Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом в российской экономической науке все акту­альнее потребность в разработке и практическом применении те­ории и методологии государственного регулирования. Пока не создан рыночный механизм, обеспечивающий устойчивый рост национального хозяйства и уровня жизни населения. Государ­ственное регулирование экономики может служить одним из глав­ных инструментов развития социально-экономического потенци­ала страны, вхождения России в мировое сообщество и определе­ния ее места в мировом хозяйстве.

Оглавление

Введение
1 Роль государства в регулировании экономики
1.1 Государство, как субъект экономической политики
1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики
1.3 Границы государственного вмешательства в экономику
2 Экономическая политика государства
2.1 Сущность государственного регулирования
2.2 Сельскохозяйственная политика государства
2.3. Социальная политика государства
2.4. Поддержка Ж. К. Х
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории - Гос. регулирование.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

[10, с. 6]

Дальнейший отказ от бюджетного фи­нансирования российского сельского хозяйства приве­дет к окончательной потере продовольствен­ной безопасности страны, проигрышу в кон­курентной борьбе на мировом продоволь­ственном рынке, обострению социально-по­литической ситуации на селе. Перенос ре­шения этого вопроса на отдаленные годы потребует от государства значительно боль­ших затрат, чем нынешний объем требую­щейся бюджетной поддержки.

 

2.3. Социальная политика государства

 

Социальная политика — это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение нера­венства в распределении доходов и создания условий для обеспече­ния относительной социальной справедливости и равенства. Она сориентирована на конечные цели и результаты экономического роста и в этом плане является важнейшей составляющей политики экономического роста. В то же время с социальной политикой не­посредственно связаны условия формирования и использования определяющего фактора производства — труда. Именно от соци­альной политики зависят возможность получить образование, осу­ществлять профессиональную подготовку кадров, переквалифика­цию рабочей силы, а также мотивацию к трудовой и предпринима­тельской деятельности.

Социальная политика в широком смысле этого слова подразу­мевает реализацию мероприятий на различных уровнях хозяйст­венной деятельности и общественной жизни. Прежде всего необходимо выделить микро- и макроуровень.

Микроуровень ограничивается социальными мероприятиями в рамках отдельных хозяйственных единиц, и прежде всего корпораций, как обладающих значительными финансовыми возможностями, а также различных благотворительных организаций.

Это та политика, которая направлена, во-первых, на привлече­ние трудящихся к участию в управлении на том или ином уровне организационных структур предприятий. Во-вторых, это политики согласования интересов предпринимателей и профсоюзных организаций или просто работающих. В-третьих, это создание различного рода фондов социальной защиты работников. В-четвертых, это содействие улучшению жилищных и иных условий жизнедеятельности работников предприятия. Наконец, в-пятых, это реализация различного рода программ типа «качество жизни», которые охватывают разные стороны или всю совокупность общественной жизни работников, включая членов их семей, что к тому же явля­ется основным условием формирования коллективистских начал на уровне отдельных хозяйственных единиц.

Что касается макроуровня, то здесь имеет место, исключительно государственная социальная политика, охваты­вающая всю систему социально-экономических отношений в об­ществе. Она направлена на установление относительной социаль­ной справедливости, ослабление дифференциации доходов и имущества различных социальных групп и классов, смягчение противоречий между субъектами экономических отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе. Государство располагает целой системой механизмов и инструментов, с помощью которых реализует социальную политику.

Под социальной защитой понимаются обязательства общества по реализации социальных прав граждан, социальных групп и клас­сов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реально го уровня прожиточного минимума, адресности социальной поддержки, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан.

Налоговая политика использует механизм прогрессивного на­логообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малообеспе­ченных в социальном плане слоев населения. Однако нельзя допус­кать таких налоговых ставок, которые ослабят стимулы к получе­нию высоких доходов, что снижает активность труда и капитала.

Социальная политика в конечном счете направлена на гармо­низацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Наиболее полно проявляется социальное партнерство в рамках генеральных и отраслевых соглашений, заключаемых на трехсторонней основе: профессиональными со­юзами, союзами предпринимателей и промышленников и прави­тельством. В соответствии с ними определяется линия поведения лиц наемного труда и работодателей, за соблюдением которой сле­дит государство, и в случае возникновения конфликтных ситуаций государственный аппарат исполнительной ветви власти выступает в роли арбитра.

Вообще, реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной.

Активная форма социальной защиты предполагает целый комплекс мероприятий направленный на государственную финансовую поддержку системы подготовки и перепод­готовки кадров, а также создании новых рабочих мест.

Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, выдаче дотаций.

Важнейшей составляющей социальной сферы является жилищно-коммунальное хозяйство — часть экономики страны, обеспе­чивающая содержание в надлежащем состоянии и функциониро­вание жилых и вспомогательных помещений, образующих жилой фонд. Рассматривая вопросы социально-экономической деятельности, нельзя оставлять без внимания проблемы создания и раз­вития данных сфер национального хозяйства, которые составля­ют материальный базис уровня жизни населения.

 

 

2.4 Поддержка Ж. К. Х.

Положение, которое сложилось сегодня в жилищно-коммуналь­ной сфере, специалисты называют критическим. Вот, что по этому поводу говорил Алексей Экарт, депутат краевого Совета на 4 марта на акции протеста: «Жилищно-коммунальное хозяйство не просто в аварийном состоянии, положе­ние стало критическим, и речь идет о том, что страна приведена на грань националь­ной катастрофы. Предлагаемый рыночный вариант ре­шения проблем жилищно-коммунальной сферы в большой холодной стране будет последним роковым шагом в пропасть. Спе­циалисты уже с начала 90-х годов предупреждали, что почти полное прекращение плановых работ по ремонту и обновлению материально-технической базы приведет страну к техногенной катастрофе, — власти на эти предупреждения не обращали ника­кого внимания. Теперь задирают до немыс­лимых размеров тарифы, будто бы за теку­щие платежи можно восстановить износ, на­копленный десятилетиями. В 2004 году, пе­ред тем как резко взвинтились тарифы в на­чале 2005 года, в краевом Совете народных депутатов проводился анализ повышения доли населения в оплате жилищно-комму­нальных услуг. В таблицах и графиках четко показывалось, что население — довольно дисциплинированный плательщик, а основ­ные задолжники перед предприятиями ЖКХ

— бюджеты всех уровней. И выводы были далеко не в пользу увеличения тарифов для населения. Все это повлечет концентрацию бедности населения в регионе, рост соци­альной напряженности. Расходы по оплате квартир и коммунальных услуг в 1989 году не превышали 3% семейных расходов. Теперь эта планка — 22%. По данным Алтайкрайстата, взвинчивание тарифов обернулось тем, что в 2005 году более 25% семей в крае об­ратились за субсидиями, что в 2,5 раза боль­ше, чем в 2004 году. В сельских районах края -от 40 до 80 процентов! При этом Прави­тельство намерено ужесточить нормы по предоставлению субсидий, в результате чего около 30% получателей могут в ближай­шее время лишиться такого права…»[9,с.1]

. Принятая в 1993г. Консти­туция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на жилище». Статья 40 предусматривает реализацию права граждан на жилище путем предоставления его на равных условиях дого­вора найма в пределах нормы жилой площади, а также на усло­виях договора аренды либо путем приобретения и строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Одно­временно гарантируется государственная помощь гражданам, не обеспеченным жильем, на основе системы государственных ком­пенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержа­ния и ремонта жилья. Также конституция снимает ограничения права владения, пользования и распоряжении земельными участ­ками, находящимися в собственности граждан и предназначенны­ми для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садовод­ства и индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, Конституция РФ является первым и основным источником, регулирующим обеспечение населения жильем. Ос­новной закон гарантирует право граждан на жилище, а жилищное законодательство и Жилищный кодекс призваны содействовать реализации этого права, эффективному использованию и охране жилищного фонда — совокупности всех жилых помещений неза­висимо от форм собственности, включая жилые дома, специали­зированные здания (общежития, гостиницы-приюты, дома манев­ренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для одиноких, ветеранов и др.), квартиры, служеб­ные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

До сих пор в нашей стране жилищные отношения регулируются Жилищным кодексом и Жилищным законодательством РСФСР, а также Основами жилищного законодательства СССР, изданными в соответствии с ними другими актами. Все они, хотя и не проти­воречат современной конституции, уже устарели.

Многие поколения советских граждан получали жилье бесплат­но от государства и воспринимали это как обязанность органов власти. Для преодоления этого стереотипа необходимо не только время, но и радикальное изменение системы доходов населения, развитие долгосрочного банковского кредитования. Но статисти­ческие данные свидетельствуют, что финансовые условия для раз­вития жилищного строительства не соответствуют ситуации, сло­жившейся в рыночных государствах (табл. 2).

Таблица 2: Сравнение критических значений доходов и связанных с ними показателей

Показатели

Пределы, принятые в мировой практике в начале 90-х гг.

Россия, начало 1999г.

Соотношение минимальной и средней заработной платы, разы

1: 3

1: 14

Доля бедного населения, %

10

38

Уровень безработицы, %

8-10

12

Децильный коэффициент дифференциации (10% богатых к 10% бедных)

10: 1

15: 1

Доля расходов бюджета на социальную помощь и социальные программы, %

25 (рекомендуется ООН)

8

Отношение минимума заработной платы (МЗ) к прожиточному минимуму (ПМ)

МЗ выше ПМ (развитые страны)

МЗ ниже ПМ на 90%

[7, с.391]

Для расширения жилищного фонда имеются объективные фак­торы. Вместе с продуктами питания, одеждой жилье относится к таким предметам потребления, без которых невозможно обойтись. В США в 20-е годы резко увеличился внутренний рынок продаж за счет того, что каждая семья стала приобретать автомобили в личное пользование. В нашей стране фактором, стимулирующим использование сбережений населения на развитие федерального хозяйства, с начала реформ постоянно называют жилищное стро­ительство.

В декабре 1992г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об ос­новах федеральной жилищной политики», устанавливающий об­щие начала правового регулирования жилищных отношений в условиях рынка. Этот закон снимает ограничения по обмену на­нимаемого, арендуемого или собственного жилья, содержит клас­сификацию видов жилищного фонда, разграничивает права соб­ственности на него. Важной составляющей данного закона явля­ется изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающее возмещение издержек на поддержание и ре­монт жилья, а также коммунальные услуги. Закон способствует развитию частной собственности на недвижимость в жилищной сфере, предусматривает использование механизмов льготного дол­госрочного кредитования индивидуального и кооперативного жи­лищного строительства, включая ипотечное (банковский кредит под залог земли, производственных строений, жилых домов).

В 90-е годы основным документом реализации жилищной по­литики стала принятая Правительством РФ в 1993г. федеральная целевая программа «Жилище» на 1993—2001 гг. Цель ее — сфор­мулировать принципиальные положения долгосрочной государ­ственной жилищной политики.

В настоящее время многие показатели развития экономики, содержащиеся в программе «Жилище», оказались невыполненны­ми. Инвестиционный климат в стране не улучшился. Стройиндустрия работает вполсилы, пригороды больших городов беспоря­дочно застроены коттеджами, частично не имеющими инфраструк­турного обеспечения, объемы жилищного строительства увеличить не удается. Правительство пошло на привлечение кредитов Международного банка реконст­рукции и развития и Европейского банка реконструкции и разви­тия для апробирования форм жилищного строительства в ряде городов (Барнаул, Тверь, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др.), но эффективность реализации проектов упиралась в платежеспо­собность населения.

В связи с тем, что срок действия программы практически завер­шился и по преодолению деградации жилищной сферы мало что сделано, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001г. № 675 принята новая Федеральная целевая программа «Жилище». Ее цель — комплексное решение проблемы перехода к устойчи­вому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспе­чивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфор­тные условия проживания в нем.

Информация о работе Роль и функции государства в современном рыночном хозяйстве