Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом в российской экономической науке все акту­альнее потребность в разработке и практическом применении те­ории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государ­ственное регулирование экономики может служить одним из глав­ных инструментов развития социально-экономического потенци­ала страны, вхождения России в мировое сообщество и определе­ния ее места в мировом хозяйстве.

Оглавление

Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории - Гос. регулирование.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

минимальная бюджетная поддержка сельского хозяйства со стороны государства, приведшая к неконкурентоспособности большинства продуктов аграрного сектора;

отсутствие правовых решений по повышению прозрачнос­ти денежно-финансовой сферы. Сформировавшаяся банков­ская система абсолютно не приспособлена к перераспреде­лению капиталов между различными секторами экономики, а ориентирована на получение доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности и спекулятивных сделок;

отсутствие законов, препятствующих оттоку капитала за границу;

полный провал в формировании законодательной базы по оплате труда в бюджетной сфере. Действующая в 2001 г единая тарифная сетка, в основном в социальном секторе определяет заработную плату работников первого разряда в размере 10% минимального прожиточного уровня.( Мищенко)

частое копирование западных законодательных актов, кото­рые противоречат российским подходам, образу жизни.

В 2000—2001 гг. второй президент РФ приступил к юридичес­кому реформированию основных секторов общества. В этот пе­риод были приняты Налоговый, Трудовой, Уголовно-процессуаль­ный кодексы, законы о реформировании судебной, пенсионной сис­темы и др. Безусловно, необходимость принятия этих законодательных актов назрела давно. Главное противоречие  может проявиться в том, что созданные норматив­ные акты могут недостаточно реально оценивать доходную часть бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, финансовое положение предприятий, доходы рядовой российской семьи, а это, в свою очередь, приведет к ситуации, аналогичной ситуации нача­ла 90-х годов, когда слишком большая надежда на правовую рефор­му и принятие юридических решений по всем направлениям жизни государства привели, можно сказать, к юридическому коллапсу. Из этого можно сделать вывод, что администрация Президента, правительство, Госу­дарственная дума все больше находятся в отрыве от субъектов фе­дерации и минимально учитывают социально-психологические на­строения населения. Подтверждением этого может служить при­нятие в 2001г. распоряжения Правительства РФ «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 г.г.)», которая состоит их декларативных положений, характерных для раз­витого индустриального государства и слабо учитывающих затя­нувшийся переход России к рынку, и содержит мало цифр, кото­рые бы конкретизировали осуществление социально-экономических реформ в ближайшие годы.

 

 

 

1.3 Границы государственного вмешательства в экономику.

 

Интерес к формированию и развитию российского национального хозяй­ства и к роли государства пронизывает почти всю тысячелетнюю историю России. Осмысление целостности российского национального хозяйства, перспектив развития и вхождения в мировое хозяйство, проведение соот­ветствующей государственной политики занимало главное внимание об­щественных деятелей.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и кон­тролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существую­щим условиям. Вмешательство государства в экономические процес­сы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроиз­водства, условия для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

Важнейшим звеном рыночной экономики, без которого она не в со­стоянии выполнять свои основные функции, является конкурентный рынок, сохраняющий черты свободного рынка.

Справедливым признается любой доход, полученный в итоге участия в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, ка­питалов и рабочей силы. Согласно этому критерию, в равной степени справедливым следует считать высокие доходы тех, кто преуспел в кон­куренции, и низкие доходы тех, кто потерпел неудачу (разорился, поте­рял рабочее место и т.п.).

Рыночное распределение минует занятых в сфере об­разования, науки и государственного управления, обороны. Поскольку эти люди, так или иначе связаны с выпуском общественных товаров, их содержание становится делом государства.

Совершенно очевидно, что чисто рыночное распределение отнюдь не гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономическо­го права человека — права на стандарт благосостояния, обеспечиваю­щий ему достойное существование вне зависимости от форм и резуль­татов экономической деятельности. Для общественного признания того факта, что распределение доходов, справедливое с точки зрения законов рынка, явно несправедливо в общечеловеческом смысле, стра­нам с развитыми рыночными хозяйствами понадобилось немало вре­мени. Итогом является завершение расширения экономических функций государства, активно включающихся в перераспределение доходов.

Как следует из опыта развитых стран, рыночный механизм, стиму­лируя эффективное использование уже имеющихся результатов НТП, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования в производстве. Рынок не дает должного эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и не­определенности в отношении будущей нормы прибыли. Иначе гово­ря, механизм рынка достаточно движет машину экономики по поверхности коммерческого освоения новых технологии, но гораздо медленнее взбирается с ней в гору современного НТП. И здесь не обойтись без участия государства, которое воплощается в стимулиро­вание НТП и проведение структурной политики.

Региональные проблемы, возникающие под влиянием историчес­ких, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов, также   требуют вмешательства государства, формирования четкой реги­ональной политики. Как показывает практика, регулирование на наци­ональном и межгосударственном уровнях является обязательным ус­ловием здорового развития мировой экономики. Имеются в виду многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над меж­дународной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на ва­лютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Заметим также, что никакая экономика (как рыночная, так и не рыноч­ная) не имеет врожденного иммунитета по крайней мере против двух тяжелых хронических болезней — инфляции и монополизма. Ясно, что и рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимых государством антиинфляционных и антимонопольных мерах. Таковы в общих чертах верхние, максимально допустимые пределы государственного вмеша­тельства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для то­го, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффек­тивно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой то, какими бы благими намерениями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные деформации рыночные процес­сов, падает эффективность производства. Рано пли поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрез­мерной государственной активности.

 


2 Экономическая политика государства

 

2.1 Сущность государственного регулирования

Прежде всего, понятие «государственное регулирование экономики» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюде­ние законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование, в широком смысле слова, включает: прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место не только в централизо­ванно управляемой экономике, но и в рыночной экономике.

Государственное регулирование экономики опирается на объектив­ные экономические законы общественного развития. В условиях ры­ночных отношений это, прежде всего закон спроса и предложения, за­кон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, ус­тановление законных и эффективных взаимоотношений между произ­водителями и поставщиками и потребителями продукции. Государст­венное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного ниве­лирования социального неравенства населения страны.

Задачи и содержание государственного регулирования в переход­ный период определяются сущностью рыночной экономики. Совре­менная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы товарного обращения. Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общест­венного продукта, движения его составных частей. Это также право­мерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка — это рынок как тип функци­онирования экономики в противоположность командно-администра­тивным приказным методам регулирования. Переход к рынку являет­ся сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежно­го обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства. Главной задачей, Является создания современного рын­ка — удовлетворение спроса на разнообразные товары производствен­ного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товар­ного дефицита.

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуще­ствляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в раз­витых странах. Не может быть создана эффективная рыночная эконо­мика без активной регулирующей роли государства.

В России опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономичес­кого развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый ры­нок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

Суть государственного регулирования на современном этапе пере­ходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий:

оздоровление финансовой системы, переход к индикативным ме­тодам, использованию финансовых рычагов;

создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать кото­рые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддерж­ку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в услови­ях рынка. На следующем этапе — разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях;

осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения

проведение активной социальной политики, призванной облег­чить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер, на­правленных на повышение уровня занятости населения;

проведение четкой антимонопольной политики, повышение госу­дарственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий.

Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции раз­вития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий — все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регули­рования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рын­ка невозможно установить контроль за ценами на все виды продук­ции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать Необходимо также госу­дарственное регулирование цен на основные социально значимые то­вары, некоторые продукты питания, в первую очередь на хлеб.

Государственное регулирование — это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Явля­ясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регу­лирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Так же тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, регионоведением, муниципальным ме­неджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Как уже отмечалось, под государственным регулированием пони­мается система или совокупность взаимосвязанных методов и эконо­мических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономи­ческой жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и ры­чагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторо­ну механизма регулирования. Главное же содержание его определяет­ся целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого ее элемента во взаимодействии с другими элементами

государственного плана раз­вития экономики.

Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве