Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
С каждым годом в российской экономической науке все актуальнее потребность в разработке и практическом применении теории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государственное регулирование экономики может служить одним из главных инструментов развития социально-экономического потенциала страны, вхождения России в мировое сообщество и определения ее места в мировом хозяйстве.
Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы
[10, с. 6]
Дальнейший отказ от бюджетного финансирования российского сельского хозяйства приведет к окончательной потере продовольственной безопасности страны, проигрышу в конкурентной борьбе на мировом продовольственном рынке, обострению социально-политической ситуации на селе. Перенос решения этого вопроса на отдаленные годы потребует от государства значительно больших затрат, чем нынешний объем требующейся бюджетной поддержки.
2.3. Социальная политика государства
Социальная политика — это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создания условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой непосредственно связаны условия формирования и использования определяющего фактора производства — труда. Именно от социальной политики зависят возможность получить образование, осуществлять профессиональную подготовку кадров, переквалификацию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринимательской деятельности.
Социальная политика в широком смысле этого слова подразумевает реализацию мероприятий на различных уровнях хозяйственной деятельности и общественной жизни. Прежде всего необходимо выделить микро- и макроуровень.
Микроуровень ограничивается социальными мероприятиями в рамках отдельных хозяйственных единиц, и прежде всего корпораций, как обладающих значительными финансовыми возможностями, а также различных благотворительных организаций.
Это та политика, которая направлена, во-первых, на привлечение трудящихся к участию в управлении на том или ином уровне организационных структур предприятий. Во-вторых, это политики согласования интересов предпринимателей и профсоюзных организаций или просто работающих. В-третьих, это создание различного рода фондов социальной защиты работников. В-четвертых, это содействие улучшению жилищных и иных условий жизнедеятельности работников предприятия. Наконец, в-пятых, это реализация различного рода программ типа «качество жизни», которые охватывают разные стороны или всю совокупность общественной жизни работников, включая членов их семей, что к тому же является основным условием формирования коллективистских начал на уровне отдельных хозяйственных единиц.
Что касается макроуровня, то здесь имеет место, исключительно государственная социальная политика, охватывающая всю систему социально-экономических отношений в обществе. Она направлена на установление относительной социальной справедливости, ослабление дифференциации доходов и имущества различных социальных групп и классов, смягчение противоречий между субъектами экономических отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе. Государство располагает целой системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует социальную политику.
Под социальной защитой понимаются обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реально го уровня прожиточного минимума, адресности социальной поддержки, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан.
Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малообеспеченных в социальном плане слоев населения. Однако нельзя допускать таких налоговых ставок, которые ослабят стимулы к получению высоких доходов, что снижает активность труда и капитала.
Социальная политика в конечном счете направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Наиболее полно проявляется социальное партнерство в рамках генеральных и отраслевых соглашений, заключаемых на трехсторонней основе: профессиональными союзами, союзами предпринимателей и промышленников и правительством. В соответствии с ними определяется линия поведения лиц наемного труда и работодателей, за соблюдением которой следит государство, и в случае возникновения конфликтных ситуаций государственный аппарат исполнительной ветви власти выступает в роли арбитра.
Вообще, реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной.
Активная форма социальной защиты предполагает целый комплекс мероприятий направленный на государственную финансовую поддержку системы подготовки и переподготовки кадров, а также создании новых рабочих мест.
Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, выдаче дотаций.
Важнейшей составляющей социальной сферы является жилищно-коммунальное хозяйство — часть экономики страны, обеспечивающая содержание в надлежащем состоянии и функционирование жилых и вспомогательных помещений, образующих жилой фонд. Рассматривая вопросы социально-экономической деятельности, нельзя оставлять без внимания проблемы создания и развития данных сфер национального хозяйства, которые составляют материальный базис уровня жизни населения.
2.4 Поддержка Ж. К. Х.
Положение, которое сложилось сегодня в жилищно-коммунальной сфере, специалисты называют критическим. Вот, что по этому поводу говорил Алексей Экарт, депутат краевого Совета на 4 марта на акции протеста: «Жилищно-коммунальное хозяйство не просто в аварийном состоянии, положение стало критическим, и речь идет о том, что страна приведена на грань национальной катастрофы. Предлагаемый рыночный вариант решения проблем жилищно-коммунальной сферы в большой холодной стране будет последним роковым шагом в пропасть. Специалисты уже с начала 90-х годов предупреждали, что почти полное прекращение плановых работ по ремонту и обновлению материально-технической базы приведет страну к техногенной катастрофе, — власти на эти предупреждения не обращали никакого внимания. Теперь задирают до немыслимых размеров тарифы, будто бы за текущие платежи можно восстановить износ, накопленный десятилетиями. В 2004 году, перед тем как резко взвинтились тарифы в начале 2005 года, в краевом Совете народных депутатов проводился анализ повышения доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. В таблицах и графиках четко показывалось, что население — довольно дисциплинированный плательщик, а основные задолжники перед предприятиями ЖКХ
— бюджеты всех уровней. И выводы были далеко не в пользу увеличения тарифов для населения. Все это повлечет концентрацию бедности населения в регионе, рост социальной напряженности. Расходы по оплате квартир и коммунальных услуг в 1989 году не превышали 3% семейных расходов. Теперь эта планка — 22%. По данным Алтайкрайстата, взвинчивание тарифов обернулось тем, что в 2005 году более 25% семей в крае обратились за субсидиями, что в 2,5 раза больше, чем в 2004 году. В сельских районах края -от 40 до 80 процентов! При этом Правительство намерено ужесточить нормы по предоставлению субсидий, в результате чего около 30% получателей могут в ближайшее время лишиться такого права…»[9,с.1]
. Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на жилище». Статья 40 предусматривает реализацию права граждан на жилище путем предоставления его на равных условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора аренды либо путем приобретения и строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Одновременно гарантируется государственная помощь гражданам, не обеспеченным жильем, на основе системы государственных компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Также конституция снимает ограничения права владения, пользования и распоряжении земельными участками, находящимися в собственности граждан и предназначенными для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, Конституция РФ является первым и основным источником, регулирующим обеспечение населения жильем. Основной закон гарантирует право граждан на жилище, а жилищное законодательство и Жилищный кодекс призваны содействовать реализации этого права, эффективному использованию и охране жилищного фонда — совокупности всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные здания (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для одиноких, ветеранов и др.), квартиры, служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.
До сих пор в нашей стране жилищные отношения регулируются Жилищным кодексом и Жилищным законодательством РСФСР, а также Основами жилищного законодательства СССР, изданными в соответствии с ними другими актами. Все они, хотя и не противоречат современной конституции, уже устарели.
Многие поколения советских граждан получали жилье бесплатно от государства и воспринимали это как обязанность органов власти. Для преодоления этого стереотипа необходимо не только время, но и радикальное изменение системы доходов населения, развитие долгосрочного банковского кредитования. Но статистические данные свидетельствуют, что финансовые условия для развития жилищного строительства не соответствуют ситуации, сложившейся в рыночных государствах (табл. 2).
Таблица 2: Сравнение критических значений доходов и связанных с ними показателей
Показатели | Пределы, принятые в мировой практике в начале 90-х гг. | Россия, начало 1999г. |
Соотношение минимальной и средней заработной платы, разы | 1: 3 | 1: 14 |
Доля бедного населения, % | 10 | 38 |
Уровень безработицы, % | 8-10 | 12 |
Децильный коэффициент дифференциации (10% богатых к 10% бедных) | 10: 1 | 15: 1 |
Доля расходов бюджета на социальную помощь и социальные программы, % | 25 (рекомендуется ООН) | 8 |
Отношение минимума заработной платы (МЗ) к прожиточному минимуму (ПМ) | МЗ выше ПМ (развитые страны) | МЗ ниже ПМ на 90% |
[7, с.391]
Для расширения жилищного фонда имеются объективные факторы. Вместе с продуктами питания, одеждой жилье относится к таким предметам потребления, без которых невозможно обойтись. В США в 20-е годы резко увеличился внутренний рынок продаж за счет того, что каждая семья стала приобретать автомобили в личное пользование. В нашей стране фактором, стимулирующим использование сбережений населения на развитие федерального хозяйства, с начала реформ постоянно называют жилищное строительство.
В декабре 1992г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об основах федеральной жилищной политики», устанавливающий общие начала правового регулирования жилищных отношений в условиях рынка. Этот закон снимает ограничения по обмену нанимаемого, арендуемого или собственного жилья, содержит классификацию видов жилищного фонда, разграничивает права собственности на него. Важной составляющей данного закона является изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающее возмещение издержек на поддержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги. Закон способствует развитию частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, предусматривает использование механизмов льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное (банковский кредит под залог земли, производственных строений, жилых домов).
В 90-е годы основным документом реализации жилищной политики стала принятая Правительством РФ в 1993г. федеральная целевая программа «Жилище» на 1993—2001 гг. Цель ее — сформулировать принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики.
В настоящее время многие показатели развития экономики, содержащиеся в программе «Жилище», оказались невыполненными. Инвестиционный климат в стране не улучшился. Стройиндустрия работает вполсилы, пригороды больших городов беспорядочно застроены коттеджами, частично не имеющими инфраструктурного обеспечения, объемы жилищного строительства увеличить не удается. Правительство пошло на привлечение кредитов Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития для апробирования форм жилищного строительства в ряде городов (Барнаул, Тверь, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др.), но эффективность реализации проектов упиралась в платежеспособность населения.
В связи с тем, что срок действия программы практически завершился и по преодолению деградации жилищной сферы мало что сделано, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001г. № 675 принята новая Федеральная целевая программа «Жилище». Ее цель — комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве