктов аграрного сектора;
отсутствие правовых решений по повышению прозрачности денежно-финансовой сферы. Сформировавшаяся банковская система абсолютно не приспособлена к перераспределению капиталов между различными секторами экономики, а ориентирована на получение доходов от внешнеэкономической деятельности и спекулятивных сделок;
отсутствие законов, препятствующих оттоку капитала за границу;
полный провал в формировании законодательной базы по оплате труда в бюджетной сфере. Действующая в 2001 г единая тарифная сетка, в основном в социальном секторе определяет заработную плату работников первого разряда в размере 10% минимального прожиточного уровня.( Мищенко)
частое копирование западных законодательных актов, которые противоречат российским подходам, образу жизни.
В 2000—2001 гг. второй президент РФ приступил к юридическому реформированию основных секторов общества. В этот период были приняты Налоговый, Трудовой, Уголовно-процессуальный кодексы, законы о реформировании судебной, пенсионной системы и др. Безусловно, необходимость принятия этих законодательных актов назрела давно. Главное противоречие может проявиться в том, что созданные нормативные акты могут недостаточно реально оценивать доходную часть бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, финансовое положение предприятий, доходы рядовой российской семьи, а это, в свою очередь, приведет к ситуации, аналогичной ситуации начала 90-х годов, когда слишком большая надежда на правовую реформу и принятие юридических решений по всем направлениям жизни государства привели, можно сказать, к юридическому коллапсу. Из этого можно сделать вывод, что администрация Президента, правительство, Государственная дума все больше находятся в отрыве от субъектов федерации и минимально учитывают социально-психологические настроения населения. Подтверждением этого может служить принятие в 2001г. распоряжения Правительства РФ «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 г.г.)», которая состоит их декларативных положений, характерных для развитого индустриального государства и слабо учитывающих затянувшийся переход России к рынку, и содержит мало цифр, которые бы конкретизировали осуществление социально-экономических реформ в ближайшие годы.
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику.
Интерес к формированию и развитию российского национального хозяйства и к роли государства пронизывает почти всю тысячелетнюю историю России. Осмысление целостности российского национального хозяйства, перспектив развития и вхождения в мировое хозяйство, проведение соответствующей государственной политики занимало главное внимание общественных деятелей.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условия для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.
Важнейшим звеном рыночной экономики, без которого она не в состоянии выполнять свои основные функции, является конкурентный рынок, сохраняющий черты свободного рынка.
Справедливым признается любой доход, полученный в итоге участия в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Согласно этому критерию, в равной степени справедливым следует считать высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие доходы тех, кто потерпел неудачу (разорился, потерял рабочее место и т.п.).
Рыночное распределение минует занятых в сфере образования, науки и государственного управления, обороны. Поскольку эти люди, так или иначе связаны с выпуском общественных товаров, их содержание становится делом государства.
Совершенно очевидно, что чисто рыночное распределение отнюдь не гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономического права человека — права на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности. Для общественного признания того факта, что распределение доходов, справедливое с точки зрения законов рынка, явно несправедливо в общечеловеческом смысле, странам с развитыми рыночными хозяйствами понадобилось немало времени. Итогом является завершение расширения экономических функций государства, активно включающихся в перераспределение доходов.
Как следует из опыта развитых стран, рыночный механизм, стимулируя эффективное использование уже имеющихся результатов НТП, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования в производстве. Рынок не дает должного эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли. Иначе говоря, механизм рынка достаточно движет машину экономики по поверхности коммерческого освоения новых технологии, но гораздо медленнее взбирается с ней в гору современного НТП. И здесь не обойтись без участия государства, которое воплощается в стимулирование НТП и проведение структурной политики.
Региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов, также требуют вмешательства государства, формирования четкой региональной политики. Как показывает практика, регулирование на национальном и межгосударственном уровнях является обязательным условием здорового развития мировой экономики. Имеются в виду многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Заметим также, что никакая экономика (как рыночная, так и не рыночная) не имеет врожденного иммунитета по крайней мере против двух тяжелых хронических болезней — инфляции и монополизма. Ясно, что и рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимых государством антиинфляционных и антимонопольных мерах. Таковы в общих чертах верхние, максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой то, какими бы благими намерениями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные деформации рыночные процессов, падает эффективность производства. Рано пли поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Прежде всего, понятие «государственное регулирование экономики» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование, в широком смысле слова, включает: прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место не только в централизованно управляемой экономике, но и в рыночной экономике.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений это, прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.
Задачи и содержание государственного регулирования в переходный период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы товарного обращения. Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка — это рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным приказным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства. Главной задачей, Является создания современного рынка — удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.
Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.
В России опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий:
оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов;
создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе — разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях;
осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения
проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер, направленных на повышение уровня занятости населения;
проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.
Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий — все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь на хлеб.
Государственное регулирование — это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Так же тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.
Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого ее элемента во взаимодействии с другими элементами
государственного плана развития экономики.
Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве